Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 07 апреля 2014 г. по делу № 33-1192/2014

Версия для печатиВерсия для печати

Законодательство предусматривает в качестве меры социальной поддержки именно денежную компенсацию понесенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом компенсация представляет собой денежную выплату, осуществляемую в целях возмещения фактически произведенных расходов. Размер компенсации расходов по доставке твердого топлива отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (за исключением педагогических работников образовательных учреждений), определяется исходя из фактически понесенных гражданами расходов по оплате транспортных услуг по доставке приобретенного твердого топлива, подтверждаемых документально, но не выше 20 процентов от стоимости приобретенного твердого топлива. Требование о приобретении твердого топлива в заранее определенных конкретных организациях, как требует в данном случае ответчик по делу, нельзя признать основанным на законе.

 

 

 

Верховный суд Республики Дагестан

Апелляционное определение

от 7 апреля 2014 г. по делу № 33-1192/2014

 

Судья Селимов Б.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Алиевой Э.З.

судей Устаевой Н.Х. и Загирова Н.В.

при секретаре М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р. к Управлению социальной защиты населения в Рутульском районе РД о компенсации понесенных расходов за твердое топливо по апелляционной жалобе представителя ответчика - начальника управления социальной защиты населения в МО "Рутульский район" А. на решение Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 10 января 2014 года, которым постановлено:

"Исковые требования Р. удовлетворить.

Взыскать с Управления социальной защиты населения МР "Рутульский район" в пользу Р. пятьдесят четыре тысячи восемьсот восемнадцать рублей в качестве компенсации понесенных расходов за приобретенное твердое топливо, а также понесенных расходов по уплате государственной пошлины в размере одной тысячи восемьсот сорок пять рублей".

Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., возражения представителя истца по доверенности Т., просившего оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия

 

установила:

 

Р. обратился в Ахтынский районный суд РД с иском к Управлению социальной защиты населения в МР "Рутульский район" РД о взыскании компенсации по коммунальным услугам за приобретенное твердое топливо, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Исковые требования мотивировал тем, что Управление социальной защиты населения в МО "Рутульский район" решением от <дата> за № отказало ему компенсировать расходы за приобретенное твердое топливо, хотя он входит в категорию льготников, имеющих право на льготы по коммунальным услугам, ссылаясь на то, что компенсировать расходы будут только по тем документам о приобретении твердого топлива, которые приобрели у ООО "Дружба", зарегистрированного в Ботлихском районе РД.

Такое решение Управления социальной защиты населения в МР "Рутульский район" РД противоречит ст. 55 Закона РФ "Об образовании" и Закону РД от 30 декабря 2004 года № 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа".

В соответствии с Постановлением Правительства РД от 28 января 2011 года № 20 "Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РД", педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива из расчета на единицу площади жилых помещений.

Постановлением Правительства РД от 10 ноября 2012 года № 252 установлен 66,45 кг угля на один квадратный метр жилого помещения на отопительный сезон. У него <.> квадратных метров жилого помещения, ему положено за 2012 год <.> тонн угля.

Поскольку в ООО "Дружба" он не смог приобрести уголь, ему пришлось покупать его в ООО "Руслан и К". Когда он его покупал, Республиканской службой по тарифам не были установлены цены ни одной организации, которая торгует твердым топливом, в том числе и ООО "Дружба".

Указанные льготы он получал до 2012 года, хотя и с опозданием, после предоставления квитанции об оплате за твердое топливо.

После этого Управлением социальной защиты населения в МР "Рутульский район" расходы не оплачиваются, ссылаясь на поручение Министерства труда и социального развития РД, которое противоречит Российскому законодательству.

От имени ООО "Дружба" в районе реализовывали бланки квитанций, а сама организация не поставила ни одного килограмма угля - в 2012 году, поэтому он покупал уголь у ООО "Руслан и K" 2012 год на сумму <.> рублей.

Просит взыскать с ответчика в пользу <.> рублей компенсацию по коммунальным услугам за приобретенное твердое топливо, а также судебные расходы по госпошлине.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить по следующим основаниям.

В соответствии с действующим законодательством педагогические работники имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

При этом размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральное законодательство предусматривает в качестве меры социальной поддержки именно денежную компенсацию понесенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом компенсация представляет собой денежную выплату, осуществляемую в целях возмещения фактически произведенных расходов.

Аналогичные положения закреплены и в статье 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (вступил в силу с 1 сентября 2013 года).

С учетом вышеуказанных изменений и в целях приведения норм законодательства Республики Дагестан в соответствие с нормами федерального законодательства 6 июня 2011 года был принят Закон Республики Дагестан № 30 "О внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа".

Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан утвержден Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года № 20. При этом разделом IV данного Порядка установлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной представлении ими документов, подтверждающих произведенные расходы на оплату жилых помещений, освещения.

