
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
«__» 201 г.
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящее Положение вводит единые требования к формированию фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и регламент их использования для мониторинга и оценки качества образовательных достижений обучающихся в образовательной организации (далее по тексту - учреждении), регламентирует состав, структуру и требования к содержанию, оформлению, разработке фонда оценочных средств общеобразовательных программ.
- Настоящее Положение разработано на основании следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Федеральные государственные образовательные стандарты;
- Устав Учреждения.
Под фондом оценочных средств (в дальнейшем - ФОС) в училище понимается комплект методических и контрольно-оценочных средств, предназначенных для оценивания результатов и процесса учебно-профессиональной деятельности обучающихся, их знаний, умений, элементов практического опыта и компетенций на разных стадиях обучения, а также для аттестационных испытаний выпускников по завершении освоения ими основной профессиональной образовательной программы на соответствие /несоответствие уровня их подготовки требованиям ФГОС и соответствующих образовательных программ.
Контрольно-оценочные средства (КОС) — это все виды оценочных материалов, позволяющих определить фактический уровень освоения образовательных программ и подтвердить достижения различных образовательных результатов, в том числе факт сформированности компетенций (контроль и оценка) и готовности к определенным видам деятельности, их качественная оценка.
Цель формирования ФОС — обеспечение системы профессионального образования училища современным инструментарием оценки качества образования (мониторинга учебных достижений обучающихся, самоаттестации училища, проведения различных оценочных мероприятий).
Задачи создания фонда оценочных средств:
- Контроль и управление процессом приобретения необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций.
- Контроль и управление достижением целей реализации ООП в виде общих и профессиональных компетенций выпускников.
- Оценка достижений обучающихся в процессе изучения учебной дисциплины, междисциплинарного комплекса, профессионального модуля.
- Обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности.
- Достижение уровня контроля и управления качеством образования, обеспечивающего признание квалификаций выпускников работодателем.
- НАЗНАЧЕНИЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
- Фонд оценочных средств создается для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям основной профессиональной образовательной программы и разрабатывается для текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации.
- Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин/МДК/практик;
- оценка компетенций обучающихся.
- Структура ФОС включает:
- комплект методических материалов по разработке ФОС текущего контроля знаний, промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации;
- образец заполнения контрольно-оценочных средств для контроля освоения образовательных результатов учебной дисциплины и междисциплинарного курса;
- образец заполнения контрольно-оценочных средств для контроля освоения образовательных результатов профессионального модуля в рамках экзамена (квалификационного).
- Исходными документами для составления фонда оценочных средств является ООП, рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей.
- Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС и обеспечивать решение оценочной задачи соответствия готовности выпускника этим требованиям.
- Функции контрольно-оценочных средств — мотивация, корректировка, стимулирование, оценка и контроль учебных достижений обучающихся.
- Объектом измерения контрольно-оценочных средств являются:
- для учебной дисциплины и междисциплинарного курса (далее по
тексту — КОС/КОС УД и КОС МДК соответственно) - знания и умения обучающихся;
- для учебной практики - умения и полученный в ходе учебной
практики первоначальный практический опыт;
- для производственной практики - практический опыт и фиксация
уровней освоения общих компетенций;
- для преддипломной практики - фиксация процесса углубления
первоначального практического опыта обучающегося, развития общих и профессиональных компетенций, проверка его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также степени готовности к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм;
- для профессионального модуля (ПМ) в рамках экзамена
квалификационного - в состав контрольно-оценочных средств могут входить специализированные компетентностно-оценочные материалы (КОМ) по оценке сформированности компетенций всех элементов профессионального модуля (в том числе фиксация результатов освоения МДК и всех видов практики), оценивающие качественно освоены/не освоены соответствующие профессиональные компетенции и определенные для указанного модуля элементы общих компетенций;
- государственной итоговой аттестации - оценка выполнения выпускной квалификационной работы и/или демонстрационного экзамена (в части комплексного применения результатов освоения всех видов профессиональной деятельности для решения производственной задачи), в состав КОС также входят компетентностно-оценочные материалы для фиксации результатов освоения в полном объеме общих компетенций.
3.3 Контрольно - оценочные средства применяются для текущего контроля в различных формах (устные и письменные опросы, тестирования и т.п.) и промежуточной аттестации в форме зачета, дифференцированного зачета, экзамена (в том числе комплексного и квалификационного), используемые формы оценивания — баллы (выбранного на усмотрение разработчика диапазона со шкалой последующего перевода в традиционную систему оценивания) или отметка в традиционной системе оценивания:
- неудовлетворительно (2);
- удовлетворительно (3);
- хорошо (4);
- отлично (5).
- Каждый учитель имеет право дополнять содержание ФОС необходимыми, с его точки зрения, материалами (предварительного (входного) и/или рубежного контролей в рамках проведения текущего контроля).
- Структура и образец оформления КОС для проведения экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю и образец оформления КОС для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине и МДК утверждаются приказом директора Учреждения. КОС для промежуточной аттестации оформляются отдельно от КОС текущего контроля и КОС государственной итоговой аттестации. КОС текущего контроля могут быть объединены с КОС входного и рубежного контролей (проводимого в рамках текущего контроля) и представлять собой единый документ или оформляться отдельно (на усмотрение педагога).
- К контрольно-оценочным средствам должны прилагаться:
- Перечень теоретических вопросов, выносимых на
дифференцированный зачет или зачет.
- Перечень практических заданий, выносимых на
дифференцированный зачет или зачет.
- Список тем рефератов, творческих работ, эссе и т.п..
- Комплект преподавателя.
3.7. КОС являются неотъемлемой частью учебно-методических комплексов (УМК) дисциплины/МДК/ПМ.
- ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
- Разработка составляющих фондов оценочных средств является одним из основных видов учебно-методической работы преподавателя.
- Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются учителем-предметником (коллективом учителей) училища и утверждаются заместителем директора по учебной работе.
- Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации разрабатываются преподавателями (коллективом преподавателей) училища и утверждаются заместителем директора по учебной работе после предварительного положительного заключения работодателей.
- Разработка составляющих ФОС реализуется по следующему алгоритму:
- Разработка и утверждение учителем-предметником плана подготовки УМК по соответствующей дисциплине (профессиональному модулю), определение сроков и ответственных за подготовку УМК.
- Разработка КОС осуществляется учителем (коллективом учителей), обеспечивающим преподавание дисциплины или МДК, КОС — учителем (коллективом учителей), обеспечивающим преподавание модуля.
- Рассмотрение, рецензирование, обсуждение и коррекция составляющих ФОС проводится на учителем-предметником (коллективом учителей).
- Утверждение КОС:
- КОС по дисциплине/МДК для промежуточной аттестации, которая проводится в форме дифференцированного зачета, зачета и экзамена, рассматриваются на заседании ПЦК, педагогическом совете и утверждаются заместителем директора по учебно-методической работе училища.
- КОС по профессиональному модулю для промежуточной аттестации, которая проводится в форме экзамена (квалификационного), рассматриваются также на заседании ПЦК, педагогическом совете и утверждаются заместителем директора по учебно-методической работе училища после предварительного положительного заключения работодателей.
КОС по учебной и производственной практикам для промежуточной аттестации, которая проводится в форме дифференцированного зачета, рассматриваются также на заседании ПЦК, педагогическом совете и утверждаются заместителем директора по учебно-методической работе училища после предварительного положительного заключения работодателей.
- КОС для ГИА рассматриваются также на заседании ПЦК, педагогическом совете и утверждаются заместителем директора по учебно-методической работе училища после предварительного положительного заключения работодателей.
- Ответственным за качественную подготовку ФОС, соответствие требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов является соответствующий учитель.
- Контроль содержания и качества разработки ФОС по дисциплинам, МДК, ПМ, ГИА осуществляется соответствующим учителем, заместителем директора по учебно-методической работе училища; заместителем директора по учебной работе Учреждения.
- Ответственным за качественную подготовку, контроль содержания и качества разработки, хранение ФОС (в том числе в электронном виде) Учителем, заместителем директора по учебной работе Учреждения.
- На этапе корректировки материалов ФОС соответствующий учитель осуществляет периодический контроль их соответствия современному уровню развития науки, методики и технологии осуществления образовательного процесса.
- Материалы ФОС корректируются Педсоветом ежегодно перед началом учебного года. Изменения и дополнения отражаются в последнем разделе соответствующих материалов. Ответственным за достоверность состояния ФОС является заместитель директора по учебной работе.
- Оригиналы ФОС для проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации хранятся в учебной части Учреждения. Ответственный за хранение - заведующий отделением по учебной работе.
- Электронный вариант ФОС хранится в учебной части училища на локальном диске, включающем полный пакет документации по специальности в составе документов по УМК.
- Наименование файла с комплектом КОС должно содержать код образовательной программы.
- В файл КОС должны быть включены дополнительно сканированные копии титульных листов со всеми визами, а также всех листов с изменениями и дополнениями (при их наличии). Кроме того, электронный вариант КОС должен храниться у автора или авторского коллектива.
- Ответственный за представление электронного варианта УМК –соответствующий учитель.
- Ответственный за хранение электронного варианта КОС - заведующий отделением по учебной работе.
- Настоящее Положение подлежит изучению преподавательским составом Учреждения.
- Ответственный за организацию и проведение обучения – соответствующий учитель, зам по УМР.
- АРХИВИРОВАНИЕ
- Место хранения настоящего положения - кабинет заместителя директора по учебной работе. Копии Положения передаются на хранение в учебную часть.
- Срок хранения - до минования надобности.
- АКТУАЛИЗАЦИЯ
- Актуализацию настоящего положения осуществляет заместитель директора по учебной работе в следующем порядке:
- по итогам рассмотрения служебных записок, содержащих предложения по совершенствованию процедуры разработки ФОС/УМК, проводит анализ настоящего положения с целью определения в нем несоответствий;
- информация о найденных несоответствиях направляется к рассмотрению в педагогический совет Учреждения;
- по характеру и значимости выявленных несоответствий педагогический совет училища принимает одно из следующих решений:
- Актуализацию настоящего положения осуществляет заместитель директора по учебной работе в следующем порядке:
- внесение изменений;
- пересмотр;
- утрата силы Положения.
- Разработка изменения настоящего положения.
- Изменения настоящего положения разрабатываются при замене, дополнении или исключении отдельных его требований.
- Информация об изменении указывается в листе регистрации изменений настоящего положения.
- Пересмотр настоящего положения.
- При пересмотре настоящего положения разрабатывается новый его вариант взамен действующего. При этом ранее действующее положение отменяется приказом директора училища.
- Разработка изменения настоящего положения.
- ОТМЕНА ДЕЙСТВИЯ
- Настоящее положение признается утратившим силу в соответствии с приказом директора Учреждения.
- В приказе, кроме указания об утрате настоящим положением силы, должно быть указание о признании приказа, которым оно было утверждено и введено в действие, утратившим силу.
- Проект приказа разрабатывается заместителем директора по учебной и согласовывается с соответствующими учителями.
10. ИЗЪЯТИЕ ИЗ ОБРАЩЕНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЕ
Изъятие из обращения и уничтожение настоящего положения не предусматривается.
Рассмотрено
и рекомендовано к утверждению
на заседании педагогического совета
Учреждения
Протокол №