Уполномоченный по правам ребенка в школе

Версия для печатиВерсия для печати

Основными целями и задачами уполномоченного образовательного учреждения являются:

 

  • правовое просвещение участников образовательного процесса;
  • защита прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении;
  • формирование правового пространства в образовательном учреждении;
  • формирование правовой культуры и правового сознания;
  • формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;
  • совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.
  • всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
  • оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
  • профилактика нарушений прав ребенка;
  • Школьный уполномоченный содействует исполнению законов «Об образовании» РФ и области, совершенствованию Правил школьной жизни и входит в систему взаимоотношений учреждения.

 

Кто может стать школьным уполномоченным?

Уполномоченным может быть только совершеннолетний участник образовательного процесса (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель). Уполномоченным не может быть избран участник образовательного процесса, занимающий административную должность в школе.

Он избирается на общем собрании участников образовательного процесса путем тайного голосования большинством, не менее 2/3 голосов участников собрания и на срок, установленный собранием, но не менее одного учебного года. Уполномоченный может назначать себе помощников из числа участников образовательного процесса, в том числе не менее 3-х школьников. При вступлении в должность уполномоченный приносит присягу, в которой обязуется действовать, руководствуясь Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Уставом школы, Правилами школьной жизни. Уполномоченный при осуществлении своих функциональных обязанностей независим и неподотчетен школьным органам и должностным лицам, но его деятельность не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра.

В то же время, уполномоченный не принимает административных решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица.

Обращения по вышеуказанным вопросам направляются Уполномоченному по правам ребенка или Уполномоченному по правам человека области. В случае, когда школьный уполномоченный не может достичь соглашения сторон при разрешении жалобы, он также обращается к Уполномоченному по правам ребенка.

По окончании учебного года школьный уполномоченный представляет совету школы, педагогическому совету и Уполномоченному по правам ребенка в области доклад о своей деятельности.

Поскольку уполномоченные работают на общественных началах, для них предусматривается доплата из фонда экономии  оплаты труда образовательного учреждения с целью материального поощрения.

Каковы результаты работы школьных уполномоченных?

В Саратовской области только за 2006-2007 учебный год в адрес уполномоченных поступило 7289 обращений по вопросам разъяснения прав и обязанностей участников образовательного процесса, защиты их прав и достоинства. Наибольшее количество обращений принадлежит учащимся 4301 (59% от общего количества), 1654 (22,69%) жалоб поступило от родителей и 1334 обращения (18,3%) написаны учителями.

Мониторинг обращений, проводимый на протяжении ряда лет в образовательных учреждениях обоих субъектов, показал, что ситуация меняется в лучшую сторону. С каждым годом уменьшается количество обращений, связанных с внутренними конфликтами и увеличивается количество консультаций по правовым вопросам. Это характеризует изменения самой школьной среды: переключение на конструктивность в решении конфликтов, повышение интереса участников образовательного процесса к правовому образованию.

А самое главное – конечный результат: он позитивный. Деятельность уполномоченных способствовала не только защите прав несовершеннолетних, но и улучшению психологического климата в учреждениях в целом, уменьшению числа правонарушений среди подростков, развитию инновационных форм правовой работы и, как следствие, повышению правовой осведомленности. Дети, родители и педагоги в большей степени осознали, что закон – не цель, а средство для развития толерантных отношений.

Источник: Администрация Ростовской области