
Приказ Минобрнауки России от 05.09.2013 N 1047 (ред. от 14.08.2015) "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2013 N 30213)
В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) и подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 11 января 2007 г. N 5 "Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции "Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2007 г., регистрационный N 8806);
от 26 февраля 2007 г. N 69 "О внесении изменений в Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции "Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию", утвержденный приказом Минобрнауки России от 11 января 2007 г. N 5" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2007 г., регистрационный N 9076);
от 23 апреля 2010 г. N 428 "Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы учебников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2010 г., регистрационный N 17623).
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 5 сентября 2013 г. N 1047
ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ
АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559,
от 14.08.2015 N 825)
1. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - соответственно Порядок, федеральный перечень учебников), определяет:
- структуру федерального перечня учебников;
- основания и процедуру включения учебников в федеральный перечень учебников;
- критерии и порядок проведения экспертизы учебников;
- форму экспертного заключения;
- основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.
2. Федеральный перечень учебников состоит из 3-х частей:
1 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;
2 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;
3 часть - учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
Каждая часть состоит из 3 разделов:
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей.
Учебник включается только один раз в федеральный перечень учебников.
В федеральный перечень учебников включаются следующие сведения об учебнике:
- порядковый номер учебника;
- наименование учебника;
- класс;
- автор/авторский коллектив;
- наименование издателя(ей) учебника;
- адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства);
- язык издания (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);
- информация об использовании учебника при реализации адаптированных образовательных программ.
3. В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям:
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление;
б) представленные в печатной форме, полученной печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, и электронной форме, представляющей собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника;
(пп. "б" в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания;
г) имеющие инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.
(пп. "г" введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
4. Объектом экспертизы является учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания (далее - учебник).
5. Экспертиза учебника проводится по инициативе правообладателя, лица, обладающего правами на учебник (автор учебника или физическое либо юридическое лицо, которому переданы авторские права) (далее - заказчик экспертизы).
6. Заказчик научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз самостоятельно определяет экспертные организации из числа организаций, соответствующих положениям пунктов 9, 10, 11 Порядка.
Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.
(п. 6 в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
7. Научная (научная историко-культурная для учебников истории России) и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
8. Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России) и педагогической экспертиз.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
Этнокультурная и региональная экспертиза обязательна для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
9. Организации проводят научную и педагогическую экспертизы учебников на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской Федерации, в которых закреплены полномочия по проведению экспертизы учебников.
10. Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов.
11. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
12. Для проведения экспертизы учебников заказчик экспертизы направляет в экспертную организацию заявление в произвольной форме.
13. К заявлению прилагаются учебник и материалы, соответствующие требованиям, указанным в пункте 3 Порядка.
В заявлении указывается, принадлежит ли завершенная предметная линия, в которую входит учебник, к системе учебников, представляющую собой совокупность завершенных предметных линий учебников, обеспечивающую достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы по всем учебным предметам на соответствующем уровне общего образования <1>.
(п. 13 в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
--------------------------------
<1> Не является обязательным требованием.
14. Для проведения общественной, этнокультурной и региональной экспертиз заказчик экспертизы в дополнение к материалам, указанным в пункте 13 Порядка, представляет в экспертную организацию положительные экспертные заключения по результатам проведения научной (научной историко-культурной для учебников истории России) и педагогической экспертиз или их заверенные в установленном порядке копии.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
15. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями для проведения экспертизы учебников (далее - эксперты). При проведении экспертизы учебника должен быть исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.
При педагогической и общественных экспертизах электронной формы учебника дополнительно привлекаются эксперты, имеющие опыт разработки учебников или учебно-методических пособий в электронной форме, учебно-обучающих программ или других электронных образовательных ресурсов.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
Экспертная организация должна обладать кадровыми и материально-техническими ресурсами для проведения экспертиз.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
16. Экспертные организации по результатам проведенных экспертиз оформляют экспертные заключения в соответствии с формами согласно приложениям N N 1 - 5 к Порядку.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
17. Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:
17.1. При научной (научной историко-культурной для учебников истории России) экспертизе о том, что:
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- экспортируемое издание является учебником;
- наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) соответствующего уровня общего образования;
- в содержании учебника представлены ключевые и актуальные теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС соответствующего уровня образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне образования, отсутствуют недостоверные факты;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его;
- в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.
