Решение № 2-2035/2015 2-2035/2015~М-1645/2015 М-1645/2015 от 20 августа 2015 г. по делу № 2-2035/2015

Версия для печатиВерсия для печати

Дело № 2-2035/2015 г. 
 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации
20 августа 2015 года г. Липецк
Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Николаевой В.М..
при секретаре Бегларян С.Э., 

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Третьяковой Л.М. к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, к Управлению образования и науки Липецкой области, Департаменту образования администрации г. Липецка, Управлению финансов Липецкой области о взыскании компенсации затрат на осуществление воспитания и обучение ребенка-инвалида , 
 

установил:

Т. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Управлению образования и науки Липецкой области, в котором просила обязать ответчиков обеспечить исполнение п. 8 постановления Правительства РФ № 861 от 18.07.1996 года и статьи 5 закона Липецкой области № 152-ОЗ от 22.12.2004 года и выплатить компенсацию затрат за осуществление воспитания и обучения ребенка-инвалида на дому самостоятельно с момента подачи заявления о выбранной форме получения образования самостоятельно в соответствии с нормативами расходов, установленных законом Липецкой области. 

Определениями от 29.06.2015 года, от 29.07.2015 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Департамент образования г. Липецка, Управление финансов Липецкой области, а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчиков, МБОУ СКОШ №  (VIII вида).

В судебное заседание представитель ответчика УСЗН Липецкой области не явился, извещен своевременно надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает рассмотреть дело в его отсутствие. 

В судебном заседании Т. поддержала заявленные требования. Она объяснила, что ее ребенок Т. по состоянию здоровья нуждается в индивидуальном обучении . До сентября 2013 года он являлся учащимся коррекционной школы № (VIII вида). С сентября 2013 года она выбрала семейную форму получения образования, о чем известила письменным заявлением и школу, и Департамент образования г. Липецка. Впоследствии по документам ее ребенок стал сочетать несколько форм получения образования: как семейную, так и в образовательном учреждении. Однако фактически никакие образовательные услуги с сентября 2013 года школой №  не оказываются, специальные условия для получения ее ребенком индивидуального образования не созданы, психолого-педагогическое сопровождение ее ребенку в соответствии с программой реабилитации не осуществляется . Несмотря на ее неоднократные обращения специалист, имеющий опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, а также логопед ей выделены не были, индивидуальный план обучения ее ребенка разработан не был. В посещении ее ребенком занятий физкультуры ей было отказано, в связи с чем она была вынуждена обеспечить занятия ребенка в платной секции ушу. Просила взыскать с ответчиков компенсацию с 01.09.2013 года по настоящее время. 

Представители ответчиков возражали против удовлетворения иска.

Представители Управления образования и науки Липецкой области объяснили, что ст. 5 Закона Липецкой области № 152-ОЗ противоречит федеральному законодательству, поскольку такая форма обучения как « на дому самостоятельно» законом «Об образовании» не предусмотрена. Статья 5 закона Липецкой области относится к отношениям, возникающим при обучении ребенка на дому , т.е. к тем случаям, когда учитель школы приходит на дом к ученику , а не при семейной форме обучения . Нормативы компенсации затрат родителей на обучение и воспитание детей-инвалидов законом Липецкой области не установлены. Кроме того, истица не представила доказательств несения каких-либо затрат , а также факта осуществления обучения ребенка, поскольку промежуточную аттестацию ее ребенок не проходил. 

Представитель Департамента образования и науки Липецкой области по доверенности Б. в судебном заседании объяснила, что поскольку истица написала заявление о выборе семейной формы получения образования, то она взяла на себя все обязательства по реализации права ребенка на образование, в том числе и обязанность по финансовому обеспечению образования. Поэтому ее требования необоснованны. Ответить на вопрос о том, каким образом Департамент образования по г. Липецку реализует возложенную на него законами Липецкой области функцию по обеспечению воспитания и обучения детей-инвалидов , обучающихся на дому самостоятельно, ответить затруднилась, равно как и на вопрос о том, состоит ли ребенок истицы на таком учете и сколько детей в г. Липецке, получающих образование в семейной форме. 

Представитель Управления финансов Липецкой области по доверенности У. объяснила, что по заявкам Управления образования и науки Липецкой области из бюджета Липецкой области ежегодно выделяются субвенции на организацию общедоступного и бесплатного образования учащихся , в то числе воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.. Полагала, что Управление финансов Липецкой области не является надлежащим ответчиком. 

