Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в начальной школе

Версия для печатиВерсия для печати

 

Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден постоянно находиться ребенок в возрасте от трех до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. В то же время дошкольному и школьному возрасту свойственны большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Здоровье и отношение к здоровью педагогов, обучающихся, воспитанников имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения (как общие, так и специальные) являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

В период обучения в школе организм ребенка способен чутко реаги­ровать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоровляющие. И это время нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется именно в школьные годы.

В то же время по данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднад-зора России только 14% детей школьного возраста являются практически здоровыми, 50% - имеют функциональные отклонения, 35-40% -хронические заболевания. Ко времени окончания школы у каждого четвертого выпускника наблюдается патология сердечно-сосудистой сис­темы, у каждого третьего - близорукость, нарушение осанки. Как показывают исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России, учебно-воспитательный процесс особенно отрицательно сказывается на психосоматическом здоровье: отклонения со стороны нервной в 10-м классе регистрируются у 32,6% девушек и 16,4% юношей, а 50% учащихся нуждаются в помощи психолога. Наряду с неблагоприятными факторами среды, существующая система образования способствует ухудшению здоровья учащихся и учителей, о чем свидетельствуют массовые нарушения физического, нервно-психического и полового развития, увеличение количества детей с наследственными дефектами. С 1-го по 11-й классы число здоровых детей значительно уменьшается. Именно наша школа, судя по научным и статистическим данным, способствует возникновению хронических заболеваний у каждого второго ребенка.

Среди причинно-следственных факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, следует выделить:

 

  • интенсификацию учебного процесса;
  • стрессовые последствия авторитарной педагогики (она существует наряду с педагогикой сотрудничества);
  • раннее начало дошкольного систематического обучения;
  • несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
  • несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • недостаточную подготовку родителей и педагогов в вопросах раз­вития и охраны здоровья детей, включая вопросы полноценного питания;
  • недостатки в существующей системе физического воспитания;
  • отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы.

 

Воспитательно-образовательное направление в здоровьесбере­гающей деятельности нацелено на формирование основ культуры здоровья у детей и учащихся, наличие которой способствовало бы сохранению личного здоровья и формированию здорового образа жизни (ЗОЖ).

Культура здоровья, являясь частью общей культуры человека, включает определенный объем знаний о различных аспектах здоровья, способах его сохранения и развития, стойкие сформированные мотива­ции и нравственно-волевые качества личности, направленные на заботу о своем здоровье, самореализацию, а также на формирование умений и навыков ведения ЗОЖ.

Формирование культуры здоровья в образовательном учреждении возможно через здоровъесберегающее образование. Под здоровьесберегающим образованием мы понимаем непрерывный процесс обуче­ния, воспитания и развития здоровья ребенка, направленный на форми­рование системы научно обоснованных знаний и практических умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Здоровъесберегающее обучение - это процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья чело­века, овладение умениями, направленными на сохранение и совершен­ствование личного здоровья, оценку формирующих его факторов; ус­воение знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, ос­воение методов и средств пропаганды ЗОЖ.

Здоровъесберегающее воспитание - это процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и ЗОЖ, являющих­ся неотъемлемой частью жизненно важных ценностей и общекультур­ного мировоззрения.

Знания о здоровье - совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и пред­ставляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки в области здоровья человека.

Основной целью здоровьесберегающего образования является со­хранение и укрепление здоровья детей, предотвращение сутулости через обучение и воспитание.

Сегодня нам нужна школа, которая будет обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов сохранения здоровья, основанный на научном обосновании оздоровительного воспитательно-образовательного процесса с учетом личностных, психофизиологиче­ских, конституциональных, половых и возрастных особенностей уча­щихся, экологической обстановки, в которой находится школа.

Принципы организации здоровъесберегающей работы в школе:

 

  • системный подход - взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, психологов, врачей, педагогов и т. д.);
  • комплексный подход - использование целого комплекса различных методик и приемов при организации здоровьесберегающей сре­ды;
  • индивидуальный подход - учет индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей учеников при обучении работе на уроке;
  • личностно ориентированный подход - опора на уже сформированные личностные структуры учеников (их мотивацию, ценности, само­сознание);
  • позитивный подход - опора на сильные стороны в личности и пове­дении ребенка; позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками);
  • гуманистический подход - признание активной роли самого ребенка в сохранении собственного здоровья, его право на выбор, вера в спо­собность учащегося делать правильные выборы (ребенок - не пассивный объект воздействия, а активный субъект).

