Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся

Версия для печатиВерсия для печати

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

________________

«___»  _______  201__ года

Положение

о текущем контроле знаний и  промежуточной аттестации обучающихся

1. Общие положения.

 

          1.1     Настоящее положение определяет порядок и содержание текущего контроля знаний и промежуточной аттестации студентов (школьников) _____________ (далее - Учреждение), обучающихся по основным профессиональным программам  среднего профессионального образования.

         1.2. Положение разработано на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов; Государственных образовательных стандартов по специальностям; письма Министерства образования и науки РФ от 20.10.2010 г. № 12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО; Рекомендаций по реализации образовательной программы в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, Устава Учреждения.

        1.3.   Система текущего и промежуточного контроля качества обучения  студентов предусматривает решение следующих задач:

 - оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы;

 - аттестация обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программы;

 - широкое использование современных контрольно-оценочных технологий;

 - организация самостоятельной работы учащихся и студентов с учетом их индивидуальных способностей;

 - поддержание постоянной обратной связи и принятие оптимальных решений в управлении качеством обучения  студентов на уровне преподавателя, предметной цикловой комиссии, отделения и техникума.

         1.4. Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация является основным механизмом оценки качества подготовки обучающихся (согласно требованиям ФГОС) и  формой  контроля учебной работы обучающихся.

          1.5. Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся. Предметом оценивания являются знания, умения, компетенции  студентов Учреждения.

          1.6. Промежуточная аттестация  обучающихся проводится  по учебным дисциплинам, профессиональным модулям в сроки, предусмотренные учебными планами     и календарными графиками.

          1.7. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

          1.8. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции, разрабатываемые образовательным учреждением самостоятельно.

 

2. Текущий контроль знаний студентов (школьников) Учреждения,

   обучающихся по основным общеобразовательным программам 

 

          2.1. Текущий контроль знаний (успеваемости) проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Методы текущего контроля выбираются учителем исходя из специфики учебной дисциплины, профессионального модуля.

          2.2.  Текущий контроль знаний может иметь следующие виды:

-  устный опрос;

- проверка выполнения письменных домашних заданий;

-  проверка выполнения письменных заданий;

- срезовые контрольные работы (контрольные срезы);

- обязательные контрольные работы;

 - тестирование;

- контроль самостоятельной работы (в письменной или устной форме).

 Возможны и другие виды текущего контроля знаний, которые определяются учителями.

         2.3. При реализации модульных образовательных программ общеобразовательного цикла изучение каждого модуля завершается контрольной точкой (рубежным контролем), проводимой в форме теста, контрольной работы и т.д. Преподаватель самостоятельно определяет формы и методы контроля того или иного модуля. Контроль части учебного материала, изученной после проведения последней контрольной точки в семестре/полугодии, по усмотрению преподавателя, может быть вынесен на зачёт или экзамен.

           2.4. Виды и примерные сроки проведения текущего контроля успеваемости студентов (школьников) устанавливаются рабочей учебной программой дисциплины, профессионального модуля.

           2.5  В начале учебного года или семестра учитель, по своему усмотрению, проводит входной контроль знаний студентов (школьников), приобретённых на предшествующем этапе обучения    

           2.6. Обобщение результатов текущего контроля знаний проводится ежемесячно. Результаты успеваемости за месяц предоставляются в учебную часть  классными руководителями.

      2.7. Данные текущего контроля должны использоваться учебной частью и учителями для обеспечения эффективной учебной работы студентов, своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного материала, совершенствования методики преподавания учебных  дисциплин и профессиональных модулей.          

       2.8. Подготовка и проведение текущего контроля знаний и умений.

2.8.1.Для проведения текущего контроля на учебных занятиях учитель использует различные методы и средства, обеспечивающие объективность оценки знаний и умений:

-устный опрос;

-фронтальный опрос;

-индивидуальный опрос;

-диктанты предметные и технические;

-письменный, тестовый;

-самостоятельная работа;

-викторина, деловая игра;

-решение задач;

-сочинения и рефераты  и т. д..

Результаты текущего контроля на учебных занятиях оцениваются по пятибалльной системе и заносятся в учебные журналы в колонке за соответствующий день проведения текущего контроля.

2.8.2 Содержание, темы,  количество лабораторных работ и практических занятий фиксируется в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей. Учителя разрабатывают методические указания и задания по выполнению практических и лабораторных работ, которые рассматриваются и утверждаются на заседаниях Педсовета.

Практические занятия и лабораторные работы проводятся в пределах времени, определенных учебной  рабочей программой  по дисциплине или профессиональному модулю. 

 Оценки за выполненные работы выставляются по пятибалльной системе или в форме зачета на  отдельной странице  (для практических и лабораторных работ) учебного журнала   и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов (школьников).