Представители третьего лица МБОУ СКОШ №  (VIII вида) - директор школы Б. и представитель по доверенности Ж. объяснили, что с 2013 года до настоящего времени школа была лишена возможности оказывать какие-либо образовательные услуги ребенку истицы, поскольку Т. не указала в заявлении, по каким предметам она желает обеспечить своему ребенку получение образования по семейной форме, а по каким предметам – в образовательном учреждении. Кроме того, истица требовала организовать индивидуальное обучение ее ребенка в школе, а согласно медицинской документации он нуждался в обучении на дому . Заявление об обучении ребенка на дому , необходимое для учета педагогической нагрузки учителей, истица не представила, ребенка в школу не приводила, за получением учебников не обращалась. Утверждали, что государство в соответствии с конституцией гарантирует общедоступность и бесплатность образования в образовательных учреждениях, а не самостоятельное получение образования. Закон Липецкой области № 152-ОЗ регулирует отношения, возникающие при получении образования в образовательных учреждениях, а не при других формах получения образования. 

Выслушав объяснения сторон и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования. Под инклюзивным образованием в силу ст. 1 закона понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В соответствии со ст. 17 федерального закона N 273-ФЗ образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с ч. 3 ст. 34 названного Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения . Согласно ст. 34 обучающиеся имеют академические права на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции, а также на обучение по индивидуальному учебному плану. В ч.2 ст. 34 указанного закона содержится перечень мер социальной поддержки и стимулирования, в состав которых входят меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, и локальными нормативными актами. Согласно ч. 3 указанной статьи 34 лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося , обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. Обучающиеся , не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение , переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации. (ст. 58). 

Согласно ст. 63 указанного закона форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося . При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

В соответствии со ст. 19 федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Общее образование инвалидов осуществляется в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования. Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому . Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому , утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В период с 18.09.2012 года по 09.04.2014 года действовало постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861, которым был утвержден Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели. Согласно п.п.8-9 названного Порядка родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов , осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями).

Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015был утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, согласно п.29, п. 32 которого для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 - 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога. Также создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:

  • учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В письме Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. N НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме" отмечено, что при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несёт ответственность за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося .

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации. Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин. Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала. Учитывая целостность образовательного процесса, взаимосвязь обучения и воспитания , для обучающихся в форме семейного образования системой образования должны быть созданы условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию.

Учредителем образовательной организации могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций, затраты на приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы, затраты на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Кроме того, при выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм получения образования (семейная форма) и форм обучения (в организации, осуществляющей образовательную деятельность) нормативные затраты помимо вышеуказанных должны предусматривать затраты , покрывающие возможность освоения отдельных компонентов образовательной программы в организации.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования. Учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. 

В соответствии со ст. 5 Закона Липецкой области от 22 декабря 2004 г. N 152-ОЗ" О воспитании и обучении детей-инвалидов в Липецкой области" органы местного самоуправления компенсируют затраты родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов , осуществляющих воспитание и обучение их на дому самостоятельно в соответствии с нормативами расходов, установленных законом области.

Законом Липецкой области от 14 февраля 2007 г. N 24-ОЗ"О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования обучающимся , воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья" органы местного самоуправления городских округов - города Липецк, города Елец были наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях области для обучающихся , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 

Законом Липецкой области от 27 декабря 2007 г. N 119-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования" органы местного самоуправления городских округов города Липецка и города Ельца и муниципальных районов области были наделены отдельными государственными полномочиями в сфере образования на неограниченный срок, перечень которых приведен в ст. 2. В частности, органам местного самоуправления делегированы полномочия по обеспечению воспитания и обучения детей-инвалидов , обучающихся на дому самостоятельно. В ч.3 ст. 4 указанного закона № 119-ОЗ определено, что расчет нормативов расходов на обеспечение воспитания и обучения детей-инвалидов , обучающихся на дому самостоятельно, производится исходя из численности указанной категории детей по состоянию на 1 сентября года, предшествующего планируемому, и расходов на одного ребенка по фактически сложившимся текущим расходам за предшествующий год с учетом прогнозируемого уровня инфляции. 

Законами Липецкой области от 14 декабря 2012 г. N 94-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", от 4 декабря 2013 г N 218-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", от 18 декабря 2014 г. N 348-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрены субвенции из областного бюджета во исполнение закона Липецкой области от 27.12.2007 года № 119–ОЗ на воспитание и обучение детей-инвалидов . При этом финансирование по данной строке « воспитание и обучение детей- инвалидов » касается детей, получающих образование вне образовательных учреждений, поскольку финансирование воспитанников специальных коррекционных школ регулируется законом № 24-ФЗ. 