 

Здоровьесберегающее образование детей в общеобразовательной школе (формирование культуры здоровья) осуществляется через уроч­ные и внеурочные формы деятельности.

На уроках через предметы, входящие в стандарт образования, а так­же через курсы, программы, факультативные часы.

В школе элементы уроков здоровья (на мой взгляд, не менее одного урока в неделю) могут быть включены в содержание следующих учебных дисциплин:

1. Основы безопасности жизнедеятельности.

2. Мир вокруг нас.

3. Мир и человек.

4. Окружающий мир.

5. Мы и окружающий мир.

6. Природоведение.

Обучение в начальной школе создает базовый уровень для после­дующих этапов формирования знаний о здоровье.

Обучение ЗОЖ учащихся в школе может осуществляться через:

 

  • урок (как урок по выбору в вариативной части учебного базисного плана);
  • факультативные занятия;
  • классные часы;
  • внеклассные мероприятия: диспуты, тренинга, ролевые игры;
  • внутришкольные мероприятия: праздники, олимпиады, дни здоровья.

 

Обучение здоровому образу жизни в школе возможно через инте­грацию знаний о здоровье с содержанием общеобразовательных предметов (литература, музыка, трудовое обучение, математика, физкультура и др.). Материал любого общеобразовательного предмета с ориентацией знаний на здоровье может существенно повлиять на учебную мотивацию детей и выработку навыков здоровьесохраняющего поведения.

В этой связи заслуживают внимания межпредметные связи, например, природоведения и ОБЖ, музыки и физической культуры. Приведу следующие примеры, вместо отдельных уроков провожу уроки-путешествия «Свойства воды и здоровье человека», «Свойства воздуха и здоровье человека» и др.

На мой взгляд, недостаточное понимание учащимися значения правил посадки при письме, чтении, рисовании, выполнении работ по трудовому обучению, отсутствие навыка самоконтроля приводят к развитию переутомления и возникновению заболеваний, связанных с опорно-двигательным аппаратом.

Поэтому совместная работа с учителем физкультуры способствует формированию интереса учащихся к предметам, так как позволяет на собственном опыте понять значение физкультуры, знаний физиологии для здоровья. Характеризуя мышцы человека, учитель физкультуры закрепляет знания учащихся о ЗОЖ путем выполнения упражнений и последующего выяснения, какие мышцы принимали в них участие.

Иногда в беседе с учащимися узнаю, что они не хотят заниматься спортом, так как отсутствует положительная мотивация к таким занятиям. Сформировать положительную мотивацию к таким занятиям позволяют уроки здоровья, проводимые в моем классе, которые создают условия, позволяющие ребенку осознать необходимость занятий физической культурой. Главная цель которых, формирование культуры двигательной активности учащихся, привитие интереса к занятиям физкультурой.

Совместная работа со школьным медиком и преподавателем лечебной гимнастики ЦРТДЮ позволяет проводить групповые занятия по лечебной гимнастике с детьми группы риска (по здоровью). Кроме того, организовать 2 раза в год осмотр учащихся врачом-ортопедом и проводить по его рекомендациям массаж и обучение учащихся самомассажу. Интеграция уроков природоведения и хореографии позволяют ярче ощутить необходимость внимательного отношения к своему здоровью, формировать основы активной здоровой жизни.

Кроме того, в своем классе, начиная с первых уроков:

Организую ряд бесед в клубе «Сам себе доктор» относительно составления режима дня, чередования труда и отдыха, их длительности, а также распределения физических нагрузок в течение дня с учетом их возраста; пользе умывания, обтирания отдельных участков тела холодной водой, дыхательных упражнений, физкультминутках на уроках, трудовой деятельности, переменах, прогалках на воздухе.

Провожу викторины Доктора Нехворайкина «Витамины на столе», «Одежда в жизни человека» и др.

