Формы поддержки одаренных детей

Версия для печатиВерсия для печати

Принято считать, что одаренность является результатом грамотного педагогического развития в детском возрасте, нежели счастливой генетической случайностью. Но не стоит путать одаренность и гениальность. Гениальность - это уже проявившаяся сверхспособность к чему-либо,чаще выраженная в каком- либо таланте. А одаренность- это лишь потенциал к  способностям у какого-либо человека. Соответственно одаренность нуждается в обязательном развитии. Отсюда следует,  что правильное воспитание и обучение в детском и юношеском возрасте напрямую влияет на уровень развития общества в дальнейшем. В связи с этим, начиная с 2000-х гг. в России наблюдается настоящий бум на тему одаренных детей и их развития. Речь не идет о массовом выращивании гениев, основная задача - это повысить общий интеллектуальный уровень подрастающего поколения.

Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 года № 625 была утверждена целевая программа «Одаренные дети», в рамках программы «Дети России». Цель: создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей с охватом до 40 процентов детского населения школьного возраста; направленной на сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России. С 2003 года в рамках подпрограммы «Одаренные дети» во всех федеральных округах созданы центры по работе с одаренными детьми, которые формируют банк одаренных детей.

3 апреля 2012 года Президентом была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, которая  определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В целом, политика относительно поддержки одаренных детей за последние 14 лет претерпевала различные изменения, в основном связанные с уровнем финансирования в тот или иной период времени, но многие направления поддержки и развития одаренных детей остались актуальны и получили дополнительное развитие в последние годы.

Итак, в какой же форме одаренные и увлеченные дети в нашей стране могут получить поддержку, развить таланты и реализовать свою тягу к знаниям.

В большинстве регионов созданы специализированные учреждения и центры по работе с одаренными детьми, где дети обучаются по особым усиленным программам. Вузы страны, заинтересованные в привлечении талантливой и мотивированной молодежи, открывают собственные разнообразные программы для школьников, лицейские классы, летние школы, открытые лекции и т.п. Специальные образовательные программы для школьников, а также конкурсы, направленные на выявление самых способных и талантливых, учреждают не только вузы, но и крупные компании и корпорации, не только российские, но и международные.

Всероссийские олимпиады - ключевой элемент в системе поиска одаренных детей, призванные выполнять роль «социального лифта». Победители олимпиад получают дополнительные возможности для развития, они проходят дополнительную подготовку для участия в международных олимпиадах,  их приглашают к участию в летних профильных лагерях, они получают льготы при поступлении в Вузы. В отдельных регионах распространена практика выделения губернаторских стипендий и премий. Стипендиальные программы для школьников предлагают негосударственные благотворительные фонды. Государство, регионы или негосударственные благотворительные фонды выделяют средства на издание творческих работ учащихся-победителей конкурсов юных техников и изобретателей, исследователей, поэтов, художников, музыкантов и др. Естественно, необходимым звеном в выявлении и развитии детских талантов в самых разнообразных областях – искусстве, науке, спорте и творчестве – являются учреждения дополнительного образования, а также различные дополнительные образовательные программы в школах.

 

Поддержка сети учреждений и базовых площадок по работе с одаренными детьми

 

Специализированные учреждения и центры по работе с одаренными детьми

Министерство образования и науки РФ намерено увеличить число школ для одаренных детей, а также упорядочить их деятельность. Приказ ведомства предусматривает создание особых условий обучения для одаренных детей. Так, соотношение численности научно-педагогических сотрудников к численности учащихся должно составлять один к трем, то есть на одного педагога должно приходиться не более трех детей. Кроме того, подобные инновационные школы смогут сами определять систему оценок при проведении контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 6.08.2014. Подробнее - itar-tass.com/obschestvo/1363740

Минобрнауки создаст всероссийский центр по работе с вундеркиндами. Центр будет заниматься разработкой методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе. 28.07.2014. Подробнее - izvestia.ru/news/574443

Пример открытия центров для одаренных детей «Дар» и «Успех» в г.Курск, где обучаются около 100 детей из сельской местности. В марте 2014 там стартовал эксперимент по обучению математике талантливых детей на базе Регионального центра дистанционного обучения, сейчас такие занятия проходят там по семи предметам. 25.12.2013. Подробнее 

 

Лицейские классы и специальные вузовские программы для школьников

Их деятельность обеспечивает доступность качественного профессионального образования и возможность заниматься наукой начиная с 9 класса средней школы.

