Решение № 2-4538/2014 2-4538/2014~М-4311/2014 М-4311/2014 от 13 ноября 2014 г. по делу № 2-4538/2014 Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Версия для печатиВерсия для печати

Учащийся обучался с первого по девятый класс в МОУ СОШ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, в девятом классе он принял решение продолжить обучение в указанной школе и обратился с заявлением о приеме в 10 класс. Однако получил отказ по причине низкого образовательного рейтинга и низкого балла портфолио. Заявительница обратилась в суд с жалобой на решение приемной комиссии ссылаясь на право получения среднего образования своего сына. 

Суд отказал в удовлетворении жалобы в связи с тем, что учебному учреждению присвоен статус инновационной площадки и в учреждении имеются только профильные классы. Законодательство допускает проведение индивидуального отбора при приеме на профильное обучение. Такой отбор учащийся не прошел. 

 

Дело № 2-4538/2014
 

РЕШЕНИЕ



Именем Российской Федерации

13 ноября 2014 года гор.Комсомольск-на-Амуре 

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Жуковой Н.О., 

с участием истца Стрейно М.В., ее представителя адвоката Каменской Е.А., 

представителей ответчика Паздниковой Л.А., адвоката Сурковой С.А., 

при секретаре судебного заседания Поспеловой К.В., 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стрейно М. В., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО-1, к муниципальному образовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (№) о признании решения приемной комиссии незаконным, 

УСТАНОВИЛ:

Стрейно М.В., действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО-1., обратилась в суд с иском к МОУ СОШ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (№) о признании решения приемной комиссии незаконным, мотивируя свои требования тем, что она ее сын ФИО-1 обучался с первого по девятый класс в МОУ СОШ (№). В девятом классе он принял решение продолжить обучение в указанной школе с целью получения общего среднего образования, в связи с чем, (дата) года, сын обратился с заявлением о приеме в 10 класс, однако, в списках учащихся 10 класса, сына заявителя не оказалось. Со слов завуча школы стало известно, что ФИО-1 не принят в 10 класс по причине низкого образовательного рейтинга и низкого балла портфолио. При обращении к директору школы, последняя предложила истцу забрать документы сына и продолжить его обучение в иной школе. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», образовательные отношения могут прекратиться в случае завершения обучения, однако, сын заявителя не получил общего среднего образования, не закончил обучения, в связи с чем, отсутствуют основания для прекращения образовательных отношений. Кроме того, в 10 классах был набор на 50 мест, однако, принято 60 учащихся, при этом, сын заявителя, не был принят. Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с названными требованиями. 

Истец Стрейно М.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства. Дополнила, что ее сын обучается в школе длительный период времени, а потому имеет право продолжить обучение в ней. У сына положительные характеристики, он старался учиться, изучал предметы художественно –эстетического курса и не ожидал морально, что ему откажут в продолжении обучения. Она не желала, чтобы ее сын продолжил обучение в иной школе, которую ему предложили в администрации школы, т.к. в этой школе у него сложился свой круг общения, школа находится недалеко по месту проживания. 

В ходе судебного разбирательства представитель истца Каменская Е.В., действующая на основании ордера, поддержала заявленные требования и дополнила, что действующим законодательством предусмотрено получение полного образования, при этом, установлена преемственность уровней образования и образовательный процесс может закончиться только после получение полного образования, чего был лишен сын истца. В результате того, что несовершеннолетний не закончил процесс обучения, он лишен возможности поступить в высшее учебное заведение, продолжить углубленное изучение английского языка, поскольку в техникуме, где он продолжил обучение иные профильные предметы. Полагает, что создание профильных классов в школе нарушает права учеников на получение полного образования, о создании школы профильного типа не поставили в известность учеников и родителей, в связи с чем, последние не подготовились в полной мере к аттестации. Считает, что понятие низкого образовательного рейтинга и уровня портфолио, это оценочное понятие, может быть занижено по субъективным причинам. 

Представитель ответчика директор МОУ СОШ (№) Паздникова Л.А. возражала против заявления, пояснив, что на родительских собраниях неоднократно указывалось на создание профильных классов и прохождении отбора, вместе с тем, не все ученики и их родители к этому отнеслись серьезно. При формировании локальных актов они руководствовались действующим законодательством. 

Представитель ответчика Суркова С.А., действующая на основании ордера, возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что в (дата) году. МОУ СОШ (№) присвоен статус школы профильного типа, в связи с чем, в учреждении не созданы 10-11 общеобразовательные классы. В силу действующего на территории Хабаровского края законодательства, решение об индивидуальном отборе для приема в класс с углубленным изучением отдельных предметов принимается комиссией. У сына истца был небольшой проходной бал, в связи чем, ему было предложено продолжить обучение в иной школе. Все локальные акты по прохождению отбора прошли проверку, по отбору работала специально созданная комиссия. На данный момент ФИО-1 обучается в авиационно-техническом техникуме и получает не только профессиональное обучение, но и общее среднее образование. Полагает, что права ФИО-1 не нарушены. 

