Предложения Союза школ Министерству образования и науки по сохранению успешно работающих школ повышенного уровня

Версия для печатиВерсия для печати

26 декабря 2012 года на Круглом столе "Настоящее и будущее школ для одаренных детей" представители "Союза школ" вручили заместителю министра образования и науки Игорю Реморенко предложения по сохранению успешно работающих школ для одаренных детей и повышению их эффективность.

В утвержденной Президентом РФ Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов сказано:

«В Советском Союзе и в Российской Федерации накоплен богатый опыт работы с одарёнными детьми и молодёжью. России принадлежит приоритет в создании специализированных учебно-научных центров и школ для одарённых детей, выпускники которых сегодня входят в интеллектуальную элиту страны».

«Многие прошедшие проверку временем формы работы с одарёнными детьми и молодёжью успешно применяются сегодня в России и в мире: создаются специализированные школы для детей, проявивших выдающиеся способности, центры дополнительного образования и технического творчества, … Всё это формирует необходимую для развития способностей среду».

Мы предлагаем исходить из того, что в РФ система работы со способными и мотивированными детьми, проявляющими повышенные образовательные потребности, состоящая из школ и учреждений дополнительного образования повышенного уровня, демонстрирующих высокие результаты обучения,

  • сложилась эволюционным путем и вошла в устойчивый режим работы;
  • является эффективной и соответствует современным потребностям общества;
  • обладает достаточным собственным потенциалом развития;
  • не нуждается в административном реформировании извне.

Реформирование этого сектора образования не является необходимым и, напротив, вызовет нарушения в хорошо отлаженном образовательном процессе, от чего пострадают как дети, обучающиеся в упомянутых учреждениях, так и сложившиеся коллективы учителей и администраторов.

Поэтому мы считаем необходимым принять, в рамках существующих возможностей и с учетом нового закона об образовании, ряд мер, которые позволят сохранить эти учреждения и повысить их эффективность.

Перечислим эти предложения:

1. На основании ст. 77. п. 5. и ст.13 п.11 нового з-на об образовании определить на уровне подзаконного акта (приказа Минобрнауки) статус (категорию) школ повышенного уровня. Поскольку в новом законе об образовании решение вопросов поддержки детей, проявляющих «выдающиеся способности», в значительной мере передается регионам, целесообразно разработать примерное положение о школах повышенного уровня, рекомендуемого Министерством. Союз школ готов разработать проект примерного положения о таких школах.

2. Первоначально этот статус может быть предоставлен существующим школам повышенного уровня, демонстрирующим высокие результаты по некоторым критериям. Разработку критериев готов взять на себя Союз школ. Необходимо учесть что: во-первых, эти критерии служат для решения вопроса о предоставлении статуса, а не для сравнения школ повышенного уровня между собой (соревнование за повышение рейтинга исказит смысл образовательного процесса). Во-вторых, количественные показатели успехов должны нормироваться на число обучающихся по повышенным программам, чтобы отбор проходил по качеству, а не по размеру школ.

3. На время переходного периода общее финансирование должно сохраняться на уровне не ниже 2012 г.

4. В рамках той же рабочей группы нужно разработать критерии продления статуса, а также критерии и процедуру присвоения этого статуса новым школам. Возможно, например, применение принципа независимых экспертных оценок. Критерии сохранения статуса должны ставить определенную планку показателей, недостижение которых течение нескольких лет влечет особое внимание к ситуации в школе, и, в дальнейшем, на основе анализа ситуации, принятие решения о потере статуса.

5. Зафиксировать в Примерном положении (см. п.1.), что контингент учащихся школ повышенного уровня должен формироваться путем конкурсного отбора, осуществляемого педагогами этих школ (по желанию школ - с привлечением сторонних специалистов). Важной привилегией школ повышенного уровня с подтвержденным статусом должно стать признание поступающих, прошедших по конкурсу в эти учебные заведения, лицами, показавшими выдающиеся способности (добившимися успехов в учебной деятельности; см. ст. 77 нового закона). Такая конструкция значительно надежнее других «одариметров», так как подразумевает чёткую обратную связь: члены приемных комиссий должны потом работать с принятыми детьми, причем от результатов этой работы зависит сохранение статуса школы. Кроме того, эта процедура не будет психологически травмировать тех, кто ее не прошел, так как это будет не признание «не одаренным», а лишь констатация, что в этот раз другие оказались лучше подготовлены.

6. Разработать упрощенный порядок получения финансирования дополнительной образовательной деятельности (кружков, доступных для внешних школьников, летних лагерей, экспедиций и пр.), который будет описан в Примерном положении (см. п.1.)

7. Разработать меры по уменьшению отчетности. Количество отчетности должно быть обратно пропорциональна результативности (тезис В.Путина: «Свобода в обмен на результат»). Общий объем документов (включая электронные) должен быть сокращен в разы.

8. В виду того, что образовательная среда большинства школ повышенного уровня отличается самобытностью и формируется эволюционно, принятые (см. письмо И. Реморенко Исх. № ИР-758/08 от 11.09.12) процедуры конкурсного назначения руководителей для этих организаций не подходят. Необходимо разработать отдельный порядок конкурсной процедуры, в котором мнение педагогического коллектива и управляющего совета школы имело бы определяющее значение. Например, в соответствии с ст. 51 п1. пп.1 нового закона об образовании руководитель образовательной организации может «избираться общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) с последующим утверждением учредителем образовательной организации», что более адекватно специфике школ повышенного уровня, чем предлагаемое назначение по решению конкурсной комиссии при департаменте образования.

Поскольку школы не могут приостановить свою работу, предлагаемые меры следует разработать и принять крайне оперативно, в течение не более 2 месяцев с момента вступления в силу нового закона об образовании в РФ.

Для справки. В начале декабря 2012 года учителя ведущих школ обратились к президенту РФ Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву с открытым обращением в поддержку физико-математических и других профильных школ, а также школ для детей с девиантным поведением и ограниченными физическими возможностями. Авторы обращения потребовали законодательного закрепления статуса образовательных учреждений для учеников с особыми образовательными потребностями, а также выступили за разработку альтернативной системы государственного финансирования таких учреждений. Письмо подписали более 8000 человек. В Администрации Президента РФ его авторам сообщили, что 19 декабря оно было переправлено в Минобрнауку.