Положение об основных подходах к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий участниками сетевого объединения образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования...

Версия для печатиВерсия для печати

Приложение N 11

к приказу

министра образования

Московской области

от 2 сентября 2014 г. N 3986

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСНОВНЫХ ПОДХОДАХ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

И ПРИМЕНЕНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УЧАСТНИКАМИ СЕТЕВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ) РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

I. Основные понятия 

 

В настоящем Положении применяются следующие понятия:

автономное обучение (off-line, офлайн) - обучение с помощью компьютера без доступа к информационно-образовательной среде;

база данных - совокупность данных, организованных в соответствии с концептуальной структурой, описывающей характеристики этих данных и взаимоотношения между ними;

блог (англ. blog, от web log - интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах);

виртуальная группа слушателей - организация группы слушателей в процессе повышения квалификации или переподготовки в условиях информационно-образовательной среды;

виртуальные экскурсии - организационная форма обучения с применением дистанционного обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.п.;

гипермедиа (hypermedia) - представление данных в виде информационных блоков, соединенных гиперсвязями. Гиперсвязь представляет собой однонаправленное логическое соединение между двумя различными блоками данных в информационно-телекоммуникационной сети;

данные - представление информации в формализованном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки;

дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников;

дистанционный курс - совокупность учебно-методических материалов (база данных), собранных и систематизированных по определенному направлению, для использования их для проведения дистанционного обучения;

документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить данную информацию или ее материальный носитель;

защита информации - деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию (по данным ГОСТ Р 50922-2006 "Защита информации. Основные термины и определения") (http://www.ifap.ru/library/gost/526532006.pdf);

информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и информационных технологий, а также технических средств, обеспечивающих ее обработку;

информационно-образовательная среда - система средств дистанционного обучения, включающая в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ или их частей, а также средств их разработки, хранения, передачи и управления доступом к ним;

кейс-технологии - способ организации дистанционного обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации периодического взаимодействия с преподавателем и другими участниками образовательного процесса дистанционным способом. В современных условиях рассылка может осуществляться посредством электронных сообщений или может быть заменена на публикацию в сети Интернет;

компьютер - техническое средство, способное выполнять множественные арифметические и логические операции на основе заданной программы и данных. Примечание - Термин компьютер по смыслу близок к термину электронно-вычислительная машина (ЭВМ);

минимальные системные требования - требования к техническим и программным средствам, минимально необходимым для реализации возможностей электронного издания;

мобильное обучение - электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося;

мультимедиа (multimedia) - совместное использование нескольких медиасредств;

образовательный контент (learning content) - структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе. Примечание - В электронном обучении образовательный контент является основой электронного образовательного ресурса;

оператор информационной системы - лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе обработку информации, содержащейся в ее базах данных;

преподаватель дистанционного обучения - преподаватель, старший преподаватель, доцент или профессор, ведущий обучение с применением дистанционных технологий, руководящий самостоятельной работой слушателей, осуществляющий подбор учебно-методического обеспечения в соответствии с учебным планом. Преподаватель дистанционного обучения должен обладать базовыми знаниями в области информационных технологий, учитывать специфику дистанционной формы обучения, психологические особенности взаимодействия со слушателями в процессе дистанционного обучения;

сетевая технология - способ организации обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации;

система управления образовательным контентом (learning content management system; LCMS) - информационная система, используемая для создания, хранения, сбора и/или доставки дидактических материалов;

системный администратор информационно-образовательной среды - специалист, осуществляющий техническое сопровождение использования дистанционных образовательных технологий в учреждении: обеспечивает бесперебойную работу информационно-образовательной среды; формирует структурные компоненты среды и предоставляет регламентированный доступ к ним для всех участников образовательного процесса; оптимизирует использование дистанционных образовательных технологий; консультирует преподавателей по техническим вопросам использования дистанционных образовательных технологий и работе в информационно-образовательной среде;

совместное обучение - образовательный процесс, в котором многочисленные участники взаимодействуют для достижения общей цели;

средства дистанционного обучения - совокупность носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и слушателей, соответствующая методам и организационным формам обучения, обеспечивающая достижение целей обучения в установленные сроки;

титульный экран - структурная единица электронного издания, содержащая выходные сведения;

тьютор - специалист, осуществляющий техническое сопровождение использования дистанционных образовательных технологий в рамках учебного курса: техническую обработку и публикацию в условиях информационно-образовательной среды учебно-методического обеспечения курса; консультации слушателей и преподавателей по вопросам взаимодействия в условиях информационно-образовательной среды; устранение мелких неполадок в работе информационно-образовательной среды;