Судом установлено, что Т. является матерью несовершеннолетнего ребенка-инвалида Т. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении, справкой МСЭ-2013 № №. В Индивидуальной программе реабилитации ребенка к акту освидетельствования от 03.04.2013 г., действующей до 01.05.2014 г., имеющейся в материалах надзорного производства прокуратуры Советского района № № (т.1), в разделе «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации» указано о получении общего образования в спец.школе 8 вида по очной форме с учебной нагрузкой и объемом изучаемого материала – 0% с проведением психолого-педагогической коррекции. Согласно заключению КЭК № № от 17.01.2014 года Третьяков Р. нуждался в индивидуальном обучении на 2013-2014 год. Индивидуальной программой реабилитации ребенка к акту освидетельствования от 28.04.2014 г., действующей до 11.11.2020 г., имеющейся в материалах надзорного производства (т.2), предусмотрено получение образования в СКОШ № на дому в очной форме с нагрузкой по учебному плану с проведением психолого-педагогической коррекции

Истицей 30.08.2013 года были поданы заявления директору МБОУ СКОШ №  (VIII вида) о переводе ее сына на семейную форму обучения и о выплате компенсации , предусмотренной ст. 5 Закона № 152-ОЗ. Также о выборе семейной формы получения образования она известила главу администрации г. Липецка, о чем свидетельствует штамп администрации г. Липецка от 22.11.2013 года о принятии ее письменного уведомления, хранящегося в томе № 2 надзорного производства. В томе 1 названного надзорного производства имеется заявление истицы (со штампом Департамента образования администрации г. Липецка о принятии 01.02.2013 года) о семейной форме получения образования ее сыном. Впоследствии Т. неоднократно обращалась к ответчикам с просьбой выплатить компенсацию затрат в связи с самостоятельным воспитанием и обучением ребенка-инвалида , которые не были удовлетворены. 

Никем из сторон не оспаривается, что в период с 2013 года до настоящего времени никакие образовательные услуги образовательным учреждением Т. не оказывались, хотя он числится учащимся МБОУ СКОШ №. При этом причины неполучения ребенком образовательных услуг в школе не имеют правового значения для разрешения рассматриваемого спора. В представлении прокурора Советского района г. Липецка от 02.12.2013 года в адрес председателя Департамента образования администрации г. Липецка был установлен факт необеспечения в полном объеме сына Т. учебниками. Факт неполучения Т. учебников в 2014-2015 учебном году также никем не оспаривается. 

Т. в подтверждение своих доводов о воспитании и обучении ребенка представила большое количество учебной и развивающей литературы, а также Методические рекомендации по обучению детей с расстройствами аутистического спектра для педагогов и специалистов сопровождения основной школы серии «Инклюзивное образование», в соответствии с которыми она осуществляет обучение сына. Также суду представлена справка Федерации ушу Липецкой области от 28.04.2014 года, согласно которой Т. ежемесячно оплачивает членский взнос в сумме <данные изъяты> руб. за занятия ее сына Третьякова Р. в секции ушу на базе арендованного спортивного зала МБОУ СОШ № 55, справка об обучении Третьякова Р. в детской музыкальной школе № 10, грамота ДМШ № 10 о его награждении за активное участие в концерте школы.

При таких обстоятельствах, исходя из смысла и содержания перечисленных выше норм права, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Т. о выплате компенсации , предусмотренной статьей 5 закона № 152-ОЗ, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом отсутствие закона об установлении нормативов в денежном выражении затрат родителей, осуществляющих воспитание и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно, не может являться основанием для отказа Третьяковой Л.М. в реализации установленного законом № 181-ФЗ и законом № 152-ОЗ. права на получение компенсации . 

Доводы ответчиков о противоречии закона № 152-ОЗ федеральному законодательству являются несостоятельными, поскольку норма статьи 5 названного закона принята во исполнение ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 федерального закона «Об образовании РФ», ст. 19 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Внесение изменений в ст. 5 закона № 152-ОЗ в целях приведения его в соответствие с содержанием федерального закона «Об образовании» в части определения форм получения образования и форм обучения не осуществлено до настоящего времени по вине ответчика Управления образования и науки Липецкой области, в компетенцию которого согласно п.2.1. Положения об Управлении образования и науки Липецкой области, утвержденного распоряжением Администрации Липецкой области от 9 июня 2008 г. N 246-р, входит разработка в соответствии с действующим законодательством и внесение в установленном порядке проектов законодательных и других нормативно-правовых актов, касающихся вопросов образования и науки, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, работы с детьми. 

