
Принято считать, что одаренность является результатом грамотного педагогического развития в детском возрасте, нежели счастливой генетической случайностью. Но не стоит путать одаренность и гениальность. Гениальность - это уже проявившаяся сверхспособность к чему-либо,чаще выраженная в каком- либо таланте. А одаренность- это лишь потенциал к способностям у какого-либо человека. Соответственно одаренность нуждается в обязательном развитии. Отсюда следует, что правильное воспитание и обучение в детском и юношеском возрасте напрямую влияет на уровень развития общества в дальнейшем. В связи с этим, начиная с 2000-х гг. в России наблюдается настоящий бум на тему одаренных детей и их развития. Речь не идет о массовом выращивании гениев, основная задача - это повысить общий интеллектуальный уровень подрастающего поколения.
Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 года № 625 была утверждена целевая программа «Одаренные дети», в рамках программы «Дети России». Цель: создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей с охватом до 40 процентов детского населения школьного возраста; направленной на сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России. С 2003 года в рамках подпрограммы «Одаренные дети» во всех федеральных округах созданы центры по работе с одаренными детьми, которые формируют банк одаренных детей.
3 апреля 2012 года Президентом была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, которая определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В целом, политика относительно поддержки одаренных детей за последние 14 лет претерпевала различные изменения, в основном связанные с уровнем финансирования в тот или иной период времени, но многие направления поддержки и развития одаренных детей остались актуальны и получили дополнительное развитие в последние годы.
Итак, в какой же форме одаренные и увлеченные дети в нашей стране могут получить поддержку, развить таланты и реализовать свою тягу к знаниям.
В большинстве регионов созданы специализированные учреждения и центры по работе с одаренными детьми, где дети обучаются по особым усиленным программам. Вузы страны, заинтересованные в привлечении талантливой и мотивированной молодежи, открывают собственные разнообразные программы для школьников, лицейские классы, летние школы, открытые лекции и т.п. Специальные образовательные программы для школьников, а также конкурсы, направленные на выявление самых способных и талантливых, учреждают не только вузы, но и крупные компании и корпорации, не только российские, но и международные.
Всероссийские олимпиады - ключевой элемент в системе поиска одаренных детей, призванные выполнять роль «социального лифта». Победители олимпиад получают дополнительные возможности для развития, они проходят дополнительную подготовку для участия в международных олимпиадах, их приглашают к участию в летних профильных лагерях, они получают льготы при поступлении в Вузы. В отдельных регионах распространена практика выделения губернаторских стипендий и премий. Стипендиальные программы для школьников предлагают негосударственные благотворительные фонды. Государство, регионы или негосударственные благотворительные фонды выделяют средства на издание творческих работ учащихся-победителей конкурсов юных техников и изобретателей, исследователей, поэтов, художников, музыкантов и др. Естественно, необходимым звеном в выявлении и развитии детских талантов в самых разнообразных областях – искусстве, науке, спорте и творчестве – являются учреждения дополнительного образования, а также различные дополнительные образовательные программы в школах.
Поддержка сети учреждений и базовых площадок по работе с одаренными детьми
Специализированные учреждения и центры по работе с одаренными детьми
Министерство образования и науки РФ намерено увеличить число школ для одаренных детей, а также упорядочить их деятельность. Приказ ведомства предусматривает создание особых условий обучения для одаренных детей. Так, соотношение численности научно-педагогических сотрудников к численности учащихся должно составлять один к трем, то есть на одного педагога должно приходиться не более трех детей. Кроме того, подобные инновационные школы смогут сами определять систему оценок при проведении контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 6.08.2014. Подробнее - itar-tass.com/obschestvo/1363740
Минобрнауки создаст всероссийский центр по работе с вундеркиндами. Центр будет заниматься разработкой методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе. 28.07.2014. Подробнее - izvestia.ru/news/574443
Пример открытия центров для одаренных детей «Дар» и «Успех» в г.Курск, где обучаются около 100 детей из сельской местности. В марте 2014 там стартовал эксперимент по обучению математике талантливых детей на базе Регионального центра дистанционного обучения, сейчас такие занятия проходят там по семи предметам. 25.12.2013. Подробнее
Лицейские классы и специальные вузовские программы для школьников
Их деятельность обеспечивает доступность качественного профессионального образования и возможность заниматься наукой начиная с 9 класса средней школы.