При получении неудовлетворительной оценки или невыполнения работ по причине отсутствия на уроке студенты обязаны выполнить лабораторные и практические работы на дополнительных занятиях  в сроки, устанавливаемые учителем.

2.8.3 Обязательные контрольные работы

Количество обязательных контрольных работ по дисциплине и междисциплинарному курсу определяется рабочим учебным планом. Формы, график проведения и задания для обязательных контрольных работ  рассматриваются и утверждаются на заседаниях Педсовета. В КТП учителя указываются количество обязательных контрольных работ, содержание и сроки их проведения. Время, выделяемое на проведение обязательной  контрольной работы - один час.

Уровень усвоения материала студентом должен соответствовать прописанным знаниям  и умениям в рабочей программе учебной дисциплины или междисциплинарного курса.

Оценки за контрольные работы выставляются по пятибалльной системе в журнал с пометкой внизу «к.р.» и учитываются как показатели текущей успеваемости студента. При получении неудовлетворительной оценки за обязательную контрольную работу студенту (школьника) в пределах текущего семестра и в сроки, устанавливаемые преподавателем, но не более одной недели,  предлагается выполнить новый вариант контрольной работы.

Обязательные контрольные работы хранятся в течение  учебного года у заведующих отделениями.

2.8.4 Срезовые контрольные работы

Срезовые контрольные работы (директорские) проводятся для определения остаточных знаний. Проведение которых организуется под руководством заместителя директора ОКСТ по учебной работе.

Варианты срезовых контрольных работ разрабатываются ведущими учителями, обсуждаются на заседании Педсовета и утверждаются заместителем директора по учебной работе. Время проведения срезовых контрольных работ не должно превышать 15-20 мин. Оценки за срезовую контрольную работу выставляются в журнале  колонкой с пометкой внизу «срез.». Выполнение нового варианта срезовой контрольной работы при получении студентом неудовлетворительной оценки не допускается.

2.8.5 Самостоятельная работа студентов (школьников)

 В рабочей программе  учебной дисциплины, профессионального модуля определяются формы и методы контроля результатов самостоятельной работы студента.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и профессиональному модулю.

2.8.6 Практика по получению первичных профессиональных навыков (учебная)

 Рабочая программа прохождения практики по получению первичных профессиональных навыков (учебной) разрабатывается учителями на основании  примерной программы, рассматривается и принимается Педсоветом, утверждается заместителем директора по учебной работе. В соответствии с ФГОС  учебная практика включается в программу профессионального модуля

Учебная практика проводится в пределах времени, отведенного на практику согласно рабочему учебному плану. В период прохождения учебной практики предусматривается текущий контроль выполнения индивидуальных заданий и уровень освоения студентом (школьников) приемов работы.

По итогам практики по получению первичных навыков (учебной)  выставляется оценка по пятибалльной системе и оформляется аттестационный лист на каждого студента. Оценка выставляется учителем на отдельной странице учебного журнала и заносится в зачетную книжку студента (школьника).

 

  1. Организация промежуточной аттестации обучающихся

 

3.1. Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся согласно Закону «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ.

3.2. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся за текущий семестр, учебный год. Основными формами промежуточной аттестации в училище являются:

  • экзаменационный просмотр учебно-творческих работ;
  • экзамен по отдельному предмету;
  • зачет по отдельному предмету;
  • контрольная работа (тестирование, двух или многовариантная).

3.3. Формы и порядок промежуточной аттестации определяются Педсоветом, периодичность, сроки проведения аттестации и перечень дисциплин, выносимых на экзамены, определяются рабочим учебным планом.

3.4. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировку и проводится с целью определения:

  • соответствия уровня и качества государственному образовательному стандарту в части государственных требований;
  • полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин;
  • полноты и прочности теоретических знаний;
  • сформированности умений применять полученные знания при решении практических задач и выполнении практических работ;
  • наличия умений самостоятельной работы с учебной и справочной литературой.

3.5.По дисциплинам, выносимым на экзаменационную сессию, экзамены проводятся в объёме учебного материала, пройденного за время, прошедшее после предыдущего экзамена по данной дисциплине, но не более чем за два семестра.

4. Планирование промежуточной аттестации

4.1. По    отдельным предметам контрольные работы проводятся согласно учебным планам за счет времени, отведенного на их выполнение.

  1. Контрольные работы проводятся согласно учебному плану.

4.3. Зачет по отдельным предметам как форма промежуточной аттестации может проводиться по предметам, которые, согласно рабочему учебному плану, изучаются на протяжении всего срока обучения или на изучение которых согласно рабочему учебному плану отводится наименьший, по сравнению с другими, объем учебного времени.

4.4. Контрольная работа по предметам, проводимая в конце учебного года проводится по предметам образовательного цикла на определение уровня знаний за пройденный курс.