Например, в  Новосибирской области в 2013-2014 учебный год планировали ввести дополнительно 60 новых классов, начиная с шестого. Школы, где создаются такие классы, получают по миллиону рублей - чтобы у юных гениев было все необходимое. Ведь их образовательные программы предусматривают не только углубленное изучение предметов математического и естественнонаучного цикла, но и подготовку по проектированию, конструированию, программированию, моделированию, робототехнике, инженерному делу. 22.12.2013. Подробнее 

Ведущие Вузы страны (МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ имени Баумана, МФТИ) открывают научно-образовательные центры и комплексы для привлечения талантливой молодежи в науку. Школьников Москвы пригласили на лекции в лучшие университеты. 08.09.2013. 

В Курском государственном медуниверситете для учеников 10-11 классов создан бесплатный двухлетний курс ранней профориентации и профильной медицинской подготовки на базе горбольницы. Проводится олимпиада по химии, биологии и многое другое. 25.12.2013. 

Пилотный курс по конструированию для магистратуры физического факультета НГУ стартовал в учебном центре Zoomer, который на днях открылся в приборостроительном бизнес-инкубаторе Академпарка. К студентам, изучающим азы проектной деятельности и трехмерного моделирования на 3D-принтерах и 3D-сканерах, присоединятся школьники региона. 12.03.2014. 

В этом году уже в пятьдесят третий раз в Академгородке проходит Летняя физико-математическая и химико-биологическая школа для старшеклассников. 20.08.2014.

IV Всероссийский фестиваль науки пройдет в Новосибирске 3 – 5 октября. Отдельно зарезервируют площадку для школьников, где они смогут не только послушать лекции, но и самостоятельно провести научные опыты. 01.08.2014.

 

Специальные образовательные программы для школьников

Проект «CanSat в России» представляет школьникам мир спутников на примере небольшого и доступного для их понимания проекта. Это соревнование по разработке и созданию обучающих спутников, начинка которых умещается в жестяной банке, в каких продают газированные напитки.

Институт цитологии и генетики СО РАН совместно с интернет-порталом «Академгородок» приступил к реализации социального проекта «открытые уроки». Ученые рассказывают школьникам о последних достижениях науки. Видеозаписи доступны на портале - http://academcity.org/vremenno-aktualnye-rubriki/otkrytye-uroki

«Школьная лига РОСНАНО» — Программа Фонда инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО). Целью программы является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь – естественнонаучного образования. Объединяя , с одной стороны, школы и учителей, учёных и преподавателей ВУЗов, представителей индустрии и бизнеса, с другой, Лига организует их взаимодействие для достижения своей основной цели. Участниками Школьной лиги в 2010-2013 учебном году стали 100 учебных заведения из 24 регионов страны, выдержавшие конкурсный отбор.

 

Всероссийские олимпиады школьников

В рамках реализации подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» с 2006 года стало направление «Государственная поддержка талантливой молодежи» приоритетного национального проекта «Образование». Победители и призеры всероссийской олимпиады, всероссийских мероприятий (конкурсов, фестивалей и т.д.) награждаются денежными премиями из федерального бюджета.

Фестиваль призеров "Успех года" в Республике Башкортостан

Всероссийский форум «Одаренные дети»

 

Сезонные летние (зимние) профильные школы

В третий раз в "ТинГрад" "слетелись" молодые инноваторы Поволжья – победители региональных и всероссийских конкурсов, олимпиад, активные участники центров молодёжного инновационного творчества. 21.08.2014.

Ежегодная летняя школа по биоинженерии и биоинформатике собирает одаренных школьников со всей России, школа проходит в Межфакультетском научно-образовательном центре МГУ в подмосковном наукограде Пущино. 04.08.2014.

Во Владимирской области, в оздоровительном лагере «Лесной городок», начала работать летняя научная школа для талантливых детей «Лифт в будущее». Она для победителей Всероссийского конкурса региональных школьных проектов «Система приоритетов». Главный организатор - благотворительный фонд «Система». Всего в 2014 году пройдет четыре Летних научно-образовательных школы «Лифт в будущее»: во Владимирской области, в республике Башкортостан, в Москве, а также в Смоленске. 01.07.2014.

В летнюю школу для одаренных детей приехали 100 учащихся со всей Калининградской области. 08.07.2014.

Летняя очно-заочная школа "Эврика" в 25-й раз открыла свои двери для одаренных школьников со всей Сахалинской области в Томари. 30.07.2014.

