Каковы требования к объему школьной нагрузки и расписанию по СанПиН?

Версия для печатиВерсия для печати

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» режим учебных занятий учащихся определяется локальными нормативными актами (как правило, это устав и правила внутреннего распорядка школы, а также учебный план). Возможность ознакомления с данными документами должна быть обеспечена образовательной организацией для учащихся, их родителей (законных представителей) (статья 28 указанного закона). Соблюдение режима учебного дня является обязательным как для образовательной организации, так и для родителей (статьи 41 и 44 указанного закона).

Однако образовательная организация при определении режима учебного дня учащихся должна обеспечивать соблюдение следующих правил, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189):

Время начало и окончания занятий (пункт 10.4.) 

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. 

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается. 

Учебная нагрузка (пункт 10.6. и 10.11)

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: 

  • для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; 
  • для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры; 
  • для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков; 
  • для обучающихся 8 - 11 классов - не более 8 уроков. 

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. 

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка

в академических часах

при 6-дневной неделе,

не более

при 5-дневной неделе,

не более

1

-

21

2 – 4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8 – 9

36

33

10 – 11

37

34

Организация профильного обучения в 10 - 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

  • для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков (пункт 10.6. и 10.8.)

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. 

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. 

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 - 4 классов - 2 - 3 уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов - на 2 - 4 уроках. 

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне). 

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках. 

Продолжительность урока (пункт 10.9.)

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут. 
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 - 80%. 

Особенности обучения первоклассников (пункт 10.10.)

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: 

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; 
  • использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый). 
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий; 
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров). 

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию: 

  • полдника и прогулок для всех учащихся; 
  • полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения. 

Перемены (пункт 10.12. и 10.13.)

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. 

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях. 

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут. 

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

Дата публикации: 
суббота, февраля 2, 2019

Комментарии

Мой ребенок учится во 2 классе, учитель каждый день проводит по 1 а то и по 2 контрольные работы, диктанты и т.д., скажите правомерно ли это?

Согласно СанПиНам нельзя проводить более 1 контрольной в день. Вы можете ознакомиться с рабочими программами по предметам и поурочным тематическим планам, которые должны быть доступны на сайте школы в разделе Сведения о школа - Образование _образовательные программы. Как правило, контрольные не должны быть спонтанными, они входят в поурочные планы. Если есть расхождения с рабочими программами и поурочными планами - можно обратиться к администрации школы на предмет правомерности проведения такого количества контрольных.

В этом году пишем ВПР. Завуч поставила в расписании 2 урока пятыми по счету и один шестым.Причем все три идут подряд -среда, четверг и пятница.Я сослалась на Приложение 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10 Трудность предмета 10 баллов, из-за профиля предмет основной, должен проводиться на 2,3 или 4 уроке.Дети очень плохо усваивают материал на последних уроках.Завуч категорически отказывается менять расписание.Права ли я или правда на стороне завуча?

Вы совершенно правы. В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 в расписании уроков для обучающихся основного общего образования основные предметы должны проводиться на 2-х, 3-х, 4-х уроках. Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели. Предлагаем направить служебную записку по этой ситуации на имя директора образовательной организации.

Моя дочь учится в 10 классе, в этом году впервые в расписание были введены нулевые уроки. в нашей школе нулевой урок начинается в 7:40. именно у моей дочери нулевой урок поставлен три дня в неделю при шестидневке. все нулевые уроки по профильным дисциплинам. на ее вопрос к составителю расписания был получен ответ, что другого времени нет. на заявление о том, что санпин определяет нулевые уроки как недопустимые и согласно нормам учебный день должен начинаться не ранее 8:00, учитель сказал, что "вот сейчас все учителя нашей школы проголосуют за нулевой урок, и ваши санпины нам будут не указ". возможно ли сделать начало учебного дня в 7:40 простым решением конкретной школы и что могут предпринять родители в этом случае? может ли ребенок не посещать нулевые уроки, раз это противоречит установленным нормам?

Нулевые уроки раньше 8 утра школа ставить не может. Школа не имеет полномочий своим решением отменять нормы СанПина. Это можно обжаловать - либо написать в управление образования, либо в Роспотребнадзор. Но для начала лучше будет направить письмо на имя директора от имени родителей с просьбой привести расписание в соответствие с требованиями СанПина

Классный руководитель организовал внешкольную деятельность три раза в неделю пятым и шестым уроком. Считаю, что для второклассников мучительно проводить столько времени за партой. А что говорят нормы и правила?

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности - не более 10 часов в неделю Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: - для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры. Таким образом, если смотреть по количеству часов - то учитель не нарушает требования СанПиН

Добавить комментарий

Также по теме ...