Обзор положения дел со школьными советами в международной образовательной практике.

Версия для печатиВерсия для печати

В то же время, система школьного образования – самая крупная национальная организация, максимально использующая  стандартизацию процессов обучения и управления. Поэтому система школьного образования консервативна и негибка по своей природе. Кроме того, опыт реформирования образования в США и Европе показал, что система школьного образования является одной самых резистентных (сопротивляющихся изменениям) систем. Попытки осуществления реформ изнутри системы образования «сверху – вниз» не дали результатов. Инновационная активность непосредственно на уровне школ была явно недостаточна для того, чтобы надеяться на изменение системы образования «снизу». Это означало, что полагаться на внутренние организационные источники реформаторского давления невозможно.

В таких ситуациях ищут или создают источники давления вне организации. В США был использован опыт децентрализации крупных корпораций и модель «стейкхолдеров», описанная в теории управления. С помощью модели «стейкхолдеров» можно выделить внешние по отношению к организации источники давления, которые и будут продвигать необходимые изменения. Модель подразумевает, что в успешной деятельности организации заинтересованы не только непосредственные владельцы или учредители, но и потребители, поставщики и все стороны, вовлеченные в сферу деятельности организации. Следовательно, если построить какой-то механизм, позволяющий внешним «стейкхолдерам» оказывать влияние на управление организацией, то они будут стимулировать организацию адаптироваться в соответствии с их интересами.

На практике такой механизм может быть реализован через корпоративное управление (Corporate Governance). Чтобы отличать корпоративное управление от менеджмента (Corporate Management) иногда используют более точный русский аналог термина Governance – Правление.

В крупных организациях децентрализация управления сопровождается  расширением системы корпоративного правления. При этом отдельным частям организации предоставляется определенная свобода действий, руководитель децентрализованной части наделяется полномочиями, необходимыми для самостоятельной работы организации. За действиями и развитием организации в интересах «стейкхолдеров»  следит Совет директоров (Board of Directors). Совет может быть наделен полномочиями, касающимися найма и увольнения руководителя организации, его оплаты, принятия стратегических решений, проверки результатов деятельности организации и т.п. Лучшие Советы директоров выполняют также функцию консультирования руководителя организации.
В рамках описываемого подхода развитие организации осуществляет руководитель децентрализованной бизнес-единицы при содействии, под наблюдением или давлением Советов директоров.

Необходимыми условиями для эффективной реализации этого подхода являются:
-    предоставление децентрализованным организациям достаточной финансовой и операционной самостоятельности;
-    наделение Советов директоров реальными полномочиями оказывать воздействие на руководителя и работу организации;
-    формирование компетентных, независимых в своем мнении и заинтересованных Советов директоров.
В национальных образовательных системах подобные органы внешнего давления или общественного управления школой представлены очень разнообразно: «советами», «комитетами», «комиссиями», «управляющими», «попечительскими», «доверительными», «содействующими», «согласительными», которые можно объединить под общим названием «Школьные советы». При всем разнообразии форм, все они обладают двумя признаками. Во-первых, в их состав входят представители общественности (родители учеников, сотрудники школы, представители местных сообществ). Во-вторых, Школьные советы могут  принимать решения, касающиеся деятельности школы, то есть имеют управленческие полномочия.

Такие школьные советы представляют собой институт общественного участия в управлении школой. Они являются общественной составляющей управления в административно-государственной управленческой модели или, применяя терминологию российского законодательства, обеспечивают реализацию нормы о демократическом, государственно-общественном характере управления образованием.

Институт Школьных советов в различных странах с середины 90-х годов ХХ в. находится в состоянии динамичного развития. На совещании министров образования стран Совета Европы, 23 октября 1994 г. в Люксембурге в центре обсуждения стоял вопрос об участии общественности в управлении образованием как факторе роста качества школьного образования. Разумеется, что в каждой из стран модели Школьных советов строятся с учетом культурной и национальной специфики, однако общую тенденцию их развития можно усмотреть во все большем сдвиге «от консультирования и содействия – к принятию решений» (Советы и другие формы участия общественности в системах образования стран Европейского Союза. – Комиссия ЕС, «Эвридика», 1996 (использовался перевод с немецкоязычного издания.).

Это означает, что кардинальные изменения претерпевает сам институт школы. Тотально государственническая и административная модель школы в современном мире постепенно трансформируется в школу гражданского общества или, как заключает Франц-Рюдигер ЯХ, мы оказываемся свидетелями и участниками становления нового социально-образовательного феномена - «гражданской школы». По сути, речь идет о перераспределении власти в школьной автократической системе и о превращении самой школы из привычной патерналистской и авторитарной в модель, включающую схемы и механизмы гражданского общества.