Доводы ответчиков о том, что ребенок истицы не может продолжать поучение образования по семейной форме в связи с непрохождением аттестации, суд также считает несостоятельными, поскольку ответчики не представили доказательств организации надлежащих условий с учетом состояния здоровья ребенка для прохождения аттестации в образовательном учреждении, осуществляющем образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе. Также ответчиками и третьим лицом не представлены доказательства исполнения мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка, в которых он нуждается в соответствии с ИПР, без обеспечения которых успешное прохождение аттестации невозможно. Так из показаний свидетеля ФИО , имеющей опыт работы с детьми, у которых наблюдаются расстройства аутистического спектра, следует, что у таких детей нарушены коммуникативные функции. Вначале с ребенком должен быть налажен контакт, взаимодействие для продуктивной работы. С ребенком обязательно должен работать специалист, ребенок должен привыкнуть к окружающей обстановке, иначе могут быть негативные последствия для ребенка. Данные показания подтверждают доводы истицы о необходимости создания ребенку специальных условий в школе для индивидуального обучения . При отсутствии доказательств обеспечения мероприятий, предусмотренных ИПР, суд считает, что аттестация не была пройдена ребенком по уважительным причинам. 

Кроме того, право родителей на компенсацию затрат на самостоятельное обучение и воспитание ребенка-инвалида не зависит от итогов аттестации. 

Возражения ответчиков относительно отсутствия доказательств, подтверждающих затраты родителей, также являются несостоятельными, поскольку какой-либо нормативный акт, регламентирующий перечень необходимых документов, при наличии которых возможна реализация права родителей на компенсацию затрат , на территории Липецкой области не принят. В действующей редакции закона № 152-ОЗ компенсация не зависит от размера понесенных родителями затрат , а должна быть выплачена исходя из установленных нормативов. 

Суд неоднократно предлагал ответчикам представить сведения о размере суммы, приходящейся на воспитание и обучение одного ребенка-инвалида , выделяемой из областного бюджета городу Липецку в виде субвенций в соответствии с законами № 119-ОЗ и № 24-ОЗ. Однако никто из ответчиков не ответил на данный запрос, сообщив об общей сумме, выделяемой на воспитание и обучение детей-инвалидов . 

Третьякова Л.М. представила расчет требуемой компенсации , который, по мнению суда, не в полной мере соответствует действующему законодательству. 

В соответствии с ч. 3 ст. 11 ГПК РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Как указывалось выше, согласно п.8 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861, утратившим свою силу 09.04.2014 года, компенсация затрат родителей на воспитание и обучение детей-инвалидов . соответствовала размеру, определяемому государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. 

Согласно справке МБОУ СКОШ №  от 03.08.2015 года размер денежной суммы на 1 обучающегося в соответствии с законом № 24-ОЗ составил с 01.08.2013 года по 31.12.2013 года - <данные изъяты> руб., с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года - <данные изъяты> руб., с 01.01.2015 года - <данные изъяты> руб.

Поэтому, применяя аналогию закона и права, учитывая, что на сына истицы, числящегося учеником МБОУ СКОШ №, из областного бюджета выделялись денежные средства по закону № 24-ОЗ, а образовательные услуги ему не оказывались за период с 01.09.2013 года до настоящего времени, суд производит расчет компенсации следующим образом:

За период с 01.09.2013 года по 31.12.2013 года:

<данные изъяты> руб. х 4 мес. = <данные изъяты> руб.

За период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года:

<данные изъяты> руб. х 12 мес. = <данные изъяты> руб.

За период с 01.01.2015 года по 31.07.2015 года:

<данные изъяты> руб. х 7 мес. = <данные изъяты> руб.

Итого: <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> руб. 

Поскольку нормативно-правовые акты на территории Липецкой области, определяющие орган, на который возложена обязанность по перечислению компенсации затрат родителей, отсутствует, то суд считает взыскать в пользу Т. компенсацию за истекший период в сумме <данные изъяты> руб. за счет субвенций из областного бюджета с надлежащего ответчика Департамента образования администрации г. Липецка, которому законом № 119-ОЗ переданы полномочия по обеспечению воспитания и обучения детей-инвалидов , обучающихся на дому самостоятельно, учитывая при этом, что согласно п.1.1., п.1.2. Положения «О департаменте образования администрации г. Липецка», утвержденного решением Липецкого городского Совета депутатов от 25 апреля 2013 г. N 639, Департамент является отраслевым (функциональным) органом - структурным подразделением администрации города Липецка, осуществляющим полномочия в сфере общего (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего) и дополнительного образования на территории города Липецка, обладающим статусом юридического лица. 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с Департамента образования администрации г. Липецка за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета в бюджет муниципального образования города Липецка на воспитание и обучение детей-инвалидов во исполнение закона Липецкой области от 27.12.2007 года № 119-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования», в пользу Третьяковой Л.М. компенсацию затрат на воспитание и обучение ребенка-инвалида за период с 01.09.2013 года по 31.07.2015 года в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме. 

Председательствующий 

Решение в окончательной форме изготовлено: 24.08.2015 года.