
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
Во исполнение норм статьи 18 Федерального закона Минобрнауки России утвердило Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – Порядок) (приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. № 1047, зарегистрирован Минюстом России 18 октября 2013 г., регистрационный № 30213).
В соответствии с разработанным Порядком в федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям:
- имеющие методическое пособие для учителя;
- принадлежащие к завершенной предметной линии учебников;
- представленные в печатной форме и имеющие электронное приложение.
Минобрнауки России обращает внимание, что к существующим ранее научной и педагогической экспертизам добавляются общественная, этнокультурная и региональная экспертизы.
Общественная экспертиза будет оценивать учебник по различным факторам, среди которых востребованность, внешнее художественное оформление, формат, цветовое решение, эстетическое восприятие, удобство в использовании и т.д.
Учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, пройдут этнокультурную и региональную экспертизы и будут выделены в отдельную часть федерального перечня.
В проведении этнокультурной и региональной экспертиз учебников примут участие уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые самостоятельно определяют экспертные организации (статья 18 Федерального закона).
Акцент при экспертизе предполагается сделать на отражение в учебнике базовых национальных российских ценностей, региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации, многообразие, единство национальных культур и народов России, поликультурный характер российского общества.
Содержание учебника должно способствовать формированию толерантного отношения обучающихся к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учить межнациональному и межконфессиональному диалогу.
На основании изложенного прошу до 15 января 2014 г. направить в Минобрнауки России информацию об экспертных организациях, уполномоченных органами государственной власти субъекта Российской Федерации для проведения этнокультурной и региональной экспертиз учебников, в том числе по адресам электронной почты tripolskaya-iy@mon.gov.ru, lankina-iv@mon.gov.ru.
Д.В. Ливанов