При научной историко-культурной экспертизе также о том, что:
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- учебник соответствует концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории;
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- изложение материала в учебнике отражает понимание истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире; историю населяющих ее народов и культур, историю регионов;
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности; ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
17.2. При педагогической экспертизе о том, что:
- экспертируемое издание является учебником;
- наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС соответствующего уровня общего образования;
- учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников;
- в содержании учебника не выявлены сведения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству;
- содержание учебника обеспечивает выполнение требований ФГОС соответствующего уровня образования по формированию личностных, предметных результатов и формирование навыков самооценки и самоанализа учащихся, способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, реализации системного подхода в обучении;
- содержание учебника способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю, толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу;
- методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему, наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала; формирует навыки смыслового чтения и навыки самостоятельной учебной деятельности, умение использовать профессиональную терминологию;
- развивает критическое мышление, способность аргументированно высказывать свою точку зрения; предоставляет возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса, применения полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения, установления межпредметных связей;
- завершенная линия учебников принадлежит к системе учебников;
- учебник содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- текстовый материал соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов Российской Федерации;
- язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник;
- изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов;
- структура и содержание методического пособия соответствует структуре и содержанию учебника;
- в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки;
- структура и содержание и художественное оформление электронной и печатной форм учебника соответствуют друг другу;
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- электронная форма учебника в полном объеме содержит иллюстрации (с учетом их адаптации и (или) изменения композиции в электронную форму), содержащиеся в печатной форме;
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
электронная форма учебника содержит:
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- средства контроля и самоконтроля.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
17.3. При общественной экспертизе о наличии следующих свойств:
- содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- использование учебника в образовательном процессе (не распространяется на учебники, впервые поданные на экспертизу для включения в федеральный перечень учебников);
- отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- качество учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, эстетическое восприятие, удобство и многократность использования, практичность, эстетичность и информативность обложки, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника, информационных положений и других элементов, стимулирующих чтение, объем материала, наличие материала или указаний в учебнике, помогающих работать с книгой;
- электронная форма учебника:
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательного процесса;
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств;
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети "Интернет" (за исключением внешних ссылок) и "Интранет";
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
17.4. При этнокультурной и региональной экспертизе о том, что:
- отражение в учебнике базовых национальных российских ценностей, региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации и многообразия, единства национальных культур и народов России, поликультурного характера российского общества;
- наличие в учебнике материала из истории и культурного наследия субъекта Российской Федерации;
- обеспечение прав на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, соответствие языковой составляющей учебника современному литературному языку народов Российской Федерации.
18. Экспертное заключение по результатам экспертизы должно содержать один из следующих выводов:
- учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников (положительное экспертное заключение);
- учебник не рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.
18.1. Минобрнауки России размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о включении учебников (в том числе по отдельным учебным предметам (предметным областям) в федеральный перечень учебников не реже одного раза в три года.
(п. 18.1 введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
19. Для включения в федеральный перечень учебников заказчик экспертизы в срок до 15 февраля года формирования федерального перечня учебников направляет в Минобрнауки России следующие материалы:
- заявление о включении учебника в федеральный перечень учебников;
- учебник, соответствующий требованиям, указанным в пункте 3 Порядка;
- методическое пособие для учителя;
- инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- положительные экспертные заключения по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз, выданных не ранее чем за 3 года до подачи заявления о включении учебника в федеральный перечень учебников.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
--------------------------------
<1> Сноска исключена. - Приказ Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559.
20. Материалы, указанные в пункте 19 Порядка, рассматриваются Советом до 1 марта года формирования федерального перечня учебников.
21. На основании представленных материалов Совет принимает одно из следующих решений:
рекомендовать включить учебник в федеральный перечень учебников;
не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников.
22. Совет принимает решение не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников в следующих случаях:
материалы поступили в Минобрнауки России после 15 февраля года формирования федерального перечня учебников;
не представлено экспертное заключение хотя бы на один учебник, принадлежащий к завершенной предметной линии учебников;
установлены факты, подтверждающие нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника;
представлен неполный комплект материалов.
