Уроки онлайн для особенных и для всех

Версия для печатиВерсия для печати

Сетевые педагоги искитимской специальной коррекционной школы-интерната № 12 работают с учениками, опираясь на собственные учебно-методические курсы для дистанционного обучения. За три года количество ребят, занимающихся с педагогами школы в онлайн-режиме, увеличилось с 24 до 36 человек.

Зачем это нужно?

— Курсы включают основные темы базовой программы по математике, русскому языку, развитию речи, а также по предмету «окружающий мир», — рассказывает директор Людмила Евсеенко. — Педагог дает материал дозированно, с учетом возможностей ребенка воспринимать определенный объем информации. Ведь у нас ребята особенные: школа-интернат — для слабослышащих и позднослышащих детей, которым, в отличие от обычных школьников, не так-то просто овладевать знаниями. При нарушении слуха существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, страдает развитие познавательной деятельности в целом.

Для того чтобы внедрить дистанционное обучение, надо было научить родителей школьников пользоваться специальным оборудованием — оно предоставляется во временное пользование бесплатно, как и доступ в Сеть, а также работать в программах, отличающихся от привычных нам. Потому-то домашние компьютеры для дистанционного обучения не подходят.

Живой диалог с педагогом по «Скайпу» для ребят — целое событие. Вроде «прихода гостей» или похода самого ребенка «в гости». Психологически для школьника, во многом лишенного постоянного контакта с окружающим миром, уроки онлайн приносят не только знания, но и удовлетворение колоссальной в этом возрасте потребности в общении.

«Здравствуй, как дела?»

Количество учебных часов изначально определялось методическими курсами с ориентацией на возраст ученика. В процессе урока и проверки домашнего задания педагог беседует с учеником не только по предмету, но и спрашивает его о самочувствии, настроении, атмосфере в семье. Понятно, что время занятий несколько увеличивается. Но акцент на дисциплину делается непременно: работа в онлайн-режиме начинается четко по расписанию.

На наших глазах учитель-сетевик выходит на связь с подопечным. Первые несколько минут мальчик общается с педагогом, закрыв глаза руками. Психологический барьер приходится преодолевать вместе. Лаской, вопросами «А где мама? Что мама делает?» наконец удается встретиться с парнишкой лицом к лицу. Ежик волос, немного растерянный взгляд. Ему трудно говорить — такая специфика. Тем не менее учитель информатики Ирина Пихтарева хорошо понимает, о чем идет речь.

— Ты почему не выполнил задание по дробям? — строго спрашивает Ирина Ивановна.

Да, в случае с дистанционщиками, как и с очными школьниками, невыполнение домашнего задания если не карается двойкой, то легкая выволочка точно обеспечена. Но, как правило, ребята все-таки стараются не подвести учителя. Очень уж дороги для них и общение по Интернету, и похвала педагога, и возможность отличиться, показать себя в деле.

В другом классе наблюдаем урок природоведения. Здесь занимаются очно. Немногочисленные школьники 5 класса «Г» сгрудились вокруг учительского стола. Педагог демонстрирует учебный ролик, обсуждает с детьми увиденное.

Для ребят с особенностями слуха кабинет оборудован специальными микрофонами и наушниками. Общение происходит при полной «амуниции». Педагог Валентина Митрюкова демонстрирует нам, как это все работает. Кажется, ну что тут сложного — поздороваться, представиться. А для ребенка, сидящего сейчас напротив меня за партой, каждый звук — большой труд и серьезная работа мышц. О, если бы каждый из нас старался так работать с артикуляцией!

Возвращаемся в кабинет, где проходит дистанционная сессия. Здесь уже полным ходом идет повторение пройденного материала.

Не только для инвалидов

Получившее активное развитие в инклюзивном пространстве дистанционное обучение, как считают педагоги школы, могло бы стать дополнением к очной форме школьного образования. Преимущество удаленных занятий в их многофункциональности.

— Ученик развивает внимание, зрительно-моторную координацию, познавательную активность, — подчеркивает Ирина Пихтарева. — Дети самостоятельно регулируют свою деятельность, подчиняя заданным правилам и требованиям, учатся планировать, сдерживать эмоциональные порывы, предвидеть результаты своих поступков.

Оказывается, успешное освоение компьютерных технологий не всегда вредно для детей. Педагоги говорят, что осознание ребенком факта, что он знает электронную грамоту, умеет с ее помощью добиться продуктивных результатов, решать сложные задачи, здорово повышает самооценку. А из позитивного отношения складывается удовлетворенность. Это, считает педагог-сетевик, помогает формировать такие качества, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, самостоятельность, ответственность, которые переносятся впоследствии с учебы в другие сферы деятельности.

Юлия НАЗАРЕНКО

Источник: sovsibir.ru