Нормативная база перехода на безбумажный вариант ведения журнала
Здравствуйте! С сентября 2016 года наша школа по приказу управления образования перешла на безбумажный вариант ведения журнала. В школе разработан локальный акт по переходу на ББЖ, внесены изменения в должностные обязанности педагогов, разработан и утверждён регламент работы с ББЖ. Еженедельно министерство образования проводит мониторинг активности пользователей в системе Школьный портал, требуя максимального привлечения всех участников образовательного процесса к работе в системе. Бумажный журнал и дневники в школе в 2016-17 учебном году не ведутся в связи с переходом на ББЖ. В феврале 2017 года администрация школы, ссылаясь на требование управления образования, сообщает педагогам о том,что переход на ББЖ не означает отмены бумажного журнала и дневников, и требует срочно начать вести журнал и дневники в привычном виде, мотивируя тем, что нормативной базы для отмены бумажных журналов и дневников не существует. Нам известно о том, что некоторые регионы полностью перешли на электронный журнал, в Москве уже несколько лет учителя работают только в электронном журнале. Следовательно, имеется законодательная база для этого. Параллельное ведение журнала и дневников и в бумажном виде, и в электронном означает колоссальное увеличение нагрузки на учителя. Кроме того, синхронность в ведении дублирующих друг друга документов практически недостижима,а это ведёт к выговорам в случае проверок. Что в данной ситуации можно предпринять, какими документами руководствоваться,чтобы грамотно отстоять право учителя работать только с электронным журналом или только с бумажным? Спасибо.
Законодательство не устанавливает конкретные требования к ведению школьной документации.
Решение данного вопроса должно осуществляться на уровне школы и должно утверждаться локальным нормативным актом.
Минобрнауки давало рекомендации по этому поводу еще на стадии введения электронных журналов в 2012 году:
Минобрнауки России полагает целесообразным рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в переходный период развития электронного документооборота оказать помощь образовательным учреждениям в разработке локальных нормативных актов, в том числе минимизирующих необходимость перевода информации из "электронного журнала" в бумажный вид в зависимости от используемых в ОУ информационных систем учета, а также определяющих требования к форме документов на бумажном носителе, когда они необходимы. Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 "О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде"
При отсутствии в ОУ соответствующего локального нормативного акта с требованями о ведении журналов в бумажном виде директор не вправе требовать выполнение требований по порядку ведения школьных журналов в печатной и электронной форме одновременно. В случае неисполнения данных требований директор не вправе привлекать работников к ответственности.
Если локальный акт принят - то можно попробовать повлиять на его пересмотр. Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. Таким образом, если в образовательном учреждении, где Вы работаете,есть представительный орган работников, то свое мнение относительно порядка ведения школных журналов Вы сможете выразить через данный орган и повлиять на регулирование порядка ведения школьной документации.
Рекомендуем обратиться в "органы исполнительной власти субъекта" (Министертво образования) которым собственно рекомендовано разработать такие рекомендации и запросить разъяснения по вопросу целесообразности требований ведения документации в бумажном виде. Однако, при всем при этом нужно учитывать, что школа вправе самостоятельно принимать решение о порядке ведения журналов и директор несмотря на рекомендации свыше вправе утвердить локальным актом порядок, который он считает целесообразным.