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу: 

Частью 1, 2 ст.43 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно п. 4 ст.10 названного Закона РФ, в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. 

В соответствии с п.1 ст.63 Закона РФ «Об образовании», образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.

По материалам дела, в ходе судебного разбирательства, установлено, что Стрейно М.В. является матерью ФИО-1 что подтверждается свидетельством о рождении, свидетельством о заключении брака. 

Также установлено, что ФИО-1 проходил обучение в МОУ СОШ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (№) с первого по девятый класс. 

Пунктами 3.1, 3.2 Устава образовательного учреждения предусмотрено, что учреждение самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с Уставом. Содержание общего образования определяется федеральными государственными программами, а также программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемые Учреждением самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов, образовательных потребностей и запросов обучающихся. 

Глава 3 Устава определяется образовательный процесс Учреждения, согласно положениям, установленным в указанной главе, в профильные 10-е классы принимаются обучающиеся, успешно сдавшие экзамены по обязательным предметам и предметам по выбору. Для решения вопроса о зачислении в профильный 10-й класс выпускники могут предоставить в Учреждение портфель учебных достижений. Преимущественным правом поступления в профильные классы пользуются: выпускники 9-х классов наиболее успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию за курс основного общего образования, победители по соответствующим профильным предметам …олимпиад, обладатели похвальной грамоты «За особые успехи в изучении отдельных предметов». Учреждение может отказать в приеме в 10-й класс по причине отсутствия свободных мест (п.п. 3.5.9 - 3.5.11, п. 3.5.15). 

Как следует из распоряжения Министерства образования и науки Хабаровского края № 258 от 21.02.2014 года «Об инновационной инфраструктуре сферы общего образования Хабаровского края», МОУ СОШ углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (№) (адрес) присвоен статус «Краевая инновационная площадка», тема инновационной деятельности – создание модели профильной школы в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. 

Положениями п.5 ст. 67 Закона РФ «Об образовании», организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанной правовой нормы, в Хабаровском крае принят 30.10.2013 года Закон № 316 "О случаях и порядке организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения", согласно которому, организация индивидуального отбора допускается в случаях создания в образовательной организации класса (классов) с углубленным изучением отдельных учебных предметов и (или) класса (классов) профильного обучения. Организация индивидуального отбора осуществляется в класс (классы) профильного обучения: с 10 класса - по результатам успеваемости с учетом прохождения государственной итоговой аттестации по профильным предметам… Для организации индивидуального отбора в образовательной организации создается комиссия для организации индивидуального отбора. Решение об индивидуальном отборе для приема либо перевода в класс (классы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов принимается комиссией исходя из показанных обучающимся результатов тестирования (собеседования) по соответствующим учебным предметам, а также количества мест в классе (классах) с углубленным изучением отдельных учебных предметов. Решение об индивидуальном отборе для приема либо перевода в класс (классы) профильного обучения принимается комиссией исходя из результатов государственной итоговой аттестации по профильным предметам или результатов промежуточной аттестации за курс 10 класса и дополнительного тестирования по профильным предметам, а также количества мест в классе (классах) профильного обучения (ст.ст. 2, 4). 

Согласно п. 5 ст. 4 указанного нормативного акта, при принятии решения об индивидуальном отборе, в случае превышения количества поданных заявлений над общим количеством мест в классе (классах) с углубленным изучением отдельных учебных предметов или в классе (классах) профильного обучения и при равенстве показанных обучающимися результатов тестирования (собеседования) по соответствующим учебным предметам или результатов государственной итоговой аттестации по профильным предметам, учитываются:

1) победы или призовые места, одержанные или занятые обучающимся в муниципальных, региональных, всероссийских и международных олимпиадах по учебным предметам либо предметам профильного обучения;

2) участие обучающегося в региональных конкурсах научно-исследовательских работ или проектов по учебному предмету, изучаемому углубленно, или предметам профильного обучения;

3) получение обучающимся, зачисляемым в класс с углубленным изучением отдельных учебных предметов либо в класс профильного обучения в порядке перевода из другой образовательной организации, основного общего или среднего общего образования в классе с углубленным изучением соответствующих отдельных учебных предметов либо в классе соответствующего профильного обучения;

4) проживание обучающегося на территории, закрепленной за образовательной организацией. 

