Судебная практика по вопросам социальных гарантий и льгот для педагогов

Версия для печатиВерсия для печати

Право на бесплатную жилую площадь

Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) является мерой социальной поддержки, соответственно истец имеет право на получение компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг в виде отопления и освещения, однако такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, за услуги по вывозу твердых бытовых отходов законом не предусмотрена. Доводы апелляционного представления о том, что услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержания жилого помещения и также подлежит компенсации, не основаны на законе.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 08 июля 2014 г. по делу №1149

Педагогические работники имеют право на получение установленных федеральным законом мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в случае, если они работают в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности и проводят обучение по основным общеобразовательным программам, обеспечивая реализацию федерального государственного образовательного стандарта, независимо от организационно-правовой формы учреждения и уровня его финансирования.  Отсутствие в законе правового механизма, определяющего размер, условия и порядок предоставления таких мер социальной поддержки и источник финансирования этих расходов, не может являться основанием для лишения истца права на получение таких мер. Поскольку такое право закреплено федеральным законом, то понесенные истцом расходы подлежат возмещению за счет федерального бюджета.

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 04 июня 2014 г. по делу № 33-3278

Преподаватель русского языка и литературы в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования обратилась с заявлением о постановке на учет ее и членов ее семьи (пять человек), как нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также постановке ее на учет на первоочередное предоставление жилья по договору социального найма в соответствии с законодательством об образовании. Вместе с тем, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для обязания органа местного самоуправления предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, заключив договор социального найма, поскольку государственные полномочия по обеспечению педагогических работников жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма органам местного самоуправления не передавались. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; реализация переданных полномочий подконтрольна государству. И в этом случае применяется порядок предоставления жилья, установленный Жилищным кодексом РФ, если иное не установлено специальным законом, предусматривающим предоставление жилья в социальный наем той или иной категории граждан.

Определение Ленинградского областного суда от 30 апреля 2014 г. № 33-2147/2014

Суд признал незаконным отказ отдела по образованию в предоставлении педагогу мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Совместно с заявителем проживают члены ее семьи, которые пользуются льготами по оплате жилья и коммунальных услуг. Право на получение социальных льгот по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг возникает при отсутствии такого права у заявителя по иному предоставленному законом основанию, при этом выбор основания на получение льготы законом предоставлено заявителю.

Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 23 апреля 2014 г. по делу № 33-4402/2014

Законодательство предусматривает в качестве меры социальной поддержки именно денежную компенсацию понесенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом компенсация представляет собой денежную выплату, осуществляемую в целях возмещения фактически произведенных расходов. Размер компенсации расходов по доставке твердого топлива отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (за исключением педагогических работников образовательных учреждений), определяется исходя из фактически понесенных гражданами расходов по оплате транспортных услуг по доставке приобретенного твердого топлива, подтверждаемых документально, но не выше 20 процентов от стоимости приобретенного твердого топлива. Требование о приобретении твердого топлива в заранее определенных конкретных организациях, как требует в данном случае ответчик по делу, нельзя признать основанным на законе.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 07 апреля 2014 г. по делу № 33-1192/2014

Истица уволена из техникума в связи с его ликвидацией. Компенсационные выплаты за жилое помещение, коммунальные услуги до увольнения из образовательного учреждения она получала как преподаватель областного государственного образовательного учреждения. После увольнения выплаты были прекращены в связи с тем, что она утратила право на меры социальной поддержки, предусмотренные вышеуказанным законом. В связи с тем, что истица отработала более 10 лет в качестве педагогического работника в сельской местности, при выходе на пенсию у нее имеется право на получение компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. В качестве ответчика по делу привлечен Минфин РФ, поскольку финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежемесячной компенсации, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителем средств федерального бюджета, к ведению которых относятся организации.

Апелляционное определение суда Еврейской автономной области от 12 марта 2014 г. по делу №33-80/2014

Педагогу сельской местности, проработавшему на селе более 10 лет и вышедшему на пенсию в связи с увольнением из образовательного учреждения, предоставлялись меры социальной поддержки в форме ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, данная компенсация выплачивалась истице с учетом постоянно проживающего с ней супруга. Педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право не предполагает какого-либо ограничения ни размерами занимаемой жилой площади, ни нормативами потребления коммунальных услуг. Не установлено ограничений в предоставлении мер социальной поддержки в зависимости от способа отопления жилого помещения и видов используемого на эти цели топлива. Таким образом, истец имеет право на компенсацию оплаты за электроотопление (теплоснабжение) всего занимаемого жилого помещения в полном объеме без учета нормативов потребления и с учетом совместно проживающих членов семьи.

Апелляционное определение Костромского областного суда от 03 февраля 2014 г. по делу №33-179