
Иногда учащиеся боятся отстать от программы даже из-за небольшой простуды и ходят в школу несмотря на температуру, чтобы ничего не пропустить. Но как не отстать от одноклассников, когда больничный оказывается длительным, а возможности дойти до учебы нет?
Государство гарантирует каждому ребенку право на доступное образование. По Закону для детей, которые нуждаются в длительном лечении и детей-инвалидов, если они по состоянию здоровья не могут посещать школу - обучение организуется на дому или в медицинских организациях.
Какие дети считаются нуждающимися в длительном лечении?
По определению Минобрнауки - Длительное лечение – это лечение, которое составляет более 21 календарного дня.
Если ребенок находится в больнице более 21 календарного дня или он восстанавливается после лечения и не может по заключению врача посещать школу – для него должно быть организовано обучение на дому или в медицинской организации.
В каком порядке организуется обучение на дому и кто за него отвечает?
Обучение на дому организует школа, в которую зачислен ребенок.
Сроки обучения на дому зависят от сроков действия медицинского заключения. Ребенок вправе обучаться на дому только в период заболевания, пока это рекомендовано врачом.
Перечень заболеваний, которые дают ребенку право обучаться таким способом утвержден Приказом Минздрава России от 30.06.2016 N 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому".
Надо отличать обучение на дому от семейного образования. Право перевести ребенка на семейную форму образования есть у всех родителей и оно не связано с какими либо заболеваниями. Это просто выбор иной формы получения образования. Обучение же на дому организуется только при наличии медицинских показаний.
Порядок организации обучения на дому и оформления отношений с родителями определяется региональным законодательством.
Как правило, переход на обучение на дому включает следующие этапы:
- Родители получают медицинское заключение
- Подают заявление в школу по установленной форме
- Школа в течение определенного количества дней после приема документов должна принять решение о переводе ребенка на обучение на дому.
- Школа заключает с родителями договор, в котором определены взаимные права и обязанности.
На условия, которые определены в договоре стоит обращать внимание. Например, в типовом договоре могут быть предусмотрены обязанности родителей информировать об изменениях в части медицинских рекомендаций, также закреплено право родителей присутствовать на занятиях.
Школа также согласует с родителями индивидуальный учебный план и расписание занятий. Это важный пункт договора. У родителей есть возможность согласовывать расписание и настаивать на внесении изменений если оно категорически неудобно для семьи.
Каким может быть объем учебной нагрузки при обучении на дому?
Региональный порядок может устанавливать ограничение на объем нагрузки в день. Например, что такая нагрузка может составлять не более 3 – 3,5 часов в день, что нагрузка определяется в зависимости от психо-физических возможностей ребенка и на основе рекомендаций лечащего врача.
Дистанционное обучение
Обучение на дому может быть организовано дистанционно. Дистанционное обучение возможно при соблюдении следующих условий:
- В школе должны быть соответствующие технические возможности.
- Также такие возможности должны быть обеспечены в семье, как минимум, компьютер и доступ в интернет.
- Родители должны дать свое согласие на дистанционное обучение.
- У ребенка не должно быть медицинских противопоказаний против обучения за компьютером. Для этого также придется получить справку от врача.
Формы проведения промежуточной аттестации
При наличии медицинских показаний ребенок имеет право проходить промежуточную аттестацию на дому или в дистанционном режиме.
Какими нормативными правовыми актами регламентируется организация обучения на дому?
- Статья 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
- Письмо Минобрнауки России от 31.08.2015 N ВК-2101/07 "О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении"
- Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 18.07.2014 N СЭД-26-01-04-627 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения на дому"
- Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий
- Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"