Управляющий совета школы №100 г. Перми

Версия для печатиВерсия для печати

"Пожалуй, самое большое на сегодняшний день достижение в работе управляющего совета школы №100 - это создание на базе школы Совета территориального общественного самоуправления микрорайона (СТОСМ). Это - абсолютная инициатива управляющего совета.
Теперь школа №100 стала общественно-активной школой. Она имеет возможность влиять на социум и использует эту возможность, делая ставку на молодежь микрорайона (и выпускников школы, и только поступающих в нее). Вот один из результатов: если в прошлом году школа трудоустроила около двадцати подростков, то этим летом уже более сотни."Создание управляющего совета в пермской школе №100 началось с внесения изменений в устав учреждения, где прописали основные положения, касающиеся управляющего совета. Конечно же, этому предшествовало обсуждение родителями самой идеи, согласование нюансов с директором. Но именно юридическая норма устава, заверенного учредителем, положила начало новой форме родительского объединения, некогда существовавшего в виде простого совета школы, при котором существовал попечительский совет.

Больших колебаний не было ни у родителей, ни у директора, потому что управляющий совет - это больше функций по сравнению с простым советом. И это очевидный плюс.
На первом заседании совета выступила Людмила Усольцева, директор школы, и открыто рассказала родителям о финансовой ситуации учреждения: вот, сколько мы просили выделить учредителя, вот столько мы получили. Такой подход помог сразу установить доверительные отношения между родителями и школой. Понимание возникло, и не было особых расспросов.
Сегодня Людмила Васильевна уверенно говорит: "Чем больше информации у родителей, тем лучше. Это позволяет сделать школу открытой. Самое интересное, что это оказывается выгодным для директора. Кончено же, для руководителя в некотором смысле это самоограничение, но оборачивается этот болезненный процесс профессиональным ростом. К этому приходишь постепенно, просто со временем возникает внутреннее понимание, что это полезно. Мы, например, вывесили информацию на сайте. Открытость - это имидж школы".
Следующим шагом нового совета стал анализ социальной ситуации в микрорайоне. Результаты проведенного опроса показали, что приоритетными направлениями для родителей школы №100 являются здоровьесберегающие технологии и профильное обучение в старших классах. Таким образом, управляющий совет определил направления работы на первом этапе.
План работы управляющего совета школы №100 очень насыщен. Родители работают в разных направлениях. Например, члены совета провели акцию: выборочно проверили дневники в разных классах школы. Итогом мини-рейда стала аналитическая записка, в которой родители отметили, что дневники учеников превращены в книгу жалоб и альбомы для рисования. В результате в школе появился новый локальный акт "Положение о дневнике учащегося", утвержденный управляющим советом и директором.
Родители нашли решение такой давней проблемы, как вопрос о школьной форме. Среди учеников и родителей был проведен опрос. Более того, своими силами в школе устроили показ мод деловой одежды для школьников. Только после этого удалось выбрать наиболее приемлемый для всех вариант: темно-синий трикотажный жилет с эмблемой школы. Светлана Денисова, председатель управляющего совета школы №100: "До этого в школе было несколько попыток в отдельных классах ввести форму, но в итоге дети все равно ее не носили. А после проведенного исследования ситуации нам удалось найти настолько оптимальный вариант, что он устроил всех не только по внешним характеристикам, но и по цене".
В школе функционирует конфликтная комиссия, в состав которой входят родители, старшеклассники, социальный педагог и психолог. Эта комиссия рассматривает различные конфликты между учениками, между учителями и учениками, между родителями и учителями. Участие трех сторон в обсуждении конфликтов приводит к более конструктивным решениям. Важно отметить, что к этой работе привлекли родителей, у которых отмечались какие-либо проблемы с детьми. Психологи школы с радостью отмечают, что в этих семьях ситуация меняется в лучшую сторону, а сами родители становятся активнее.