10 августа завершилась третья летняя школа-конференция «Проектное образовательное пространство в области естествознания и нанотехнологий» для школьников. Школа-конференция традиционно проходила на острове Ольхон озера Байкал и длилась семь полных дней.

В Самарской области состоялась IV Всероссийская Летняя школа «Наноград-2014», организованная программой «Школьная Лига РОСНАНО» при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ при участии ряда предприятий России высокотехнологичного профиля. 14.07.2014.

в  Чувашии прошла профильная   смена -  летняя школа «НАНОГРАД-Ч».  Ее  участниками  стали учащиеся 9-10 классов из числа победителей и призеров регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по предметам естественнонаучного цикла, а также учащиеся школ Чувашии, являющихся участниками и официальными партнерами «Школьной Лиги РОСНАНО». Школьники Чувашии стали настоящими стажерами известных крупных компаний «Гален» и «Hevelsolar». 26.07.2014.

 

Стипендии и премии

Благотворитель Фонд в республики Хакасии «Возрождение». Фондом учреждены денежные премии детям  - "Одаренные дети", учителям  - "Самый классный классный". За счет средств Фонда учителя, родители и дети выезжали на межрегиональные конференции, семинары, слеты и т.п.

200 молодых нижегородцев получили награды в рамках нацпроекта «Образование». 24.01.2014.

В Курске победители олимпиад получили премию Президента Российской Федерации в размере 60 и 30 тысяч рублей в рамках приоритетного нацпроекта «Образование». 25.12.2013. 

При рассмотрении проекта бюджета 2011 года депутаты предложили поправку, которая увеличивала размер стипендии для одаренных детей с 500 до 2000 рублей. Премия "Юное дарование" вручается в Перми лучшим ученикам пермских музыкальных,  художественных школ и школ искусств с 1994 года. 26.01.2011.

Для поддержки и поощрения одаренных детей и талантливой молодежи в Калининградской области учреждены стипендии Губернатора.

Ежегодно 15 обучающихся, проявивших себя в учебе, спорте, искусстве, художественной самодеятельности, в деятельности школьного самоуправления, награждаются стипендиями Главы Екатеринбурга «Признание». 06.07.2011.

 

Лаборатории, развивающие кружки при школах и учреждениях дополнительного образования

В рамках системы дополнительного образования детей в некоторых регионах России создаются различные очно-заочные школы, школы олимпиадной или  довузовской подготовки,  центры предпрофильной подготовки и профориентации, малые академии наук. Такие центры активно сотрудничают со школами.

На Сахалине в одной из школ открылась Лаборатория "Архимед" - это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий. Они обеспечивают автоматизированный сбор и обработку данных, позволяют отображать ход эксперимента в виде графиков, таблиц, показаний приборов. Проведенные эксперименты могут сохраняться в реальном масштабе времени и воспроизводиться синхронно с их видеозаписью.

Детский юношеский центр ЛАД в Ярославле ведет бесплатное обучение для школьников по программе «Физика в технике и в жизни»

ДЮЦ ВЕНЕД работает со спортивно-одаренными школьниками Нефтекамска

 

Материалы по теме

Формирование профессиональной компетентности педагогов  для развития одаренности школьников

Развитие одаренности в рамках школы, работа с учителями.

Организация процесса по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей: из опыта работы

Работа с одаренными детьми: выявление,поддержка,развитие.

Проблемы педагога в работе с одаренными детьми

Подготовка педагога к работе с одаренными детьми, Троян  Лидия  Викторовна, заместитель заведующей МБДОУ "Теремок" (ХМАО-Югра)

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ, 03.04.2012

Портал Российского совета олимпиад школьников «Мир олимпиад», координатора олимпиад проводимых для школьников вузами, научными и образовательными центрами страны.

Энциклопедия «Одаренные дети – будущее России» (приложение к Энциклопедии «Лучшие Люди России»). Специальные разделы Энциклопедии посвящены выдающимся учителям, лучшим учебным заведениям и людям, содействующим процветанию отечественного образования.

Комментарии

Председатель профкома имеет право присутствовать на выборе кондидатур для награждения грамот?

Не очень понятен вопрос, но как правило формированием состава комиссии занимается тот, кто учредил награды и он же определяет кто и на каких условиях может присутствовать. Если нет никакого регламента и локального акта, то все решается по договоренности.

Добавить комментарий