Рассмотрим положение со Школьными советами в странах Европейского Сообщества. В подавляющем большинстве стран ЕС (Изложено по кн.: Советы и другие формы участия в образовательных системах Европейского Сообщества (Beiraete und andere Formen der Mitwirkung in der Bilgungssystemen der Europaeischen Union). - Издатель: ЭВРИДИКА. Информационная сеть образовательных систем Европы (EURYDIKE: Das Informationsnetz zum Bildungswesen in Europa) / Под эгидой Европейской комиссии. – 1996 (пер. с нем. В.Загвоздкина).) в школах созданы различные органы (Советы, Комитеты, Форумы, Комиссии – объединим их как Советы), с помощью которых учителя, родители, ученики и местные органы управления образованием могут принимать участие в управлении школой. Задачи и полномочия Советов существенно различаются. Однако их можно разделить на 3 категории:

1) Органы с совещательной функцией (помогающие директору школы)

Направления деятельности органов этой категории в разных странах существенно варьируют. В одних случаях у таких Советов есть полномочия только вносить предложения или высказывать мнение (например, в государственных школах фламандской общины в Бельгии, а также в Голландии и Норвегии).

В других странах Советы помимо этого имеют возможность принимать участие во внепрограммной активности (внешкольных мероприятиях), они способствуют педагогическим инициативам и образовательным мероприятиям (Образовательные советы в Люксембурге).

В Германии, например, Школьная конференция занимается различными аспектами школьной жизни и преподавания (программами, распределением помещений, школьными мероприятиями, мерами предосторожности); кроме этого она занимается такими общими вопросами, как домашние задания или проведение школьных экспериментов.

В Австрии Школьный форум (младшая школа) и Комиссия школьного сообщества (средняя школа) в рамках общей тенденций усиления школьной автономии имеют право голоса в принятии решений по вопросам, которые относятся к образовательной программе школы, численности классов и расходованию финансовых средств.

В Шотландии Советы по школьному управлению (School Boards) с 1988 года все в большей степени участвуют в решении административных задач в региональных органах управления образованием.

2) Органы с определенными полномочиями в принятии решений, которые вместе с руководителем школы отвечают за текущую работу школы

Эти органы в разных странах-членах ЕС также  имеют весьма различные функции.

В Греции Конференция учителей отвечает за организацию (порядок) работы школы и за обеспечение регулярных контактов между учителями и родителями.

Во Франции Управляющий совет организует работу школы на средней и старшей ступенях, принимает программу школы.

В Италии Советы по младшей школе и Советы по средней и старшей школе решают финансовые вопросы, вопросы организации и планирования школьной жизни.

В Дании Школьная конференция отвечает за порядок работы школы. Кроме этого задача Школьной конференции – разработка программы школы и ее представление на утверждение муниципальному совету.

В Испании Consejo eskolar del centro инспектирует и управляет школьной жизнью. Он обеспечивает активное участие всей школьной общины и выбирает руководителя школы.

В Португалии Concelho de Eskola выбирает и назначает руководителя школы, инспектирует работу школы и утверждает многочисленные документы, подготавливаемые педагогической конференцией (педагогическим советом) школы.

3) Общественные органы с полномочиями школьного управления

В Ирландии Школьные управляющие советы (Boards of management) действуют в качестве органа-посредника между школой и министерством. Они отвечают за управление школой и, в особенности, за прием на работу учителей и иных сотрудников.
В задачи Governing bodies (Англия, Уэльс) и Boards of governors (Северная Ирландия) входят определение направления и задач школы, а также управление ресурсами и кадрами (в том числе и приемом на работу). В этих случаях можно говорить о подлинных органах самоуправления.

В Швеции многие муниципальные органы управления учредили или предложили учредить некий род Советов, с помощью которых должно быть обеспечено участие родителей в управлении. Задачи учрежденных Советов варьируют в разных коммунах. Самая частая форма участия родителей - Родительский совет.

В Финляндии учреждены Управляющие советы, которые главные образом заботятся о поддержании связей сотрудничества между родительским домом и школой.

Представленные здесь органы отличаются друг от друга, в том числе и в плане своего состава. Родители, как правил, представлены во всех органах, однако представители местных органов управления образованием приглашаются не всегда. В Греции, Испании, Франции и Португалии, т.е. в странах с централистским характером школьного управления, а также в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии в Советах представлены как родители, так и работники управления.

Количественное соотношение учителей и родителей (или родителей и учеников) также значительно варьируется. В некоторых государствах учителя в большинстве (Италия и Португалия); но в оснвоном преобладает паритетность (Германия, Испания, Франция, Люксембург, Нидерланды и Австрия). В отдельных странах больше родителей, чем учителей (Дания, Ирландия в младшей школе и Шотландия в самоуправляемых школах (Selfgoverning Schools). В Швеции состав различается в зависимости от коммуны (муниципалитета).