учебно-методическое обеспечение - система средств обучения, методов, организационных форм в условиях использования дистанционных образовательных технологий для достижения поставленных целей, на основе отобранного и соответствующим образом структурированного содержания, управления познавательной деятельностью слушателей. Учебно-методическое обеспечение включает в себя: учебный план программы повышения квалификации или переподготовки, индивидуальный учебный план слушателя, программу курса, комплект электронных ресурсов, обеспечивающих виды работы в соответствии с программой курса, средства для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению курса;

форум (Веб-форум) - интернет-ресурс для организации общения посетителей сайта. Суть работы форума заключается в создании пользователями (посетителями форума) своих тем с последующим обсуждением путем публикации сообщений внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу. Пользователи могут комментировать заявленную тему, задавать вопросы по ней и получать ответы, а также сами отвечать на вопросы других пользователей форума и давать им советы. Вопросы и ответы сохраняются в базе данных форума и в дальнейшем могут быть полезны как участникам форума, так и любым пользователям;

электронное обучение - обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий;

электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;

электронный образовательный ресурс (ЭОР) - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные и программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.

 

II. Назначение и область применения

 

1. Настоящее Положение устанавливает общие принципы и порядок организации и осуществления электронного обучения, использования дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации) (далее - образовательные организации) в Московской области.

2. Деятельность по реализации дистанционного, электронного обучения и обучения с применением дистанционных технологий осуществляется соответствующими подразделениями образовательных организаций.

 

III. Цели и задачи использования дистанционных образовательных технологий

 

3. Целью использования образовательными организациями дистанционных образовательных технологий при повышении квалификации работников системы образования является обеспечение доступности образования, повышение его качества.

4. Использование дистанционных образовательных технологий позволяет решить следующие задачи:

- реализация социального заказа, обусловленного процессами информатизации современного общества;

- предоставление всем категориям обучающихся возможности освоения дополнительных профессиональных программ непосредственно по месту жительства или временного пребывания;

- создание условий для формирования индивидуальной траектории повышения квалификации работников системы образования, интенсификация самостоятельной работы обучающегося;

- предоставление открытого доступа к информационно-образовательной среде в любое удобное для участников образовательного процесса время;

- обеспечение условий для применения системы контроля качества повышения квалификации работников системы образования;

- создание единой образовательной среды образовательных организаций, осуществляющих региональное сетевое взаимодействие при повышении квалификации работников системы образования.

 

IV. Кадровое обеспечение повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий

 

5. При реализации программ повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий образовательные организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки работников системы образования путем организации повышения квалификации. Требуемый уровень подготовки определяется профессиональным стандартом, если стандарт имеется для соответствующей категории работников, или квалификационными требованиями.

6. Функции работников, непосредственно участвующих в организации повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий, и соответствующие ключевые квалификационные требования, относящиеся к использованию дистанционных образовательных технологий:

6.1. Преподаватель дистанционного обучения: базовые навыки электронного документооборота и работы с сетевыми технологиями, знание основ безопасной работы с применением компьютера и оргтехники, уверенная работа в условиях информационно-образовательной среды в рамках своих обязанностей.

6.2. Тьютор: знание основ безопасной работы с применением компьютера и оргтехники, расширенные навыки электронного документооборота и работы с сетевыми технологиями, знание средств конвертации электронных ресурсов в соответствии с форматами, принятыми в информационно-образовательной среде, знание основных алгоритмов работы в информационно-образовательной среде, технологии автоматической обработки информации.

6.3. Системный администратор информационно-образовательной среды: знание основ безопасной работы с применением компьютера и оргтехники, знание принципов работы информационно-образовательной среды и возможностей по ее оптимизации и наладке, знание перспективы развития сферы дистанционных образовательных технологий.

 

IV. Материально-техническое обеспечение повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий

 

7. Техническое обеспечение осуществляется с помощью функций сетевой технологии и информационно-образовательной среды, соответствующей целям и задачам организации повышения квалификации и переподготовки с применением дистанционных образовательных технологий.

8. Постоянный адрес входа в информационно-образовательную среду.

9. Для организации информационно-образовательной среды используется система управления образовательным контентом.

10. Техническое обеспечение осуществляется в соответствии с техническими требованиями для организации бесперебойной работы информационно-образовательной среды в условиях плановой нагрузки.

11. Все подразделения и представительства, организующие повышение квалификации с применением дистанционных образовательных технологий, должны располагать специально оборудованными помещениями с достаточным количеством компьютерных рабочих (учебных) мест, обеспечивающими проведение мероприятий текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, дополнительные вступительные испытания профильной направленности. Все помещения и рабочие места должны соответствовать требованиям действующего законодательства.

12. Координация и контроль внедрения дистанционных образовательных технологий возлагается на регионального координатора сетевого взаимодействия.

