Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 08 июля 2014 г. по делу №1149

Версия для печатиВерсия для печати

Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) является мерой социальной поддержки, соответственно истец имеет право на получение компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг в виде отопления и освещения, однако такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, за услуги по вывозу твердых бытовых отходов законом не предусмотрена. Доводы апелляционного представления о том, что услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержания жилого помещения и также подлежит компенсации, не основаны на законе.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 июля 2014 г. по делу № 1149

 

Судья Гайнутдинова А.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Юровой О.В. и Клюкиной О.В.,

при секретаре Я.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Советского района Республики Марий Эл на решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 23 апреля 2014 года, которым постановлено отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района Республики Марий Эл в интересах Д. к ГБОУ Республики Марий Эл "Волжская средняя общеобразовательная школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" о признании права на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг и возмещении убытков.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Советского района Республики Марий Эл обратился в суд в интересах Д. с иском о признании права на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг и возмещении убытков. В обоснование исковых требований указано, что Д. является вышедшим на пенсию педагогическим работником, имеющим стаж работы в общеобразовательном учреждении более 10 лет, работала в Государственном учреждении Республики Марий Эл "Советская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в должности учителя с 00.00.00 по 00.00.00, зарегистрирована и проживает в.... Прокурор полагал, что истец имеет право на возмещение расходов по оплате за коммунальные услуги - за водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, сбор и вывоз мусора, однако данную меру социальной поддержки она не получает. Прокурор просил взыскать убытки за период с 00.00.00 по 00.00.00 в сумме <...> рублей <...> копейки.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционном представлении прокурор Советского района Республики Марий Эл просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Представитель ответчика ГБОУ "Волжская средняя общеобразовательная школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания на рассмотрение дела не явился, об уважительных причинах неявки и отложении судебного заседания не заявлял, в связи с этим судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения прокурора Назарова А.А., поддержавшего апелляционное представление, Д., полагавшей решение суда не законным и подлежащим отмене по доводам, изложенным в апелляционном представлении, обсудив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения не находит.

Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 47).

Ранее действовавшей статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" № 3266-1 от 10 июля 1992 года также закреплялось право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа. В абзаце 3 пункте 5 указанной статьи было закреплено право субъекта Российской Федерации устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках

Во исполнение требований перечисленных федеральных законов принят Закон Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 48-3 "О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг", в котором указаны также работники образовательной системы (пункт 1 статьи 2 Закона).

Социальная поддержка специалистам государственной и муниципальной системы образования оказывается в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в следующих размерах: 100 процентов платы за наем жилого помещения; 100 процентов оплаты электрической энергии, используемой в жилом помещении; 100 процентов оплаты тепловой энергии, используемой для отопления жилого помещения; 100 процентов оплаты газа сетевого, используемого для отопления жилого помещения; 100 процентов оплаты твердых видов топлива (дрова, уголь, торфобрикеты), используемого для отопления жилого помещения; 100 процентов платы за содержание и ремонт жилого помещения (статья 2 Закона).

Согласно пункту 4 статьи 2 данного Закона социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг сохраняется за всеми гражданами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, вышедшими на трудовую пенсию по старости, трудовую пенсию по инвалидности и проживающими в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), которые проработали в сельских населенных пунктах или поселках городского типа в учреждениях в соответствующей отрасли не менее 10 лет и имели право на получение этой социальной поддержки к моменту прекращения трудовой деятельности.

Указанной норме соответствует и принятое Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2004 года № 282 "Об утверждении Порядка предоставления и расходования средств, направляемых на реализацию Закона Республики Марий Эл "О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг", определяющего, что средства республиканского бюджета Республики Марий Эл, необходимые для компенсации указанных расходов, передаются в муниципальные образования в виде субвенций бюджетам муниципальных образований.

Проанализировав представленные доказательства и приведенные нормы права, суд первой инстанции обоснованно указал, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) является мерой социальной поддержки, соответственно истец имеет право на получение компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг в виде отопления и освещения, однако такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, за услуги по вывозу твердых бытовых отходов законом не предусмотрена.

Доводы апелляционного представления о том, что услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержания жилого помещения и также подлежит компенсации, не основаны на законе.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной представления не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 23 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Советского района Республики Марий Эл - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Е.СОСНИН

Судьи

О.В.ЮРОВА

О.В.КЛЮКИНА