Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2017 года № МОН-П-617 «Об изучении русского языка, родного языка из числа языков народов Российской Федерации»

Версия для печатиВерсия для печати

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2017 года № МОН-П-617 «Об изучении русского языка, родного языка из числа языков народов Российской Федерации»

Поручение Президента Российской Федерации
от 4 июля 2015 г. N Пр-1310, подпункт "а", п.3

Уважаемый Владимир Владимирович!

В соответствии с Вашим поручением по вопросу о реализации в полном объеме права обучающихся на изучение русского языка, родного языка из числа языков народов Российской Федерации Минобрнауки России докладывает.

На заседании федерального учебно-методического объединения по общему образованию (далее - федеральное УМО по общему образованию) 20 сентября 2016 г. рассмотрены предложения рабочих групп для подготовки изменений в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС) в части детализации требований к предметным результатам освоения основных образовательных программ учебных предметов "Русский язык" и "Литература" ("Литературное чтение") на уровнях начального общего и среднего общего образования; "Родной язык" и "Родная литература" ("Литературное чтение на родном языке") - на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - детализация требований по русскому и родным языкам).

Учитывая общественную значимость изменений во ФГОС, а также необходимость глубокой, всесторонней проработки и общественно-профессиональной экспертизы предлагаемых изменений, решением федерального УМО по общему образованию Минобрнауки России рекомендовано обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о продлении срока внесения изменений во ФГОС общего образования, в том числе в части детализации требований по русскому и родным языкам (протокол от 20 сентября 2016 г. N 3/16).

С целью повышения качества обучения русскому и родным языкам Минобрнауки России принят ряд следующих мер:

- разработан проект новой редакции ФГОС начального общего образования, в котором детализированы требования ФГОС к предметным результатам по русскому и родным языкам, проект изменений во ФГОС общего образования будет рассмотрен на заседаниях федерального УМО по общему образованию и Совета Минобрнауки России по ФГОС во II квартале 2017 года;

- определены компетенции, необходимые учителям русского языка и литературы для обеспечения качественного преподавания, в соответствии с профессиональным стандартом педагога, утвержденным приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"";

- подготовлены программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, а также разработаны новые формы организации повышения квалификации для учителей, преподающих русский и родные языки, на основе системно-деятельностного подхода;

- продолжена работа по модернизации методик и технологий преподавания русского языка, в том числе через обновление банка лучших практик, размещенного в открытом доступе в сети Интернет на сайте ФГАОУ ДПО "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования";

- совершенствуются формы проведения аттестации учителей, преподающих на русском и родных языках, предусматривающие в том числе использование формата "ЕГЭ для учителя";

- утвержден перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе по русскому и родным языкам (приказ Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. N 336, зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2016 г., регистрационный N 41705);

- разработан и утвержден Комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях (приказ Минобрнауки России от 15 декабря 2016 г. N 1598);

- одобрен проект примерной рабочей программы учебного предмета "Карельский, вепсский и финский языки" для общеобразовательных организаций (федеральным УМО по общему образованию 27 января 2017 г.); в ближайшее время указанная примерная рабочая программа будет включена в реестр примерных основных образовательных программ.

Кроме того, Минобрнауки России продолжает работу по включению учебников, обеспечивающих реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее соответственно - региональные учебники, федеральный перечень учебников).

В соответствии с пунктом 3 Порядка формирования федерального перечня учебников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18 июля 2016 г. N 870 (далее - Порядок), учебники в федеральный перечень учебников включаются на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз. В проведении этнокультурной и региональной экспертиз учебников в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Минобрнауки России сформирован перечень организаций, наделенных полномочиями по проведению этнокультурной и региональной экспертиз учебников.

На основании пункта 26 Порядка решением Научно-методического совета по учебникам Минобрнауки России в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. N 253, в декабре 2016 года включены учебники по греческому языку.

В настоящее время в ходе приема необходимых материалов для включения учебников в федеральный перечень учебников (приказ Минобрнауки России от 25 августа 2016 г.* N 1039) положительные экспертные заключения по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз получили учебники по следующим родным языкам (родной литературе): абазинскому, алтайскому, башкирскому, татарскому, хакасскому, чеченскому, якутскому.

Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут использоваться учебные пособия. Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. N 699. В данный перечень входят организации, осуществляющие выпуск региональных учебников и учебных пособий. В отборе таких организаций также участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Докладывается в порядке исполнения поручения.


Министр
О.Ю.Васильева