В период, когда в нашей стране активно обсуждается вопрос создания Управляющих школьных советов (Законопроект №399898-3 «О внесении  изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями»)), его структуры и распределение полномочий в принятии решений между различными уровнями и органами управления в образовании, следует заметить, что органы школьного самоуправления - как по составу, так и по функциям – устроены очень различно. Широта полномочий и значение этих органов от страны к стране сильно варьируют.

Ниже в табличной форме представлены сводные данные по отдельным странам.

ДАНИЯ


Орган

Skolebestyrelse (Школьная конференция)

В народной школе

Председательство

Состав

Председатель является выборным членом Школьной конференции

Представители следующих партнеров в области образования:

Персонал

(2)

Родители

(от 5 до 7)

Учащиеся (для школ минимум с пятью уровнями обучения)

(2)

Функции /полномочия

Школьная конференция выполняет функции соответственно основным задачам , поставленным перед ней Советом общины. Она определяет основные условия различных аспектов деятельности школы, среди которых: организация учебного процесса, количество учебных часов, выбор предметов по выбору, организация учебного процесса в отдельных классах, распределение обязанностей среди учителей и совместная работа школы и семьи. Она вырабатывает предложения по учебным планам и представляет их в Совет общины. Кроме того, она принимает школьный бюджет и утверждает использование различных учебных средств.

 

Орган

Skolebestyrelse (Школьная конференция)

В полных общеобразовательных средних школах

Председательство

Состав

Председатель избирается из членов конференции.

Представители следующих партнеров в области образования:

Преподавательский состав

Окружной совет

Общинный совет

Родители и ученики

Функции /полномочия

Школьная конференция определяет, основываясь на предложениях школьного руководства, количество принимаемых в школу учащихся, перечень изучаемых предметов, сроки каникул и  бюджет школы.

ГЕРМАНИЯ

В школах начальной ступени (не во всех федеральных землях) и средней ступени организуются коллективные органы, принимающие на себя, как правило, консультативную функцию.

Орган

SCHULKONFERENZ, SCHULGEMEINDE, SCHULFORUM, SCHULAUSSHUSS

(Школьная конференция, школьное сообщество, школьный форум, школьная комиссия)

Председательство

Состав

Директор школы.

Паритетный состав: или 1/3, 1/3, 1/3 или 1/2, 1/4, 1/4

Члены представляют следующие группы:

Учителя

Родители

Ученики

Функции /полномочия

Такие школьные сотрудничающие органы занимаются различными аспектами школьной жизни и процесса обучения (школьный и хозяйственный распорядок, организация уроков и перемен, распределение помещений, меры охраны школьников, а также проведение школьных мероприятий) и обсуждают общие вопросы педагогики и организации обучения (пригодность школьных учебников, обоснование классной и домашней работы, критерии оценок). Частично возможно участие их в принятии взаимосвязанных с этими сферами деятельности решений, среди которых проведение школьных экспериментов. В отдельных федеральных землях эти органы разрабатывают, одобряют или отклоняют состав и деление школы, перевод школы в другое место или слияние с другой школой, а также проведение строительных работ, обеспечение оборудованием и снабжение школы. В некоторых землях этим органам придана также функция назначения руководителя школы.

ФРАНЦИЯ

Орган

CONSEIL D’ECOLE

(Школьная конференция)

для элементарной и начальной ступени

Председательство

Состав

Директор школы.

К членам Школьной конференции относятся:

Бургомистр или его заместитель

Все учителя школы

Представители родителей (1 представитель от класса)

Функции /полномочия

Школьная конференция определяет школьный устав, деление школьной недели; высказывает свое мнение по всем вопросам, важным для школы, и утверждает школьную программу.

 

Орган

CONSEIL D’ADMINISTRATION

(Управляющий совет)

в коллежах и лицеях

Председательство

Состав

Директор школы (principal в коллеже, proviseur в лицее).

Управляющий совет формируется из членов следующих групп:

Местные власти и администрация школы (1/3)

Школьный персонал (1/3)

Родители и ученики (1/3)

Функции /полномочия

Этот орган обладает достаточной компетенцией в области организации школьного образования и работы школы. Он утверждает школьный план, в котором определяется, как национальные цели образования и учебные планы должны претворяться в конкретном учебном заведении.

НИДЕРЛАНДЫ


Орган

MEDEZEGGENSCHAPSRAAD

(Согласительный совет)

Председательство

Состав

Член Совета

Количество членов зависит от величины школы.