"Вообще активность можно понимать по-разному, - рассуждает Людмила Усольцева. - Если под этим словом понимать просто присутствие, то такая активность была всегда. А вот если включенность, готовность вложить свои личные ресурсы (время, знания), тогда ситуация выглядит иначе. Активность во втором варианте прочтения появляется только тогда, когда родители чувствуют, что они и то, что они делают, значимы для школы. Вот почему школа должна дать понять родителям, что именно от них она ждет поддержки. Просто нужно найти ту зону, где конкретный родитель сможет проявить себя".
Например, родители с медицинским образованием помогли школе провести мониторинг качества медицинских услуг. Проблему медицинского обслуживания поднял управляющий совет. По его инициативе рабочая группа провела анализ списка медикаментов, имеющихся в наличии. Выяснилось, что список не соответствует показаниям медицинских карт школьников. Другими словами, медсестра заказывала таблетки, которые совсем не требовались детям или были необходимы в меньших количествах. А вот некоторые препараты для учеников школы со специфическими заболеваниями и вовсе отсутствовали. Кроме этого, родители проверили график работы медсестры. Не всегда он совпадал с тем временем, когда дети находятся в школе, а если и совпадал, то медсестры просто не было на месте. Все это родители отразили в аналитической справке. Очевидно, что административная команда вряд ли смогла бы так эффективно организовать такое исследование. К слову сказать, основываясь на эту справку, управляющий совет написал обращение к главе департамента здравоохранения г. Перми.
Родители нашей школы имеют возможность оценить педагогов в рамках педагогического фестиваля, имеющего множество номинаций. В состав жюри фестиваля входят и родители. Среди них и детей проводится регулярное анкетирование, результаты которого учитываются на школьных конкурсах профессионального мастерства. Неудивительно, что положение о стимулирующих надбавках в этой школе разрабатывалось совместно с управляющим советом.
Но, пожалуй, самое большое на сегодняшний день достижение в работе управляющего совета школы №100 - это создание на базе школы Совета территориального общественного самоуправления микрорайона (СТОСМ). Это - абсолютная инициатива управляющего совета.
Теперь школа №100 стала общественно-активной школой. Она имеет возможность влиять на социум и использует эту возможность, делая ставку на молодежь микрорайона (и выпускников школы, и только поступающих в нее). Вот один из результатов: если в прошлом году школа трудоустроила около двадцати подростков, то этим летом уже более сотни.
Людмила Усольцева, директор школы №100 г. Перми: "СТОСМ - это следующая ступенька роста управляющего совета. Если у вас этого нет, то я рекомендую это сделать. Только представьте, что сегодня жители, не имеющие отношения к школе, сами к нам приходят, приносят свои идеи, предложения, предлагают свою посильную помощь. Например, не так давно жители соседнего дома предложили сделать рядом с детской площадкой "лежачего полицейского". Это предложение уже реализовано. Жители другого дома предлагают свою помощь в ремонте фасада школы. У управляющего совета и школы появились новые точки заинтересованности. Мы все расширили поле своей деятельности".
Существуют и вполне материальные преимущества такого развития управляющего совета. В этом году родители школы №100 совместно с попечительским советом школы и советом территориального самоуправления приняли участие в городском конкурсе социальных проектов и, став победителями с проектом "Молодежь выбирает будущее", привлекли 145 тысяч рублей дополнительных средств.
По мнению Светланы Денисовой каждый в управляющем совете может найти для себя преимущества. Активные родители, например, более высокий социальный статус "член управляющего совета", а практичные представители родительской общественности - возможность влиять на принятие решений в образовательном учреждении. Педагогов тоже эта возможность заинтересует, кроме того, важным для них оказывается участие в разработке стратегии развития школы и возможность транслировать коллегам свое мнение по решаемым вопросам. Для директора же управляющий совет - это "коллективный разум" для принятия важных решений. Более того, директор может с этим разумом разделить бремя ответственности за результат. Для руководителя также важен потенциал родителей, который можно привлечь в ситуациях, когда необходимо отстаивать интересы школы. Ну, и, наконец, управляющий совет дает новый импульс развитию в образовательном учреждении волонтерскому родительскому движению.

Источник: Материалы сборника "Успешный опыт работы управляющих советов в образовательных учреждениях Перми и Пермской области"