Основанием для осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения являются копии документов, подтверждающих фактически произведенные расходы.

Осуществить компенсации педагогическим работникам, приобретшим твердое топливо не у ООО "Дружба" и ООО "Буйнакское топливно-сбытовое предприятие" не представилось возможным, поскольку для других предприятий и индивидуальных предпринимателей не были установлены розничные цены на уголь.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя ответчика, который извещен о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции (уведомление приобщено к материалам дела), о причине неявки своего представителя не сообщил.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 № 64 (ред. от 05 марта 2014) "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" (принят Народным Собранием РД 28 декабря 2004) компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты.

Размер компенсации определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, а при отсутствии соответствующих приборов учета - исходя из нормативов потребления природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, но не более фактически произведенных педагогическими работниками расходов на указанные цели.

При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.

Ст. 2 этого же Закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяется Правительством Республики Дагестан.

Постановлением Правительства РД от 28 января 2011 № 20 (ред. от 18 ноября 2013) "Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан" (вместе с "Перечнем категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан") такой порядок определен.

Постановлено, что педагогическим работникам компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер компенсации педагогическим работникам определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления (при использовании электроэнергии на нужды отопления жилых помещений, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками) и освещения, определяемых по показаниям соответствующих приборов учета.

При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.

В качестве документов о фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого топлива принимаются выданные организациями (индивидуальными предпринимателями) платежные документы, подтверждающие факт оплаты, содержащие сведения о виде и количестве приобретенного топлива, его стоимости и стоимости его доставки и дате приобретения: кассовый чек с приложением товарного чека или иные документы, приравненные к кассовому чеку, оформленные на бланках строгой отчетности в соответствии с требованиями Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".

Размер компенсации расходов по доставке твердого топлива отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (за исключением педагогических работников образовательных учреждений), определяется исходя из фактически понесенных гражданами расходов по оплате транспортных услуг по доставке приобретенного твердого топлива, подтверждаемых документально, но не выше 20 процентов от стоимости приобретенного твердого топлива.

Таким образом, требование о приобретении твердого топлива в заранее определенных конкретных организациях, как требует в данном случае ответчик по делу, нельзя признать основанным на законе.

Кроме того, Конституционным Судом Республики Дагестан 25 апреля 2012 № 1-П "По делу о проверке конституционности частей 1 и 2 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 г. № 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и пункта 15 "Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан", утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. № 20, в связи с обращением гражданина З.." установлено, что значительное количество граждан, пользующихся печным отоплением и имеющих право на компенсацию расходов на приобретение твердого топлива, лишены возможности приобрести топливо по розничным ценам с получением предусмотренных Постановлением Правительства Республики Дагестан документов, подтверждающих указанные расходы, поскольку в сельскую местность и поселки городского типа, где проживают и работают лица, имеющие право на получение компенсации расходов на отопление жилых помещений, из-за отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз и реализацию угля и дров по розничным ценам, твердое топливо в достаточном объеме не завозится.

С учетом этого, п. 1 Постановления признан абзац второй части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 г. № 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и пункт 15 "Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан", утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. № 20, в частях, предусматривающих, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан, с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов, подтвержденных документами установленной формы, не соответствующими статьям 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан, поскольку содержащиеся в них нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, ее доставку по месту их жительства и реализацию по фиксированным государством ценам, означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.

Из отказа ответчика в осуществлении выплат компенсации истцу усматривается, что требование ответчика о приобретении твердого топлива только в двух конкретных организациях является не чем иным, как попытка реализации в завуалированной форме норм, признанных Конституционным Судом Республики Дагестан не соответствующими Конституции.

Более того, установление Республиканской службой по тарифам розничных цен только для организаций ООО "Дружба" (Ботлихский район) и ООО "Буйнакское топливно-сбытовое предприятие" не может повлечь за собой лишение права на соответствующую льготу, предусмотренную федеральным законодательством, лиц, проживающих в отдаленных от этих организаций местностях.

Судом установлено, что Постановлением Республиканской службы по тарифам от 30 ноября 2012 года № 104 на уголь марки ТПК установлен тариф в размере 6080 рублей, 47 коп., а Постановлением Правительства РД от 27 сентября 2013 года в Рутульском районе Республики Дагестан был установлен тариф на твердое топливо в размере от 4555 до 5662 рублей.

Как усматривается из материалов дела, Р. 12 октября 2012 года приобретен уголь марки ТПК по цене <.> рублей за одну тонну, занимаемая им жилая площадь составляет <.> кв. м.

С учетом установленных нормативов потребления коммунальных услуг и представленных истцом справок о приобретении твердого топлива и его цены, судом правильно определен размер компенсации, подлежащий взысканию в пользу истца.

Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и принято законное решение, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 10 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.