Виртуальная школа для особых детей

Версия для печатиВерсия для печати

В ресурсном Центре дистанционного обучения детей-инвалидов в Новосибирской области работают всего восемь человек (пять методистов, системный администратор и два человека на выездах), но эти специалисты стоят доброй сотни профессионалов.

В их обязанности входят выезды в районы области и установка там необходимой аппаратуры, замена старого оборудования на новое, его починка, обучение детей и их родителей обращению с новой техникой, проведение набора и адаптации новых учителей, контроль за самим процессом обучения и многое другое. Их важная работа на первый взгляд видится достаточно простой, но на самом деле этой кажущейся легкости предшествовал долгий и сложный путь подготовки.

Сегодня в дистанционную школу в поселке Тулинском родители обращаются сами и идут туда очень охотно, но чтобы добиться этих результатов, пришлось через многое пройти. По словам Анатолия Головача, руководителя Областного центра образования, структурным подразделением которого является региональный ресурсный Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в Новосибирской области, в 2009 году, когда все только начиналось, детей приходилось буквально разыскивать по районам области: через знакомых, друзей и бывших одноклассников.

— Мы начинали с нуля, — рассказывает Анатолий Филиппович. — Когда пять лет назад вышел приказ Президента Дмитрия Медведева о работе с категорией детей-инвалидов по их дистанционному обучению, у нас оказалось два листочка: о назначении нас региональным центром и 341-й приказ Министерства образования РФ, где были прописаны какие-то базовые нормативы. Все остальное мы должны были придумать и воплотить в жизнь сами.

Везде своя специфика

При приеме в дистанционную школу есть единственное ограничение — сохраненный интеллект, остальное решаемо. Средств на реализацию проекта выделили достаточно. Основная доля этих денег — на оборудование. Специфика дистанционного образования такова, что для каждого ребенка нужно подобрать индивидуальный комплект оборудования: ведь кто-то не слышит, кто-то не видит, кто-то не может передвигаться самостоятельно и так далее. Базовый набор состоит из компьютера, принтера, клавиатуры, наушников и видеокамеры, но если, к примеру, у ребенка не работает рука или рук вообще нет, то подбирается аппаратура, которой может управлять кивком головы. Все элементы такого комплекта приспособлены для занятий онлайн через «Скайп». При этом учитель может находиться в любой точке земного шара.

Сегодня в тулинской виртуальной школе «Учимся вместе» занимаются уже 400 детей, проживающих в разных районах области, с ними работают 104 преподавателя. Педагоги со всей России, а один даже из Америки. Фактически сейчас в Центре идет обучение по принципу «один педагог — один ученик». Получается, что если учатся 400 детей, то и «классов» тоже четыре сотни. Почему детей не сформировали в группы? Практика показала, что это невозможно. Если, например, пытались собрать в группы по принципу классов, то оказывалось так, что у детей могла быть разница в возрасте в 5 — 7 лет. Объединять по предметному признаку тоже не вышло: уровень подготовки у всех разный, скорость усвоения материала тоже.

Все педагоги в дистанционной школе — высококвалифицированные, настоящие профессионалы своего дела. В процессе подбора преподавательского состава было отсеяно порядка 500 человек.

— Есть в Чулымском районе заслуженный педагог, прекрасный учитель и человек, она очень быстро включилась в нашу деятельность. Но через какое-то время отказалась от должности — не смогла работать. Категория детей в нашем Центре сложная, поэтому у преподавателей должна быть хорошая психологическая устойчивость, а точнее, стрессоустойчивость. Порой за 45 минут урока могут разобрать только, как пишется одно слово или предложение, — поделился Анатолий Филиппович.

Каждому педагогу полагается свой комплект оборудования. Час работы такого преподавателя стоит достаточно дорого, но это неудивительно: занятия с детьми-инвалидами — не из легких.

Плоды обучения

В самом начале реализации проекта сотрудникам Центра пришлось основательно потрудиться над выработкой нормативов на обучение особых детей, ведь тогда этих данных попросту не было. Сейчас в режиме дистанционного обучения дети-инвалиды занимаются не более 9 — 12 часов в неделю, в зависимости от возраста.

После 9-го класса дети сдают экзамены по программе школы, к которой они приписаны, а после 11-го — ЕГЭ. По окончании школы Центр дистанционного образования выдает документ, что ребенок успешно прошел обучение.

— Наши дети активно участвуют в олимпиадах, есть среди них победители всероссийских и областных конкурсов по робототехнике, рисованию, математике и другим направлениям. Девочка из Искитимского района с диагнозом «несовершенный остеогенез» (так называемая болезнь хрустального человека) везде активно участвует и побеждает — очень талантливая художница, — воодушевленно рассказывает Анатолий Головач.

Сначала в Центре с детьми-инвалидами занимались по программе дополнительного образования по типу «занимательная математика» или «сделай поделку своими руками». Год назад по приказу Министерства образования РФ школа перешла на общеобразовательную программу, но и от старой тоже не отказались.

Все обучающие курсы выложены на официальном сайте Центра http://www.sdo-nso.sinor.ru. Каждый этап обучения индивидуально согласовывается с родителями ребенка. У Центра с каждой школой, в которой учатся такие дети, есть договор и два учебных плана: общеобразовательной школы и дистанционной. Многие из этих детей с легкостью поступают в новосибирские вузы, где есть удаленное обучение: НГУ, НГТУ, НГПУ, НГУЭУ.

Другие преимущества

Этот проект не только дает путевку в жизнь детям-инвалидам из области, но и существенно улучшает качество жизни во многих деревнях и поселках. Например, именно благодаря его реализации в поселке Тулинском появились оптоволоконные линии. В некоторых деревнях Новосибирской области впервые установлены телефонная связь, телевидение и Интернет. В проекте заняты все без исключения районы области.

— На реализацию наших планов тратятся колоссальные деньги, но я считаю, не зря. Когда дети или родители начинают писать на электронную почту или на сайт школы слова благодарности или когда счастливая мама взахлеб рассказывает, что ее ребенок научился читать, понимаешь, для кого и для чего все это делается, — говорят организаторы.

ДОСЛОВНО

Анатолий ГОЛОВАЧ, руководитель регионального ресурсного Центра дистанционного обучения детей-инвалидов в Новосибирской области:

— Считаю, что мы приняли правильное решение, когда решили набирать в школу не только городских детей, но и областных. Прекрасно понимая, что будет сложно, мы все равно пошли на это, потому что дети-инвалиды есть везде. Так почему ребенок из Северного района должен быть обделен? Неужели только потому, что он живет за 400 километров от города? И мы не ошиблись: центры образования в тех регионах, которые стали заниматься только городскими ребятами, сейчас уже нежизнеспособны.

ФАКТ

Сегодня в 87 регионах РФ полноценно работают с детьми-инвалидами только 10 — 15 центров.

Мария БЕЗДЕНЕЖНЫХ

Источник: sovsibir.ru