23. Решения Совета оформляются протоколами, которые направляются в Минобрнауки России в течение 10 рабочих дней после заседания.
24. Минобрнауки России включает учебники в федеральный перечень учебников до 1 апреля года формирования федерального перечня учебников.
Совет в период действия федерального перечня учебников принимает решение:
о включении учебников по учебному предмету (предметной области) в соответствии с настоящим Порядком в федеральный перечень учебников в случае отсутствия завершенной предметной линии учебников в федеральном перечне учебников по отдельным учебным предметам (предметным областям) (в том числе по которым организовано углубленное изучение (профильное обучение)), предусмотренным ФГОС,;
о проведении дополнительных или повторных экспертиз по учебникам, включенным в указанный перечень.
Заказчик представляет запрашиваемое(ые) положительное(ые) экспертное(ые) заключение(я) в Минобрнауки России в сроки, определенные Советом, но не ранее чем через один месяц.
(п. 24 в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
25. Учебник исключается из федерального перечня учебников по следующим основаниям:
- при выявлении в содержании учебника информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей <1>;
--------------------------------
<1> Статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 48; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 26, ст. 3208; N 27, ст. 3477).
- при отзыве учебника из обращения заказчиком экспертизы (по заявлению);
- при обнаружении фактов не соответствия учебника требованиям пункта 3 Порядка;
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- при обнаружении в экспертном заключении выводов, не соответствующих содержанию учебника;
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
- при непредоставлении в установленные сроки положительного экспертного заключения, предусмотренного в пункте 24 Порядка.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559; в ред. Приказа Минобрнауки России от 14.08.2015 N 825)
26. Вопрос об исключении учебника из федерального перечня учебников рассматривается на заседании Совета. Совет имеет право пригласить на заседание представителей экспертных организаций, заявителя и запросить у них дополнительные материалы. Отсутствие заказчика экспертизы, представителя экспертной организации, заявителя на заседании Совета не является препятствием к рассмотрению вопроса об исключении учебника из федерального перечня учебников.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
27. Совет принимает одно из следующих решений:
- рекомендовать исключить учебник из федерального перечня учебников;
- не рекомендовать исключать учебник из федерального перечня учебников.
28. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в него соответствующих изменений.
В федеральный перечень учебников вносятся изменения, связанные с изменением наименования правообладателя или изменением правообладателя по заявлению правообладателя с приложением документов, подтверждающих указанное изменение.
Указанные изменения вносятся в течение 1 месяца с момента предоставления заявления и документов, без проведения экспертиз, предусмотренных пунктом 3 Порядка, и без проведения заседания Совета.
(п. 28 в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
29. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений.
30. Протоколы Совета и приказы Минобрнауки России о федеральном перечне учебников об утверждении федерального перечня учебников, о внесении изменений в федеральный перечень учебников публикуются Минобрнауки России в официальных печатных изданиях Минобрнауки России, размещаются на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
Приложение N 1
к Порядку формирования
федерального перечня
учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную
аккредитацию образовательных
программ начального общего,
основного общего, среднего
общего образования
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
Форма
по результатам проведения научной экспертизы учебника
_________________________________________________________________
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
1. |
Сведения об экспертной организации: |
|||||
1.1. |
Наименование: |
|||||
1.2. |
Место нахождения: |
|||||
