Уменьшение нагрузки всех преподавателей в школе искусств (доп. образование)

Версия для печатиВерсия для печати
Вопрос (подробно): 

Мой вопрос содержит три вопроса, связанных друг с другом.

Первый вопрос. Директор школы утверждает, что учредитель (в нашем случае это Управление культуры) требует снизить нагрузку всем преподавателям школы до полутора ставок (у кого она больше полутора ставок). Правомерно ли данное требование? Две ставки - это в нашем случае 36 часов (по 40 минут). Как можно защитить себя от уменьшения нагрузки? На что можно ссылаться при отстаивании 36 часов в тарификации? При этом в школе уже два года растет численность обучающихся, набор обучающихся произведен по плану и в полном объеме.

Второй вопрос. Если я работаю преподавателем дополнительного образования (в школе искусств) и имею нагрузку 36 часов в неделю, как должна рассчитываться моя зарплата? Все 36 часов по тарификации? Или 18 часов по тарификации, а оставшиеся 18 часов по совместительству или почасовой? Из документов, найденных в интернете, я поняла, что все 36 часов должны быть указаны в тарификации и оплачиваться по единому принципу, т.е. как моя основная нагрузка (без совместительства и почасовых)? Или все таки как - то иначе? Если правильный все же первый вариант (все 36 часов как основная нагрузка), то на какие документы можно ссылаться, доказывая это бухгалтеру учреждения? Именно официальные документы, поскольку выдержки из интернет источников ее не убедят.

Третий вопрос. Если сотрудник в нашем же образовательном учреждении работает как преподаватель и концертмейстер, является ли это совместительством. Опять же, из пояснений на разных интернет сайтах я поняла, что нет. И на самом деле так было и у нас в школе искусств до прошлого года. С прошлого учебного года бухгалтер решила, что это совмещение.

Может ли какая - то организация прислать нам в школу официальные документы, которые регламентируют все эти вопросы? Куда обращаться?

Надеюсь на конкретные ответы. Заранее спасибо.

Ответ: 

Ответы на Ваши вопросы содержатся ни в нормативных актах федерального или регионального уровня. Конкретизация основных подходов, определенных федеральным, региональным или муниципальным законодательством, и, соответственно, оформления отношений между образовательным учреждением и педагогическим работником производиться на уровне локальных нормативных актов ОУ и договоров, заключаемых между работниками и ОУ.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать лишь базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Что касается вопросов определения учебной нагрузки на педагогов.

Согласно приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

При этом объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).

Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне), не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год (тренировочный период, спортивный сезон) за исключением случаев изменения учебной нагрузки педагогических работников в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).

Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения.

Об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.

Ссылка работодателя на требование учредителя о сокращении учебной нагрузке на одного педагога не может рассматриваться в качестве законного (официального) основания для ее уменьшения. Скорее всего, данное требование носит фактический характер и только от самого работодателя зависит в какой форме будет осуществлено данное изменение.

 

21.08.2018
Отвечает: 
Сергей Максимов

Комментарии

Про оплату труда согласно тарификации: п4. Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601: pа педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы. У Вас и в Вашем положении об оплате труда это же должно быть указано.

Что касается совместительства или совмещения - это регулируется Постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41"Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры", в котором сказано следующее:

педагогические работники вправе осуществлять работу по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы.
Продолжительность работы по совместительству  в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать для педагогических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю - 16 часов работы в неделю.
Если у Вас своместительство на 2 ставки - это незаконно, можно ставку + 16 часов. Вообще любого совместителя могут уволить по ст.288: трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной, о чем работодатель в письменной форме предупреждает указанное лицо не менее чем за две недели до прекращения трудового договора. Т.е. при приеме на работу другого педагога доп.образования, тем более. если в вашем учреждении рост приема детей.
Опять же в п.2 Постановления № 41 сказано, что не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:
работа в том же образовательном учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров. При этом выполнение указанных работ допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Если наименование должностей разное, то это совмещение только в том случае, если работа по другой должности выполняется в основное рабочее время, если за пределами - только совместительство.
 

Сергей, спасибо за ответ. Но при чем тут локальные акты школы и вопрос тарификации? Если у меня ставка 18 часов, а я работаю на 36, неужели в локальных актах или договоре должно быть указано, что , например, 18 часов по тарификации, остальное почасовая?! Если это моя нагрузка, я основной сотрудник и никого не замещаю?! Данные вопросы должны регулироваться законами, а то так каждый может насчитать так, как хочет.

Вот выдержка из какого - то закона: Другая регулярная  педагогическая работа в тех же учреждениях начального или среднего профессионального образования,  дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях общего образования, учреждениях дополнительного образования детей и иных детских учреждениях не является совместительством вообще. Об особенностях выполнения педагогической работы в тех же перечисленных образовательных учреждениях речь пойдет в разделе «Условия выполнения работы, не являющейся совместительством».  Это касаемо работы более ставки и работы, когда, например, я работаю и как преподаватель, и как концертмейстер в одной и той же музыкальной школе.