(Более 250 учеников: макс. 6; 250-750 учеников: макс. 10; 750-1250 учеников: макс. 14; более 1250 учеников: макс. 18)

Учредители (bevoegd gezag) не представлены

Учительский персонал составляет половину членов Совета

Другая половина состоит из представителей родителей (не в средних профессиональных школах и высших школах) и/или учащихся (старше 13 лет)

Функции /полномочия

Согласительный совет обладает совершенно определенными общими полномочиями, а также консультативным правом, правом участия в совместных решениях, правом выносить предложения перед учредителем школы. Минимум дважды в году учредитель должен предоставлять возможность Согласительному совету, обсудить с ней общие школьные вопросы.

ФИНЛЯНДИЯ


Орган

JOHTOKUNTA (факультативный)

(Кооперативный орган в обязательных школах и в общеобразовательных средних школах)

Состав

Представлены:

Преподавательский

и непедагогический персонал

Родители

Учащиеся (в старших классах обязательной школы и старших классах общеобразовательной средней школы)

Функции /полномочия

К задачам этого органа относятся содействие школьной работе по воспитанию и обучению, формирование свободных кооперационных образований внутри школьного сообщества, поддержание гармонической и конструктивной атмосферы в совместной работе школы, общины и семьи.

 

Орган

NEUVOTTELUKUNTA (факультативный; для школ, ведущих профессиональное образование)

(Консультативная комиссия по организации профессионального образования )

Состав

Максимум 10 членов (со сроком полномочий 4 года), представляющих следующих партнеров в сфере образования:

Школа

Учителя

Ученики

Социальные партнеры, лучше всего представляющие уровни образования в школе

Другие эксперты по развитию общего и профессионального образования

Функции /полномочия

Задача этой комиссии состоит в том, чтобы содействовать деятельности школы, а также улучшению обмена и сотрудничества между миром труда и социальным окружением. Они занимаются темами, относящимися к программам обучения и внутреннему и педагогическому развитию школы. Также как и местные представители промышленности и мира труда она может вырабатывать собственное мнение по образовательным предложениям школы.

ШВЕЦИЯ


Орган

Объединения родителей

(часто организуемые над Hem och Skola)

Председательство

Состав

Избранный член соответственного объединения

Представители родителей

- в школе: 1 или 2 представителя родителей от класса;

- на уровне общины: минимум один представитель родителей от школы.

Функции /полномочия

Консультативный орган для местных органов, принимающих решения.

 

Орган

Советы в школах и общинах

Председательство

Состав

Как правило, директор школы

Представлены:

Родители

Учителя

Учащиеся

Функции /полномочия

Задачи варьируются в зависимости от общины. Некоторые советы имеют право участвовать в принятии решений. Часто эти советы занимаются вопросами, касающимися школьного окружения, бюджета, приобретений и отдельных мероприятий. Они, как правило, не привлекаются к решению педагогических вопросов (например, постановке целей обучения и планированию школьной работы).

ОБЪЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО – АНГЛИЯ, УЭЛЬС, СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ


Орган

GOVERNING BODY (Совет по управлению школой)

(продолжающиеся школы в Англии и Уэльсе)

BOARD OF GOVERNORS (Совет по управлению школой в Северной Ирландии)

Состав

Административные органы составляют:

Избранные представители родителей

Преподавательский и непреподавательский персонал

LEA или другие представители школьной администрации (в зависимости от типа школы), местное сообщество, представители промышленности и другие лица

Функции /полномочия

Этот орган разрабатывает в рамках согласований школьных прав основные общие цели образования и воспитания и несет ответственность за управлением персоналом и другими ресурсами школы.

НОРВЕГИЯ 


Орган

SAMARBEIDSUTVALG – Координационная комиссия

(уровень обязательной школы)

Председательство

Состав

Председатель назначается членами комиссии.

В каждом учебном году созывается новая комиссия, которая состоит из:

Представители персонала (2 учителя и 1 представитель неучительского персонала)

(3)

Представители рабочей комиссии родительского совета

(2)

Представители Совета учащихся

(2)

Представители Коммунальных органов управления и школьного руководства

(2)

Функции /полномочия

Кооперационная комиссия консультирует директора школы по всем вопросам, касающимся управления школой и относящиеся к сфере образовательной и воспитательной работы. Представители учащихся не имеют права голоса.

 

Орган

SKOLEUTVALG – Школьная комиссия

(в полных средних школах)

Председательство

Состав

Председатель избирается членами комиссии.

Комиссия заново формируется каждый учебный год. В ней представлены:

Учителя

Совет родителей

(2)

Представители учащихся

(2)

Непреподавательский персонал

Функции /полномочия

Комиссия консультирует директора школы по всем вопросам, касающимся управлением школой и относящимся к сфере образовательной и воспитательной работы