2. |
Сведения об экспертах: |
|||||
N п/п |
Ф.И.О. |
Квалификация |
Дополнительная информация |
|||
1 |
|
|
|
|||
2 |
|
|
|
|||
3 |
|
|
|
|||
3. На научную экспертизу представлены: |
||||||
3.1. Учебник |
Наименование и авторский коллектив: |
|||||
3.2. Методическое пособие |
Наименование и авторский коллектив: |
|||||
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников |
Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию, и авторские коллективы: |
|||||
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника |
Наименование и авторский коллектив: |
|||||
N п/п |
Критерии экспертной оценки |
Экспертная оценка |
Примечание |
|||
"да" |
"нет" |
|||||
4. Общая краткая характеристика представленного материала |
||||||
4.1. |
Состав и полнота представленных материалов: |
|
|
|
||
|
представлена печатная форма учебника |
|
|
|
||
|
представлена электронная форма учебника |
|
|
|
||
|
представлено методическое пособие для учителя |
|
|
|
||
|
представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника |
|
|
|
||
|
представлены учебники, образующие завершенную предметную линию учебников |
|
|
|
||
4.2. |
Представленное издание является учебником |
|
|
|
||
4.3. |
Наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования |
|
|
|
||
4.4. |
Содержание учебника представлено на базовом уровне |
|
|
|
||
4.5. |
Содержание учебника представлено на углубленном уровне |
|
|
|
||
5. Научная экспертиза. Соответствие содержания учебника современным научным представлениям |
||||||
5.1. |
В содержании представлены ключевые теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области ФГОС соответствующего уровня общего образования |
|
|
|
||
5.2. |
В содержании отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне общего образования |
|
|
|
||
5.3. |
В содержании отсутствуют недостоверные факты |
|
|
|
||
5.4. |
Учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий |
|
|
|
||
5.5. |
Иллюстративный материал учебника соответствует тексту и дополняет его |
|
|
|
||
6. Наличие фактических ошибок и несоответствия современным научным представлениям |
||||||
6.1. |
Количество ошибок, опечаток |
|
|
|||
7. Общий вывод |
||||||
7.1. |
Учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования |
|
|
|||
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между
экспертом и заказчиком экспертизы учебника.
Руководитель экспертной организации /_____________________________/
(подпись)
"__" __________________ 20__ г.
Место печати экспертной организации
Приложение N 2
к Порядку формирования
федерального перечня
учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную
аккредитацию образовательных
программ начального общего,
основного общего, среднего
общего образования
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
Форма
Экспертное заключение
по результатам проведения педагогической экспертизы учебника
________________________________________________________________
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
1. Сведения об экспертной организации: |
|||||||
2.1. |
Наименование: |
||||||
2.2. |
Место нахождения: |
||||||
2. Сведения об экспертах: |
|||||||
N п/п |
Ф.И.О. |
Квалификация |
Дополнительная информация |
||||
1 |
|
|
|
||||
2 |
|
|
|
||||
3 |
|
|
|
||||
3. На педагогическую экспертизу представлены: |
|||||||
3.1. Учебник |
Наименование и авторский коллектив: |
||||||
3.2. Методическое пособие |
Наименование и авторский коллектив: |
||||||
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников |
Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию: |
||||||
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника |
Наименование и авторский коллектив: |
||||||
N п/п |
Критерии экспертной оценки |
Экспертная оценка |
Примечание |
||||
"да" |
"нет" |
||||||
4. Общая краткая характеристика представленного материала |
|||||||
4.1. |
Состав и полнота представленных материалов: |
|
|
|
|||
|
представлена печатная форма учебника |
|
|
|
|||
|
представлена электронная форма учебника |
|
|
|
|||
|
представлено методическое пособие для учителя |
|
|
|
|||
|
представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника |
|
|
|
|||
4.2. |
Представленное издание является учебником |
|
|
|
|||
4.3. |
Наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС соответствующего уровня образования |
|
|
|
|||
4.4. |
Представленное методическое пособие является методическим пособием к экспертируемому учебнику |
|
|
|
|||
5. Педагогическая экспертиза содержания печатной и электронной формы учебника |
|||||||
5.1. |
Учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников |
|
|
|
|||
5.2. |
В содержании учебника не выявлены сведения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству |
|
|
|
|||
5.3. |
Содержание учебника обеспечивает достижение требований ФГОС по формированию: |
|
|
|
|||
|
личностных результатов |
|
|
|
|||
|
предметных результатов |
|
|
|
|||
5.4. |
Содержание учебника обеспечивает формирование навыков самооценки и самоанализа учащихся |
|
|
|
|||
5.5. |
Содержание учебника способствует развитию мотивации к учению |
|
|
|
|||
5.6. |
Содержание учебника способствует интеллектуальной и творческой деятельности учащихся |
|
|
|
|||
5.7. |
Содержание учебника способствует реализации системного подхода в обучении |
|
|
|
|||
5.8. |
Содержание учебника способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю |
|
|
|
|||
5.9. |
Содержание учебника способствует толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу |
|
|
|
|||
5.10. |
Содержание доступно и понятно учащимся независимо от пола, национальности и места жительства, учитывает особенности данной возрастной группы |
|
|
|
|||
5.11. |
Язык изложения учитывает особенности данной возрастной группы |
|
|
|
|||
5.12. |
Методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему |
|
|
|
|||
5.13. |
Методический аппарат учебника обеспечивает наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала |
|
|
|
|||
5.14. |
Методический аппарат учебника обеспечивает и формирует навыки смыслового чтения |
|
|
|
|||
5.15. |
Методический аппарат учебника обеспечивает навыки самостоятельной учебной деятельности |
|
|
|
|||
5.16. |
Методический аппарат учебника обеспечивает умение использовать профессиональную терминологию |
|
|
|
|||
5.17. |
Методический аппарат учебника развивает критическое мышление |
|
|
|
|||
5.18. |
Методический аппарат учебника развивает способность аргументированно высказывать свою точку зрения |
|
|
|
|||
5.19. |
Методический аппарат учебника предоставляет возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса |
|
|
|
|||
5.20. |
Методический аппарат учебника обеспечивает применение полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения |
|
|
|
|||
5.21. |
Учебник содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся |
|
|
|
|||
5.22. |
Текстовой материал соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик Российской Федерации, языков народов Российской Федерации |
|
|
|
|||
5.23. |
Текст предоставляет возможность "расширения" информационного поля |
|
|
|
|||
5.24. |
Изложение учебного материала характеризуется структурированностью |
|
|
|
|||
5.25. |
Изложение учебного материала характеризуется систематичностью |
|
|
|
|||
5.26. |
Изложение учебного материала характеризуется последовательностью |
|
|
|
|||
5.27. |
Изложение учебного материала характеризуется разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов |
|
|
|
|||
5.28. |
Структура и содержание методического пособия соответствует структуре и содержанию учебника |
|
|
|
|||
5.29. |
Завершенная линия учебников принадлежит к системе учебников |
|
|
|
|||
6. Педагогическая экспертиза электронной формы учебника |
|||||||
6.1. |
Содержание, структура и художественное оформление электронной и печатной форм учебника соответствуют друг другу |
|
|
|
|||
6.2. |
Электронная форма учебника в полном объеме содержит иллюстрации (с учетом их адаптации и (или) изменения композиции в электронную форму), содержащиеся в печатной форме |
|
|
|
|||
6.3. |
Электронная форма учебника содержит педагогически целесообразное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное) |
|
|
|
|||
6.4. |
Электронная форма учебника содержит средства контроля и самоконтроля |
|
|
|
|||
7. Общий вывод |
|||||||
7.1. |
Учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования |
|
|
||||
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.
Руководитель экспертной организации /_____________________________/
(подпись)
"__" __________________ 20__ г.