13. Методическую и техническую поддержку по созданию и использованию электронных курсов дистанционного обучения осуществляют соответствующие сотрудники координатора сетевого взаимодействия и муниципальных центров доступа.

 

V. Организация процесса повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий

 

14. При реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации) с применением дистанционных образовательных технологий образовательные организации обеспечивают доступ слушателей к информационно-образовательной среде и учебно-методическому обеспечению согласно учебной программе, изучаемой слушателем.

15. Организации, осуществляющие региональное сетевое взаимодействие, обеспечивают доступ работников системы образования к информационно-образовательной среде и учебно-методическому обеспечению согласно их функционалу.

16. Координатор сетевого взаимодействия устанавливает порядок и формы доступа к используемой информационно-образовательной среде.

17. При реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) с применением дистанционных образовательных технологий слушателям предоставляется возможность работы в рамках учебного плана в муниципальных центрах доступа на площадях своих подразделений или партнерских организаций.

18. С использованием муниципальных центров доступа организуются мероприятия текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, дополнительные вступительные испытания профильной направленности, при этом на партнерскую организацию возлагается задача идентификации личности обучаемого и контроля соблюдения условий прохождения мероприятий.

19. При реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) с применением дистанционных образовательных технологий образовательные организации ведут учет результатов повышения квалификации, осуществляют внутренний документооборот в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями действующего законодательства, в частности, к обработке персональных данных и использованию электронных подписей.

20. Основой учебного процесса являются учебный план и рабочая программа, составленные в соответствии с требованиями и прошедшие сертификацию.

21. На основании учебного плана составляется календарный график занятий с указанием времени, отводимого на выполнение необходимых видов учебной деятельности и контрольных мероприятий, а также на промежуточную и итоговую аттестацию.

22. При реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) с использованием дистанционных образовательных технологий могут применяться следующие виды учебной деятельности: лекция, консультация, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, контрольная работа, самостоятельная работа, стажировка.

23. Для осуществления учебной деятельности и управления учебным процессом может использоваться информационно-образовательная среда и другие средства дистанционного обучения.

24. Преподаватель оценивает качество освоения программ повышения квалификации посредством текущего контроля, контроля выполнения самостоятельной работы и итоговой аттестации слушателей.

25. Количество и формы контрольных мероприятий определяются учебным планом в соответствии с требованиями к структуре и содержанию программ.

26. Текущий контроль успеваемости и промежуточный контроль выполнения самостоятельной работы могут быть организованы с использованием информационно-образовательной среды и других средств дистанционного обучения.

27. Итоговая аттестация слушателей осуществляется в форме очной защиты итоговой практико-значимой работы. Работа предоставляется в условиях информационно-образовательной среды для проверки преподавателю за 7 календарных дней до даты защиты.

 

VI. Процедура разработки электронного образовательного ресурса

 

28. Разработка электронного образовательного ресурса (далее - ЭОР) производится, исходя из целесообразности внедрения дистанционных образовательных технологий в практику преподавания определенных курсов и других форм повышения квалификации.

29. Основные форматы и условия публикации, применяемые в информационно-образовательной среде:

- текстовая информация (включая таблицы, иллюстрированные тексты и тексты с применением гиперссылок): PDF, HTML, DOC, DOCX, ODT;

- иллюстраций: JPEG, GIF;

- презентаций: PPT, PPTX, ODP, PDF.

30. Для публикации видеозаписей и звукозаписей рекомендуется использование специальных систем видео- и аудиохостинга с последующим встраиванием в информационно-образовательную среду гиперссылок на контент.

31. Допускается применение других форматов и условий публикации образовательного контента, соответствующих возможностям системы.

32. Утвержденный образовательный контент формируется в ЭОР с определенной структурой в условиях информационно-образовательной среды.

33. Обязательные элементы структуры ЭОР:

- план освоения курса (с указанием форм работы слушателя при освоении курса);

- пояснительная записка;

- содержание (образовательный контент) - представляется в виде набора дидактических материалов, пригодных для интеграции в информационно-образовательную среду;

- задание и ход выполнения самостоятельных работ (с указанием конкретных результатов, предоставляемых для проверки, формы представления, критериев оценивания и шкалы оценок, а также иных особых условий выполнения работ);

- иные формы работы (с указанием конкретных результатов, предоставляемых для проверки, формы представления, критериев оценивания и шкалы оценок, а также иных особых условий выполнения работ);

- текущее тестирование (перечень закрытых вопросов с указанием раздела или темы, количества вопросов в выборке, предоставляемой для тестирования слушателю, ключ к тесту, весовой коэффициент правильного ответа);

- регламент выполнения итоговой работы.