 

  1. Подготовка и проведение зачета и контрольной работы по отдельным дисциплинам

 

  1. Условия,           процедура подготовки и проведения зачёта и контрольной работы по отдельной дисциплине, объём контрольной работы разрабатываются ведущими данный предмет преподавателями на основе действующей учебной программы и утверждаются на заседаниях предметно- цикловых комиссий. Зачёт и контрольная работа проводятся за счёт объёма времени, отводимого на изучение дисциплины.
  2. Объем контрольных работ должен соответствовать времени, отводимому на ее выполнение. Задания должны быть правильно сформулированы и не трактоваться двояко.
  3. Контрольные работы проводятся согласно графику, составленному заместителем директора по учебно-методической  работе и утвержденного директором.
  4. При проведении зачёта уровень подготовки студента фиксируется в зачётной книжке словом «зачёт». При проведении дифференцированного зачёта, контрольной работы, проверочной работы, защиты учебных и технологических практик уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
  5. Годовая или полугодовая оценка выставляется на основе текущих оценок и оценки за контрольную работу.

 

 

6. Критерии оценки уровня подготовки студента (школьника)

 

6.1. Оценивается:

  • Уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине (дисциплинам).
  • Умение использовать теоретические знания привыполнении практических задач.     Обоснованность, чёткость, краткость изложения ответа.

6.2. По окончании каждого семестра по всем изучаемым дисциплинам учителями выставляются итоговые оценки успеваемости на основании оценок текущего учёта знаний.

6.3. Оценка знаний обучающихся производится по цифровой пятибалльной системе: 5(отлично), 4(хорошо), 3(удовлетворительно), 2(неудовлетворительно).

6.4. Оценки успеваемости обучающихся (для занесения в приложение к диплому) по дисциплинам, выносимым на экзамены, определяются учителем по итогам текущего учёта знаний за каждый семестр.

 

 

7.  Освобождение от прохождения аттестации

 

7.1. Студенты (школьники), успевающие по всем дисциплинам, могут быть освобождены от прохождения аттестации по теоретическим дисциплинам и физической культуре по состоянию здоровья в порядке исключения.

7.2. В этом случае итоговые оценки выставляются на основании годовых с учётом уровня фактической подготовки обучающихся.

7.3. Освобождение обучающихся от промежуточной аттестации (перенос её на другие сроки) производится приказом директора училища на основании медицинского заключения комиссии (ВКК) медицинского учреждения, заверенного печатью.

7.4. Аттестуемым, заболевшим в период аттестации и выздоровевшим до её окончания, директор Учреждения вправе разрешить аттестацию в другие назначенные сроки.

7.5. Директор учреждения вправе по просьбе студента, его родителей (лиц, заменяющих) в исключительных случаях (переезд на новое место жительства, т.д.), разрешить аттестацию ранее планового срока.

7.6. По решению педагогического Совета, утверждённому приказом директора учреждения, студент (школьник) может быть освобождён от промежуточной аттестации по теоретическим дисциплинам при всех текущих оценках по данной дисциплине.

7.7. От промежуточной аттестации по теоретическим дисциплинам могут быть освобождены победители и призёры предметных олимпиад, турниров, конкурсов по данной дисциплине, начиная с районного уровня, а также участники подобных международных состязаний.

 

8. Проведение повторной аттестации

 

8.1. Повторная аттестация проводится для обучающихся, получивших неудовлетворительную оценку на аттестации, а также для тех, кто по результатам семестра имел неудовлетворительную оценку.

8.2. Расписание проведения повторной аттестации вывешивается в учреждении, объявляется обучающимся.

8.3. По окончании повторной аттестации педсовет обсуждает итоги и принимает решение о переводе обучающихся на следующий класс, допуске их к итоговой аттестации или отчислении.

Решение педсовета утверждается приказом директора, который в течение трех дней доводится до сведения обучающихся, их родителей.

8.4. Если обучающийся во время аттестаций заболел, то для него составляется расписание аттестации в сроки, установленные для повторной аттестации.

 

9. Перевод обучающихся в следующий класс

 

9.1. Перевод обучающихся в следующий класс производится по итогам аттестации на основании семестровых и итоговых оценок, приказом директора на основании решения педсовета.

9.2. На следующий курс переводятся обучающиеся, имеющие положительные семестровые и итоговые оценки по всем предметам, предусмотренным учебным планом.

9.3. Повторная аттестация проводится аттестационной комиссией, утвержденной приказом директора учреждения не позднее, чем за 2 недели до начала аттестации, в составе: директора (его заместителя), учителя соответствующего предмета.

9.4. Для обучающихся, имеющих задолженности по состоянию здоровья, аттестация переносится на январь или сентябрь. Аттестация проводится комиссией в прежнем составе.

9.5. Обучающиеся, не прошедшие аттестацию в установленные сроки, имеющие задолженности, может быть предложен переход на индивидуальное или повторное обучение.