Место печати экспертной организации
Приложение N 3
к Порядку формирования
федерального перечня
учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную
аккредитацию образовательных
программ начального общего,
основного общего, среднего
общего образования
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
Форма
Экспертное заключение
по результатам проведения общественной экспертизы учебника
________________________________________________________________
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
1. Сведения об экспертной организации: |
|||||||
1.1. Наименование: |
|||||||
1.2. Место нахождения: |
|||||||
2. Сведения об экспертах: |
|||||||
N п/п |
Ф.И.О. |
Квалификация |
Дополнительная информация |
||||
1 |
|
|
|
||||
2 |
|
|
|
||||
3 |
|
|
|
||||
3. На общественную экспертизу представлены: |
|||||||
3.1. Учебник |
Наименование и авторский коллектив: |
||||||
3.2. Методическое пособие |
Наименование и авторский коллектив: |
||||||
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников |
Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию: |
||||||
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника |
Наименование и авторский коллектив: |
||||||
N п/п |
Критерии экспертной оценки |
Экспертная оценка |
Примечание |
||||
"да" |
"нет" |
||||||
4. Общая краткая характеристика представленного материала |
|||||||
4.1. |
Состав и полнота представленных материалов: |
|
|
|
|||
|
представлена печатная форма учебника |
|
|
|
|||
|
представлена электронная форма учебника |
|
|
|
|||
|
представлено методическое пособие для учителя |
|
|
|
|||
|
представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника |
|
|
|
|||
N п/п |
Предмет экспертной оценки |
Экспертная оценка |
|||||
5. Общественная экспертиза печатной и электронной формы учебника |
|||||||
5.1. |
Использование учебника в образовательном процессе |
|
|||||
5.2. |
Отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника |
|
|||||
5.3. |
Качество учебника: |
|
|||||
|
художественное оформление |
|
|||||
|
формат |
|
|||||
|
цветовое решение |
|
|||||
|
эстетическое восприятие учебника |
|
|||||
|
удобство использования |
|
|||||
|
практичность |
|
|||||
|
эстетичность и информативность обложки |
|
|||||
|
качество бумаги |
|
|||||
|
разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем) |
|
|||||
|
соответствие иллюстраций содержанию учебника, информационных положений и других элементов, стимулирующих чтение |
|
|||||
|
наличие материала или указаний в учебнике, помогающих работать с книгой |
|
|||||
5.4. |
Содержание учебника носит воспитывающий характер |
|
|||||
5.5. |
Содержание учебника способствует развитию личности |
|
|||||
5.6. |
Содержание учебника способствует созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства |
|
|||||
6. Общественная экспертиза электронной формы учебника |
|||||||
6.1. |
Электронная форма учебника представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательного процесса |
|
|||||
6.2. |
Электронная форма учебника может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств |
|
|||||
6.3. |
Электронная форма учебника должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное) |
|
|||||
6.4. |
Электронная форма учебника функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети Интернет (за исключением внешних ссылок) и Интранет |
|
|||||
6.5. |
Электронная форма учебника реализует возможность создания пользователям заметки, закладки, а также возможность оперативного перехода к ним |
|
|||||
6.6. |
Электронная форма учебника поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы электронной формы учебника |
|
|||||
7. Общий вывод |
|||||||
7.1. |
Учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования |
|
|||||
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.
Руководитель экспертной организации /_____________________________/
(подпись)
"__" __________________ 20__ г.
Место печати экспертной организации
Приложение N 4
к Порядку формирования
федерального перечня
учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную
аккредитацию образовательных
программ начального общего,
основного общего, среднего
общего образования
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
Форма
Экспертное заключение
по результатам проведения этнокультурной и региональной
экспертизы учебника
____________________________________________________________
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
1. Сведения об экспертной организации: |
|||||||||
1.1. Наименование: |
|||||||||
1.2. Место нахождения: |
|||||||||
2. Сведения об экспертах: |
|||||||||
N п/п |
Ф.И.О. |
Квалификация |
Дополнительная информация |
||||||
1 |
|
|
|
||||||
2 |
|
|
|
||||||
3 |
|
|
|
||||||
3. На этнокультурную и региональную экспертизу представлены: |
|||||||||
3.1. Учебник |
Наименование и авторский коллектив: |
||||||||
3.2. Методическое пособие |
Наименование и авторский коллектив: |
||||||||
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников |
Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию: |
||||||||
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника |
Наименование и авторский коллектив: |
||||||||
N п/п |
Критерии экспертной оценки |
Экспертная оценка |
Примечание |
||||||
"да" |
"нет" |
||||||||
4. Общая краткая характеристика представленного материала |
|||||||||
4.1. |
Состав и полнота представленных материалов: |
|
|
|
|||||
|
представлена печатная форма учебника |
|
|
|
|||||
|
представлена электронная форма учебника |
|
|
|
|||||
|
представлено методическое пособие для учителя |
|
|
|
|||||
|
представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника |
|
|
|
|||||
N п/п |
Предмет экспертной оценки |
Экспертная оценка |
|||||||
5. Этнокультурная и региональная экспертиза учебника |
|||||||||
5.1. |
Отражение в учебнике базовых национальных российских ценностей |
|
|||||||
5.2. |
Отражение в учебнике региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации |
|
|||||||
5.3. |
Отражение в учебнике многообразия, единство национальных культур и народов России |
|
|||||||
5.4. |
Отражение поликультурного характера российского общества |
|
|||||||
5.5. |
В учебник включен материал из истории и культурного наследия субъекта Российской Федерации |
|
|||||||
5.6. |
Учебник обеспечивает права на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке |
|
|||||||
5.7. |
Соответствие языковой составляющей учебника современным нормам |
|
|||||||
6. Общий вывод |
|||||||||
6.1. |
Учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования |
|
|
||||||
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.