Здоровьесберегающие минутки – это обязательный компонент школьного урока. Не соглашусь с мнением тех педагогов, которые считают, что физкультурные минутки на уроке отнимают массу времени урока, расхолаживают учащихся, так как по-мнению моих учеников, такие паузы создают хорошее настроение, после них им «хорошо работается», «не хочется спать», а еще «есть возможность потанцевать». Поэтому разучиваю и использую ежедневно гимнастику до уроков; элементы подвижного урока; физкультурные минутки; оздоровительные паузы (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж); динамическую перемену, которые очень быстро запоминаются детьми и с удовольствием ими выполняются в течение учебного дня под моим руководством и самостоятельно.

Каждый из нас знает, что организму ребенка свойственна незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем: центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата. Поэтому правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только приобретению прочных знаний по основным школьным дисциплинам, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.

В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения естественной потребности школьников в движении, которая может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся. В нашей школе организуются динамические паузы продолжительностью 40 минут, во время которых учащиеся обедают, гуляют на свежем воздухе. Во время динамических пауз проветриваем учебные кабинеты и организуем влажную уборку, а с учащимися проводятся подвижные игры, организуются спортивные минисоревнования и конкурсы на свежем воздухе, позволяющие не только организовать детей, но и способствующие укреплению здоровья, закаливанию организма учащихся. Если же погодные условия не позволяют организовать активный отдых учащихся на улице, то в школьных коридорах в этом году появились «звериные» тропинки здоровья, позволяющие ребятам попрыгать, побегать, полазить.

С этой же целью в школьный компонент учебного плана школы для младших школьников включены предметы, связанные с подвижной двигательной активностью (хореография, ритмика, современные, бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

Ребенок, младший школьник чрезвычайно подражателен и если родители следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем же правилам. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заниматься физкультурой и спортом. Он сам это делает с удовольствием по привычке, выработанной годами. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых на природе – лекарство от всех болезней. Поэтому с первого класса мною ведется большая профилактическая и агитационная работа по укреплению здоровья детей с родителями учащихся через родительские лектории, совместные прогулки и выезды на природу, организацию спортивных массовых мероприятий и праздников. Уже традиционными в нашем классе стали такие мероприятия, как «Папа, мама, я – спортивная семья, «Ледяная горка», «Проказы Матушки-зимы», «Осенние посиделки» и др. Подобные мероприятия способствуют формированию навыков ЗОЖ у учащихся, укрепляют связи между родителями, детьми и школой, сплачивает не только коллектив детей, но и родителей.

Для растущего организма чрезвычайно важно рациональное питание. Согласно концепции сбалансированного питания, разработанной академиком АМН СССР А. А. Покровским, для нормальной жизнедеятельности организма необходимо питание, обеспечивающее энергозатраты, достаточное по количественному составу и учитывающее сложные взаимоотношения между питательными веществами, витаминами, минеральными веществами. Это имеет особое значение для детей, пищевой рацион которых должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, характера деятельности, величины физической нагрузки и прочего. Рациональное питание должно обеспечивать поступление в организм веществ, идущих на формирование новых клеток, и возмещать энергетические траты организма, способствовать нормальному физическому и психическому развитию детей, повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, улучшать работоспособность. Поэтому все учащиеся класса совместно с родителями активно включились в губернаторскую программу по витаминизации школьников. Этому способствовали ряд проведенных в классе мероприятий:

разговор за круглым столом родителей и школьного врача о значении витаминизации для здоровья подрастающего поколения школьников,

учащиеся подготовили и показали пьесу-сказку «Путешествие по стране Витаминии»,

провели конкурс рисунков о здоровье «Будь здоров!»,

учащиеся совместно с родителями выпустили листовки о правильном питании и альманах «Город школьника», на страницах которого поведали о значении пищи для организма человека и животных.

Научить ребенка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия – вот основная цель школьного образования на современном этапе развития.

Бобрышева Елена Васильевна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 28» г. Киселёвска, Кемеровской области

Савельева Ольга Владимировна,

заведующая методическим отделом МОУ ДОД

«Центр развития творчества детей и юношества» г. Киселёвска Кемеровской области

Источник: Газета «Образование: путь к успеху»