Как не отстать по программе, если ребенок находится на лечении в больнице?

Версия для печатиВерсия для печати

Если ребенок заболел

После возвращения в школу после болезни приходится наверстывать упущенное по программе. Это неизбежно отражается на оценках. Количество сложностей можно уменьшить, если воспользоваться правом на получение образования в период нахождения на длительном лечении непосредственно в больнице или на дому.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях. 

Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в т. ч. санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях (п.10 статьи 66 и п.5 статьи 41 Закона «Об образовании в РФ»).

"Обучающийся, нуждающийся в длительном лечении" - обучающийся, которому по заключению медицинской организации проводится лечение или медицинская реабилитация продолжительностью более 21 дня в медицинской организации (включая дневной стационар).

Если ребенок находится в больнице более 21 календарного дня или он восстанавливается после лечения и не может по заключению врача посещать школу – для него должно быть организовано обучение на дому или в медицинской организации. Подробнее об организации обучения на дому читайте по ссылке.

Как может быть организовано обучение в больнице?

Порядок организации обучения в медицинском стационаре определяется региональными нормами.

Получение образования может быть организовано:

  1. в образовательной организации, находящейся по месту постоянного жительства ребенка, нуждающегося в длительном лечении, в которую он зачислен на обучение, в том числе с использованием электронного образования и дистанционных образовательных технологий;
  2. в специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей лечение, реабилитацию, оздоровление;
  3. в структурном подразделении образовательной организации, расположенном в помещении организации, осуществляющей лечение, реабилитацию, оздоровление;
  4. в близлежащей образовательной организации приходящими по расписанию педагогическими работниками данной образовательной организации.

Организация обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, формирование индивидуального учебного плана, утверждение объема учебной нагрузки осуществляется организаторами обучения во взаимодействии с медицинскими организациями, в которых дети находятся на лечении, реабилитации, оздоровлении (включая дневной стационар), и школой, в которую ребенок зачислен.

Основанием для начала организации обучения ребенка, нуждающегося в длительном лечении, является заключение медицинской организации и заявление родителей.

Кто отвечает за организацию лечения в стационаре?

Реализация права на общее образование обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, относится к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. В соответствии с федеральными требованиями орган власти региона обязан принять нормативные акты, которые утверждают порядок организации обучения в стационаре.

Например, порядок обращения для обучения по месту лечения в Санкт-Петербурге предусматривает:

  • Длительным лечением считается нахождение в стационаре более 21 дня.
  • Если больница имеет лицензию на общеобразовательную деятельность (это могут быть специализированные лечебные учреждения для детей, предполагающие совмещение лечения и обучения), она начинает обучение на основании заявления родителя на имя руководителя лечебного учреждения. Ребенок продолжает числиться в школе, в которой проходил обучение ранее.
  • Если больница не имеет лицензии, то она заключает договор с близлежащей общеобразовательной школой, которая оказывает соответствующие образовательные услуги. Ребенок на время лечения переводится в школу, с которой больница заключила соглашение. Он не числится в прежней школе, но за школой остается обязательства восстановить обучающегося, после завершения лечения. 
  • При выписке из медицинской организации обучающимся выдается справка об обучении с указанием результатов освоения обучающимся учебных предметов, а также сроков обучения и воспитания.
  • Форма заявления об организации обучения и воспитания обучающихся, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях

В Нижегородской области перечень образовательных организаций, которые берут на себя обучения детей в медицинских стационарах определяется учредителем. Порядок предусматривает следующие требования к организации обучения:

3.8. Время начала учебных занятий обучающегося после поступления его в медицинскую организацию определяют заведующий отделением, в котором обучающийся проходит курс лечения, совместно с лечащим врачом в зависимости от состояния здоровья обучающегося. Данное решение фиксируется в истории болезни обучающегося.

3.10. Образовательный процесс организуется с учетом состояния здоровья обучающегося. Ежедневная учебная нагрузка не должна превышать 3,5 академического часа.

3.11.  Для обучающихся, лишенных возможности двигаться, и для обучающихся, имеющих постельный режим, учебные занятия проводятся по индивидуальному учебному плану в соответствии с заключением лечащего врача.

Если в регионе нет специального постановления, которое регламентирует порядок взаимодействия школы и медицинской организации, решить вопрос на уровне больницы может быть затруднительно. В этом случае родители могут обратиться с требованиями по поводу организации обучения на период лечения в Министерство образования своего региона (орган власти субъекта РФ в сфере образования).

Нормативные акты, которые регламентируют вопросы обучения детей в период лечения

Пункт 5 статьи 41 и пункт 10 статьи 66 Закона «Об образовании в РФ»

Письмо Минобрнауки России от 31.08.2015 N ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»

Письмо Минобрнауки России от 27.05.2016 N ВК-1179/07 «О дополнительных разъяснениях»

Дата публикации: 
понедельник, февраля 18, 2019

Также по теме ...

  •  
  • 1 из 3