Руководитель экспертной организации /_____________________________/
(подпись)
"__" __________________ 20__ г.
Место печати экспертной организации
Приложение N 5
к Порядку формирования
федерального перечня
учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную
аккредитацию образовательных
программ начального общего,
основного общего, среднего
общего образования
Список изменяющих документов
(введено Приказом Минобрнауки России от 08.12.2014 N 1559)
Форма
по результатам проведения научной историко-культурной
экспертизы учебника
____________________________________________________________
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
1. Сведения об экспертной организации: |
||||||||
1.1. Наименование: |
||||||||
1.2. Место нахождения: |
||||||||
2. Сведения об экспертах: |
||||||||
N п/п |
Ф.И.О. |
Квалификация |
Дополнительная информация |
|||||
1 |
|
|
|
|||||
2 |
|
|
|
|||||
3 |
|
|
|
|||||
3. На научную историко-культурную экспертизу представлены: |
||||||||
3.1. Учебник |
Наименование и авторский коллектив: |
|||||||
3.2. Методическое пособие |
Наименование и авторский коллектив: |
|||||||
3.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников |
Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию: |
|||||||
3.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника |
Наименование и авторский коллектив: |
|||||||
N п/п |
Критерии экспертной оценки |
Экспертная оценка |
Примечание |
|||||
"да" |
"нет" |
|||||||
4. Общая краткая характеристика представленного материала |
||||||||
4.1. |
Состав и полнота представленных материалов: |
|
|
|
||||
|
представлена печатная форма учебника |
|
|
|
||||
|
представлена электронная форма учебника |
|
|
|
||||
|
представлено методическое пособие для учителя |
|
|
|
||||
|
представлена инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника |
|
|
|
||||
|
представлены учебники, образующие завершенную предметную линию учебников |
|
|
|
||||
4.2. |
Представленное издание является учебником |
|
|
|
||||
4.3. |
Наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования |
|
|
|
||||
4.4. |
Содержание учебника представлено на базовом уровне |
|
|
|
||||
4.5. |
Содержание учебника представлено на углубленном уровне |
|
|
|
||||
5. Научная экспертиза. Соответствие содержания учебника современным научным представлениям |
||||||||
5.1. |
В содержании представлены ключевые теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС соответствующего уровня общего образования |
|
|
|
||||
5.2. |
В содержании отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне общего образования |
|
|
|
||||
5.3. |
В содержании отсутствуют недостоверные факты |
|
|
|
||||
5.4. |
Учебник содержит сведения о передовых достижениях современной науки и техники, технологий в соответствующей предметной области |
|
|
|
||||
5.5. |
Содержание учебника способствует формированию интереса к углубленному изучению предмета |
|
|
|
||||
5.6. |
Иллюстративный материал учебника соответствует тексту и дополняет его |
|
|
|
||||
5.7. |
В учебнике отсутствуют ошибки, опечатки. |
|
|
|
||||
6. Историко-культурная экспертиза. Соответствие содержания учебника историко-культурному стандарту Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории |
||||||||
6.1. |
Изложение материала в учебнике отражает понимание истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире; историю населяющих ее народов и культур, историю регионов |
|
|
|
||||
6.2. |
Содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности; ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности. |
|
|
|
||||
6.3. |
Учебник соответствует Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и обеспечивает выполнение требований Историко-культурного стандарта |
|
|
|
||||
7. Общий вывод |
||||||||
7.1. |
Учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования |
|
|
|||||
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.
Руководитель экспертной организации /_____________________________/
(подпись)
"__" __________________ 20__ г.
Место печати экспертной организации