Например, в Новосибирской области в 2013-2014 учебный год планировали ввести дополнительно 60 новых классов, начиная с шестого. Школы, где создаются такие классы, получают по миллиону рублей - чтобы у юных гениев было все необходимое. Ведь их образовательные программы предусматривают не только углубленное изучение предметов математического и естественнонаучного цикла, но и подготовку по проектированию, конструированию, программированию, моделированию, робототехнике, инженерному делу. 22.12.2013. Подробнее
Ведущие Вузы страны (МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ имени Баумана, МФТИ) открывают научно-образовательные центры и комплексы для привлечения талантливой молодежи в науку. Школьников Москвы пригласили на лекции в лучшие университеты. 08.09.2013.
В Курском государственном медуниверситете для учеников 10-11 классов создан бесплатный двухлетний курс ранней профориентации и профильной медицинской подготовки на базе горбольницы. Проводится олимпиада по химии, биологии и многое другое. 25.12.2013.
Пилотный курс по конструированию для магистратуры физического факультета НГУ стартовал в учебном центре Zoomer, который на днях открылся в приборостроительном бизнес-инкубаторе Академпарка. К студентам, изучающим азы проектной деятельности и трехмерного моделирования на 3D-принтерах и 3D-сканерах, присоединятся школьники региона. 12.03.2014.
В этом году уже в пятьдесят третий раз в Академгородке проходит Летняя физико-математическая и химико-биологическая школа для старшеклассников. 20.08.2014.
IV Всероссийский фестиваль науки пройдет в Новосибирске 3 – 5 октября. Отдельно зарезервируют площадку для школьников, где они смогут не только послушать лекции, но и самостоятельно провести научные опыты. 01.08.2014.
Специальные образовательные программы для школьников
Проект «CanSat в России» представляет школьникам мир спутников на примере небольшого и доступного для их понимания проекта. Это соревнование по разработке и созданию обучающих спутников, начинка которых умещается в жестяной банке, в каких продают газированные напитки.
Институт цитологии и генетики СО РАН совместно с интернет-порталом «Академгородок» приступил к реализации социального проекта «открытые уроки». Ученые рассказывают школьникам о последних достижениях науки. Видеозаписи доступны на портале - http://academcity.org/vremenno-aktualnye-rubriki/otkrytye-uroki
«Школьная лига РОСНАНО» — Программа Фонда инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО). Целью программы является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь – естественнонаучного образования. Объединяя , с одной стороны, школы и учителей, учёных и преподавателей ВУЗов, представителей индустрии и бизнеса, с другой, Лига организует их взаимодействие для достижения своей основной цели. Участниками Школьной лиги в 2010-2013 учебном году стали 100 учебных заведения из 24 регионов страны, выдержавшие конкурсный отбор.
Всероссийские олимпиады школьников
В рамках реализации подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» с 2006 года стало направление «Государственная поддержка талантливой молодежи» приоритетного национального проекта «Образование». Победители и призеры всероссийской олимпиады, всероссийских мероприятий (конкурсов, фестивалей и т.д.) награждаются денежными премиями из федерального бюджета.
Фестиваль призеров "Успех года" в Республике Башкортостан
Всероссийский форум «Одаренные дети»
Сезонные летние (зимние) профильные школы
В третий раз в "ТинГрад" "слетелись" молодые инноваторы Поволжья – победители региональных и всероссийских конкурсов, олимпиад, активные участники центров молодёжного инновационного творчества. 21.08.2014.
Ежегодная летняя школа по биоинженерии и биоинформатике собирает одаренных школьников со всей России, школа проходит в Межфакультетском научно-образовательном центре МГУ в подмосковном наукограде Пущино. 04.08.2014.
Во Владимирской области, в оздоровительном лагере «Лесной городок», начала работать летняя научная школа для талантливых детей «Лифт в будущее». Она для победителей Всероссийского конкурса региональных школьных проектов «Система приоритетов». Главный организатор - благотворительный фонд «Система». Всего в 2014 году пройдет четыре Летних научно-образовательных школы «Лифт в будущее»: во Владимирской области, в республике Башкортостан, в Москве, а также в Смоленске. 01.07.2014.