Вот еще из какого - то документа пояснение: 

Возможны и другие варианты выполнения педагогической работы в том же учреждении. Все указанные выше и другие педагогические работники могут вести в том же образовательном учреждении преподавательскую работу, занятия в кружках и других объединениях обучающихся.

                                                        

      Подпунктом «з» регулируется педагогическая работа в образовательных учреждениях, перечисленных выше,  которая осуществляется в  должности с одним и тем же наименованием сверх нормы часов, установленной за ставку заработной платы.

       Примеры.

      1. Учитель школы выполняет преподавательскую работу в объеме 27 часов в неделю, т.е. сверх установленной  18-часовой нормы педагогической работы в неделю, за которую выплачивается ставка заработной платы.

Т.е. все это не является совместительством, соответственно, должно считаться одинаково, как основная нагрузка. А Вы пишете, что регулируется актами и т.д. А как же закон??

Основными документами, регулирующими вопросы определения продолжительности рабочего времени, режима труда и непосредственно связанного с этим оплатой труда являются:

Трудовой кодекс РФ; 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность”

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601
"О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".

Не углубляясь в особенности государственной политики в сфере оплаты труда работников образования следует отметить, что с точки зрения подхода к формированию оплаты труда педагогов в образоовательных организациях (в первую очередь в государственнных и муниципальных бюджетных учреждений) недопустимо. Фактически из Ваших вопросов можно предположить, что вы выполняете функции педагога с учебной нагрузкой 36 часов. Соответственно, фактически занимаете две ставки педагогического работников в учреждении дополнительного образования.

На практике большинство образовательных организаций при согласии работника разными подходами увеличивают его учебную нагрузку. При этом мотивы такой практики самые разнообразные. Также как и подходы к оформлению трудовых отношений с педагогами, выполняющими учебную нагрузку более чем по одной ставке (внутреннее совместительство, совмещение, гражданско-правовые договоры).

С учетом мотивов и подходов к оформлению увеличения учебной нагрузки образовательное учреждение может "оправдывать" формальное нарушение занятие педагогом в общей сумме две и более ставки педработника. Например, часть учебной нагрузки оформляется по основной ставке, часть через совмещение трудовых функций, часть через совместительство. Опять же на практике бывают ситуации, когда такие подходы приводят к тому, что педагог выполняет учебную нагрузку даже более чем по двум ставкам.

Однако это всего лишь разные подходы к решению задач, которые ставит перед собой каждая организация, чтобы сформировать и сохранить устойчивый кадровый состав, обеспечивающий качественную и стабильную работу учреждения.

То, что связано с содержанием первоначальных вопросов, прозвучавших в обращении, изначально не конкретизировано требование учредителя об уменьшении учебной нагрузки всех педагогов образовательной организации до полутора ставок. Необходимо понимать является ли это формальным требованием по принципу "все привести к единому знаменателю" или это требование устранить нарушение законодательства, связанное с оформлением педагогов на две ставки в полном объеме. Фактически администрация ОО может разделить ставку на несколько частей и оформить выполнение нагрузки по этой ставке на разных условиях (совмещение, совместительство, гражданско-правовой договор). Следует еще раз повториться, что сохранение двух ставок педагога за одним работником является нарушением и может повлечь привлечение к административной ответственности в случае проведения проверки органами Рострудинспекции.

Ответ на вопрос, по какой причине в ответе на первоначальный вопрос связаны вопросы тарификации и регулирования оплаты труда локальными нормативными актами, принимает во внимание проблему, связанную с начисление стимулирующих выплат. Именно решением вопросов начисления стимулирующих выплат при исполнение работником трудовых функций по основному месту работы, совместительству и совмещение посвящены локальные нормативные акты. Например, в ЛНА может быть указано, что премии не выплачиваются работникам, выполняющих трудовые функции по совмещению. То есть работник получает премию только основной ставке работы, а увеличение учебной нагрузки через совмещение не допускает начисление премии на часы учебной нагрузки, включенной в тарификацию через совмещение трудовых функций. Такая же ситуация может быть и с иными стимулирующими выплатами.

Поскольку основная часть оплаты труда педагога зависит не от оклада, а от стимулирующих выплат часто и возникает вопрос, каким образом производить начисление стимулирующих выплат при увеличинии учебной нагрузки через совмещение и совместительство.

Подводя итог, следует указать, что для анализа ситуации, связанной с реализацией политики оплаты труда в ОО, необходимо анализировать конкретные документы об оплате труда (положение об оплате труда в ОО, коллективный договор), а также кадровое дело работника, чтобы решить проблему уменьшение оплаты труда работника в связи с изменением подходов в ОО к тарификации педагога.

Добавить комментарий

Также по теме...