Управляющий совет школы №108

Версия для печатиВерсия для печати

Когда три года назад Ольга Чернова, мама ученика пермской школы №108, поняла, что ей предстоит создать управляющий совет, в ее команде единомышленников было всего три человека. Но ни малочисленность инициативной группы, ни отсутствие нужной информации не помешали достичь Ольге ее цели. Наоборот, рассказывает она, была непоколебимая уверенность, что про школу ей все известно. Надо только прийти и показать, как действовать. "Ничего подобного! - смеется Ольга сегодня. - В работе школы оказалось столько тонкостей и нюансов, что пришлось с головой уходит в административные проблемы в рамках отдельно взятой школы. Но зато я стала действительно понимать сущность работы директора, трудности, с которыми ей приходится сталкиваться".

Татьяна Костромитинова, директор школы №108: "Я очень благодарна Ольге Валерьевне за то, что она приходила в каждый школьный класс и разговаривала с родителями на понятном им языке, объясняла, как работает школа, и какие проблемы она решает. Какими ресурсами мы обладаем и как ими распоряжаемся. Такие встречи-отчеты теперь традиционно проходят у нас в начале и в конце учебного года".
Сегодня совет состоит из двадцати активных, твердо отстаивающих свою позицию родителей. И самым сложным в его становлении, по словам Ольги Черновой, было достучаться до родителей, объяснить им, зачем нужен управляющий совет, какие функции он выполняет. Но, преодолев этот барьер, дав нужные родителям ответы на вопросы, Ольга Валерьевна поняла, что ситуация изменилась: родители сами стали приходить в управляющий совет.
Ольга Чернова: "Ключ от всех проблем - информация. К сожалению, далеко не все родители знают, что существуют управляющие советы и не знают, зачем они нужны. Более того, родители даже не знают, куда уходят деньги, которые они "жертвуют" школе. Именно поэтому с родителями нужно разговаривать".
Отдельная работа - выстроить отношения с директором школы. Работа дипломатическая, тонкая, но, безусловно, нужная. Совет под управлением Ольги Черновой развился до того уровня, когда родители стали равноправными участниками образовательного процесса. Подтверждением этого служат слова директора школы №108: "Управляющий совет - это моя защита и мои помощники. Ко мне приходят разные родители с разными вопросами. Наиболее острые из них я предлагаю решить коллегиально и приглашаю их на расширенное заседание управляющего совета. Там сидят такие же, как и они, родители. И никто из нас не желает детям зла. Но если что-то не получается, я уверена, нужно вместе искать решение".
Как же изменилась жизнь школы с появлением в ней управляющего совета? Сегодня это образовательное учреждение носит статус центра инновационного опыта, на базе которого была открыта межпредметная ассоциация учителей по здоровьесберегающим технологиям. Ярким событием в этом году стала победа школы в конкурсе, проходившем в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Модульно-рейтинговая информационная технология реализуется не только на третьей, но и на второй ступени. Эти достижения вряд ли состоялись, если бы управляющий совет не помог напечатать методические сборники, если бы педагоги не получили возможность поехать на нужные курсы повышения квалификации. Школьный медиа-центр появился тоже благодаря родителям. Если бы его не было, то педагоги не смогли бы разрабатывать уроки в соответствии с программой "Компьютер на уроке".
Поскольку в школе разработана программа оздоровления, этому направлению уделяется достаточное внимание. Около года назад управляющий совет решил приобрести специализированный аппарат биологической обратной связи, разработанный отечественными учеными в рамках национального проекта оздоровления нации. Теперь в школе осваивают методы оздоровления через систему образования. Другими словами, учат детей навыкам правильного дыхания, осанки, гигиены зрения.
Школьный двор тоже стал объектом работы для управляющего совета. Дело в том, что через школу издавна пролегла "тропа жизни": жители микрорайона, не желая обходить школу, шли прямо через двор, чтобы выйти на центральную улицу. Конечно же, это доставляло неудобства (окурки, бутылки и прочий мусор). А во время уроков физкультуры учащиеся регулярно сталкивались с прохожими. Чтобы отучить жителей соседних домов от старой привычки срезать через школьный двор, родители объединились и вышли на депутатов Пермской городской думы. Так у школы появилось дополнительное ограждение и тротуар вдоль него, куда и перенесли "народную тропу".
Родители добились того, что шефство над их школой взяло крупнейшее предприятие города и их района. Эта дружба держится не только на финансовых отношениях: представители предприятия регулярно участвуют в школьных мероприятиях и искренне интересуются, чем живет школа.
В этом году заместитель директора Ирина Звегинцева успешно представила школу на конкурсе "Учитель года", заняв второе место в номинации "Лидер в образовании". Ее участие управляющий совет обеспечил и моральной поддержкой, и созданием дорогостоящего видеоролика, необходимого для участия в конкурсе.
Управляющий совет школы №108 защищает интересы не только детей и родителей. В прошлом учебном году совет помог и педагогам. Были приобретены четыре комплекта пособий по биологии, хотя директор школы считала приоритетным направлением вопроса обеспечения пожарной безопасности. "После этого учителя поверили в нас, поверили в то, что мы можем принять самостоятельное решение - рассказывает Ольга Чернова. - Они стали чаще приходить к нам со своими просьбами. У нас стали складываться партнерские отношения, а это очень важно для управляющего совета".
Внеклассная жизнь - естественная среда взаимодействия семьи и школы. Зачастую инициатором объединения, слияния становились именно родители, которые организовывали экскурсионные поездки в Белогорский монастырь, а также праздники на уровне класса и школы. Были случаи, когда родители самостоятельно собирали у себя на дому детей и проводили дни рождения. Кончено же, в домашней обстановке детям намного комфортнее. Родительские мероприятия изменили представления о празднике у детей, которые выросли в социально неблагополучной семье. Теперь для них праздник - это игры, танцы, общение. А костры или поход на лыжах - это школьная песня, а не шашлык.
За три года работы Ольга Чернова сумела так выстроить работу управляющего совета, что собрание в полном составе проходит только по особым поводам. Например, в начальном звене класс переходит из своего отремонтированного кабинета в другой, менее привлекательный. Естественно, родители не хотят покидать свой обжитый кабинет без новой доски и другого оборудования, приобретенного с помощью родителей. Такой вопрос можно решить только на расширенном заседании управляющего совета. А во многих других родители-управленцы настолько хорошо разбираются, что, поделив между собой сферы ответственности, решают их уже самостоятельно.

 

Источник: Материалы сборника "Успешный опыт работы управляющих советов в образовательных учреждениях Перми и Пермской области"