В летнюю школу для одаренных детей приехали 100 учащихся со всей Калининградской области. 08.07.2014.
Летняя очно-заочная школа "Эврика" в 25-й раз открыла свои двери для одаренных школьников со всей Сахалинской области в Томари. 30.07.2014.
10 августа завершилась третья летняя школа-конференция «Проектное образовательное пространство в области естествознания и нанотехнологий» для школьников. Школа-конференция традиционно проходила на острове Ольхон озера Байкал и длилась семь полных дней.
В Самарской области состоялась IV Всероссийская Летняя школа «Наноград-2014», организованная программой «Школьная Лига РОСНАНО» при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ при участии ряда предприятий России высокотехнологичного профиля. 14.07.2014.
в Чувашии прошла профильная смена - летняя школа «НАНОГРАД-Ч». Ее участниками стали учащиеся 9-10 классов из числа победителей и призеров регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по предметам естественнонаучного цикла, а также учащиеся школ Чувашии, являющихся участниками и официальными партнерами «Школьной Лиги РОСНАНО». Школьники Чувашии стали настоящими стажерами известных крупных компаний «Гален» и «Hevelsolar». 26.07.2014.
Стипендии и премии
Благотворитель Фонд в республики Хакасии «Возрождение». Фондом учреждены денежные премии детям - "Одаренные дети", учителям - "Самый классный классный". За счет средств Фонда учителя, родители и дети выезжали на межрегиональные конференции, семинары, слеты и т.п.
200 молодых нижегородцев получили награды в рамках нацпроекта «Образование». 24.01.2014.
В Курске победители олимпиад получили премию Президента Российской Федерации в размере 60 и 30 тысяч рублей в рамках приоритетного нацпроекта «Образование». 25.12.2013.
При рассмотрении проекта бюджета 2011 года депутаты предложили поправку, которая увеличивала размер стипендии для одаренных детей с 500 до 2000 рублей. Премия "Юное дарование" вручается в Перми лучшим ученикам пермских музыкальных, художественных школ и школ искусств с 1994 года. 26.01.2011.
Для поддержки и поощрения одаренных детей и талантливой молодежи в Калининградской области учреждены стипендии Губернатора.
Ежегодно 15 обучающихся, проявивших себя в учебе, спорте, искусстве, художественной самодеятельности, в деятельности школьного самоуправления, награждаются стипендиями Главы Екатеринбурга «Признание». 06.07.2011.
Лаборатории, развивающие кружки при школах и учреждениях дополнительного образования
В рамках системы дополнительного образования детей в некоторых регионах России создаются различные очно-заочные школы, школы олимпиадной или довузовской подготовки, центры предпрофильной подготовки и профориентации, малые академии наук. Такие центры активно сотрудничают со школами.
На Сахалине в одной из школ открылась Лаборатория "Архимед" - это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий. Они обеспечивают автоматизированный сбор и обработку данных, позволяют отображать ход эксперимента в виде графиков, таблиц, показаний приборов. Проведенные эксперименты могут сохраняться в реальном масштабе времени и воспроизводиться синхронно с их видеозаписью.
ДЮЦ ВЕНЕД работает со спортивно-одаренными школьниками Нефтекамска
Материалы по теме
Формирование профессиональной компетентности педагогов для развития одаренности школьников
Развитие одаренности в рамках школы, работа с учителями.
Организация процесса по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей: из опыта работы
Работа с одаренными детьми: выявление,поддержка,развитие.
Проблемы педагога в работе с одаренными детьми
Подготовка педагога к работе с одаренными детьми, Троян Лидия Викторовна, заместитель заведующей МБДОУ "Теремок" (ХМАО-Югра)
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ, 03.04.2012
Портал Российского совета олимпиад школьников «Мир олимпиад», координатора олимпиад проводимых для школьников вузами, научными и образовательными центрами страны.
Энциклопедия «Одаренные дети – будущее России» (приложение к Энциклопедии «Лучшие Люди России»). Специальные разделы Энциклопедии посвящены выдающимся учителям, лучшим учебным заведениям и людям, содействующим процветанию отечественного образования.