Руководствуясь вышеуказанными нормативными актами, решением педагогического совета принято и директором МОУ СОШ (№) от (дата) утверждено Положение о приемной и апелляционной комиссии, осуществляющих индивидуальный отбор обучающихся для получения среднего общего образования (по направлениям профильного обучения: социально-гуманитарного, социально-экономического, художественно-эстетического, инженерно-технического, филологического). 

Положением МОУ СОШ (№) от (дата) МОУ СОШ (№) утвержден Порядок приема обучающихся. 

Глава 3 указанного Положения определяет порядок индивидуального отбора в 10-е профильные классы, согласно которому, организация индивидуального отбора осуществляется в класс профильного обучения, в 10 класс- по результатам успеваемости с учетом прохождения государственной итоговой аттестации по профильным предметам (п.п.3.3,3.4). 

(дата) в МОУ СОШ (№) утверждена шкала оценки документов портфолио, поступающих в 10-е профильные классы, в связи с проведением ежегодного индивидуального отбора в профильные классы. 

Приказом директора МОУ СОШ (№) от (дата) (№) создана приемная комиссия по набору 10-ых профильных классов. 

Из вышеизложенного следует, что ответчик в соответствии с действующим законодательством произвел необходимые действия для соблюдения порядка отбора в профильные классы, приняв соответствующие локальные акты. 

Согласно представленным сведениям, ФИО-1 (дата) подал заявление с просьбой продолжить обучение в 10 классе по социально-гуманитарному профилю. 

Из справки о результатах сдачи экзаменов за курс основной общеобразовательной школы следует, что ФИО-1 имеет по русскому языку 30 баллов, по математике 13 баллов, по обществознанию 17 баллов. 

Из протоколов проверки результатов ГИА девятых классов в (дата) году следует, что ФИО-1 по обществознанию имеет оценку «3», по русскому языку оценку «4», по математике оценку «3». 

Из протокола (№) от (дата) следует, что приемной комиссии было рассмотрено 67 заявлений учащихся по приему в 10-е классы по четырем профилям обучения, минимальный образовательный рейтинг составил 14 баллов, минимальный балл порфолио 40 баллов. У ФИО-1 средний образовательный рейтинг оставил 13,3 балла, портфолио 41 балл. 

Решением приемной комиссии от (дата) года, а также приказом директора школы от (дата) года, шести учащимся, в том числе и ФИО-1, отказано в приеме в 10-й профильный класс по причине низкого образовательного рейтинга и отсутствия свободных мест. 

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО-1 имея низкий образовательный рейтинг, не был принят в 10-й профильный класс. 

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что приемная комиссия, отбирая учащихся в профильные классы, руководствовалась установленным в Учреждении шкалой оценок, при этом, истец не отрицала факт того, что у ее сына действительно был низкий образовательный рейтинг. 

Приказом директора школы от (дата) (№) по итогам проведения индивидуального отбора приемной комиссией в профильные 10-е классы, открыто два 10-х классов по четырем направлениям профильного обучения. 

Из учебного плана МОУ СОШ (№) следует, что программа обучения в 10-х классах рассчитана только для обучения по профильным предметам, общеобразовательных 10-х классов в МОУ СОШ № 23, не создано, в связи с чем, продолжить обучение по общеобразовательной программе в данном Учреждении ФИО-1 не имел возможности. 

При этом, как следует их пояснений участников процесса, ФИО-1 было предложено продолжить обучение в общеобразовательном классе иной школы. 

На данный момент ФИО-1 обучается в КГБОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум», где реализуется основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. 

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что гарантированное Конституцией РФ право на получение образование реализуется ФИО-1 в полном объеме. 

Доводы истца и его представителя о том, что между сторонами был заключен договор о получении платного образования, не нашел своего подтверждения в материалах дела. 

Согласно представленному суду договору об оказании платных дополнительных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями от (дата) года, заключенному между МОУ СОШ (№) и Стрейно М.В., ФИО-1 предметом договора является оплата за дополнительные образовательные услуги – живопись, период действии договора 1 год. 

Доводы представителя истца относительно того, что в возникших спорных правоотношениях нарушена преемственность уровней образования, не принимаются судом во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права. 

Положениями ст.2 Закона РФ «Об образовании» определено, что уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. 

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО-1 завершил цикл образования, окончив 9 классов и получив основное общее образование. 

В данном случае преемственность означает своего рода подготовительный этап для перехода к последующему уровню образования и усвоению новой образовательной программы. 

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что действия МОУ СОШ (№) соответствуют действующему законодательству и принятым локальным нормативным актам и не влекут нарушение прав ФИО-1 который, получив основное общее образование, продолжил получение общего среднего образования в КГБОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум».

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Стрейно М. В., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО-1, к муниципальному образовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (№) о признании решения приемной комиссии незаконным – отказать. 

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. 

Судья Н.О. Жукова