Решение № 2-522/2015 2-522/2015~М-518/2015 М-518/2015 от 21 декабря 2015 г. по делу № 2-522/2015 Новохоперский районный суд (Воронежская область)

Версия для печатиВерсия для печати

Суд обязал школу установить пандус при входе в здание.

Дело № 2-522/2015 года

НОВОХОПЕРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

 

РЕШЕНИЕ



ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2015 года <адрес>

Новохоперский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Житиневой Е.В. 

при секретаре Руденко О.Ю. 

с участием прокурора Кучеровой С.Е. 

представителя ответчика – директора МКОУ «Подосиновская основная общеобразовательная школа» ФИО4 

представителя ответчика - администрации Новохоперского муниципального района

ФИО6,действующего по доверенности от 17.12.2015

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Новохоперского района Воронежской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «Подосиновская основная общеобразовательная школа» и администрации Новохоперского муниципального района о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в РФ, 
 

УСТАНОВИЛ:


Прокурор Новохоперского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам по тем основаниям, что при проведении проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в МКОУ «Подосиновская основная общеобразовательная школа (ООШ)» Новохоперского муниципального района, расположенном по адресу: <адрес>, установлено, что в здании МКОУ в котором обучаются и воспитываются 33 ребенка и работают 10 сотрудников, вход в здание не оборудован средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов, в том числе пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски. Учредителем указанного МКОУ является администрация Новохоперского муниципального района <адрес>.Согласно информации КУ ВО «Управление социальной защиты населения <адрес>» на территории муниципального района проживает 3409 инвалидов, из них - 79 дети-инвалиды. Отсутствие пандуса ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МКОУ «Подосиновская ООШ».

В связи с чем прокурор просит суд признать незаконным бездействие МКОУ «Подосиновская основная общеобразовательная школа» по неисполнению требований Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации». Обязать МКОУ «Каменка-Садовская ООШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ в здание общеобразовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других мало мобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В случае отсутствия в МКОУ «Подосиновская ООШ» достаточных денежных средств на устранение выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов в РФ субсидиарную ответственность возложить на администрацию Новохоперского муниципального района <адрес>.

В судебном заседании прокурор Кучерова С.Е. подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика директор школы ФИО4 иск признал, суду пояснил, что полагает требования прокурора обоснованными, но в настоящее время достаточных финансовых средств у школы нет. 

Представитель ответчика - администрации Новохоперского муниципального района ФИО6 иск не признал, пояснив, что в бюджете муниципального района на 2016 год и плановый период заложены денежные средства помимо финансирования расходов по содержанию здания школы оплаты коммунальных услуг, также на ремонт пожарной сигнализации. Сооружение пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» потребует значительных затрат денежных средств, которых фактически в распоряжении района нет. Принятие решения об оборудовании здания школы пандусом при входе в здании повлечет снятие денежных средств заложенных на вышеуказанные цели и сооружение за их счет пандуса. При этом по состоянию на 10.12.2015г. и в перспективе до 2021 года дети-инвалиды, для которых необходимы приспособления входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий, отсутствуют. Таким образом, при возведении пандуса чьи-либо права фактически нарушены не будут, а отсутствие пожарной сигнализации и системы видеонаблюдения напрямую влияют на безопасность всего контингента обучающихся и работников данного учреждения.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему:

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. 

Согласно п. 1.2 Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения Подосиновская основная общеобразовательная школа, учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование Новохоперского муниципальный район. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Новохоперского муниципального района.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно ч. 4 ст. 5, п.1 ч.5 ст.5, п.7 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в Российской Федерации реализация права каждого человека на об-разование обеспечивается, в том числе путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни. В целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

В соответствии со ст.2,ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Частью 2 статьи 2, ст.5 Закона Воронежской области от 17.12.2012 № 172-ОЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в Воронежской области» установлено, что под обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории Воронежской области понимается создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Объекты, в отношении которых создаются условия инвалидам для беспрепятственного доступа, а также для беспрепятственного пользования, определены п. 10 ч 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к таким объектам отнесены, в том числе, объекты образования.

Постановлением № 73 от 29.11.1999 года Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу утверждён Свод правил «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей». Согласно названным правилам, подъём на площадку крыльца в учреждения образования осуществляется по пандусу. 

Из п. 5.1 СП 31-102-99, п. 3.9 СНиП 35-01-2001 следует, что проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан. Открытые лестницы должны дублироваться пандусами, при необходимости - другими средствами подъема, а в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

В соответствии ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц - обучающихся и работников. 

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой Новохоперского района проводилась проверка в МКОУ «Подосиновская основная общеобразовательная школа» соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, В нарушение приведенных норм в сфере социальной защиты инвалидов, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей" в образовательном учреждении отсутствует пандус. 

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального района вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства о защите детей-инвалидов с требованием оборудовать пандусами образовательные учреждения района, однако в полном объеме нарушения законодательства о защите детей-инвалидов не были устранены.Данный факт подтверждается справкой, объяснением директора школы и ответчиками не оспаривается.

Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов требуют устранения, поскольку влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией РФ права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами.

В соответствии с ч. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. 

По смыслу ст. 206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом характера допущенного ответчиками нарушения и возможных последствий этого нарушения, указанный прокурором срок для исполнения решения суда является разумным и достаточным для исполнения решения обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

При таких обстоятельствах требования прокурора обоснованны, не противоречат закону и подлежат удовлетворению. 

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 13 мая 2010 года N 689-О-О) органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. 

В связи с чем довод представителя ответчика - администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области об отсутствии денежных средств в бюджете на установку пандуса судом отклоняется. Само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для оборудования здания школы пандусом, основанием для освобождения образовательного учреждения от исполнения возложенных на них обязанностей не является, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований законодательства о социальной защите инвалидов с их финансовыми возможностями, а также с наличием или отсутствием данной категории граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд 
 

РЕШИЛ:


Признать незаконным бездействие МКОУ «Подосиновская основная общеобразовательная школа» по неисполнению требований Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации». 

Обязать МКОУ «Подосиновская ООШ», расположенное по адресу: <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ в здание общеобразовательного учреждения для маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание 

В случае отсутствия в МКОУ «Подосиновская ООШ» достаточных денежных средств на устранение выявленных нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов в РФ субсидиарную ответственность возложить на администрацию Новохоперского муниципального района <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.

Судья Новохоперского районного суда Е.В. Житинева