Надейся на «ФГОСы». Чему теперь учат в школах?

Версия для печатиВерсия для печати

Учителя идут на всякие ухищрения, лишь бы вложить в детские головы знания. Не абстрактные зазубренные теории, а практически полезную информацию, для которой даже появилось новое название: «ФГОС».

Федеральные государственные стандарты — что это? Панацея от неуспеваемости школьников, способ донести до всех единые, стандартные знания, обезличить индивидуальность детского мышления? За ответами мы обратились к Ларисе Николаевне Бочкарёвой, заместителю директора гимназии № 36 города Иваново.

Что значит качественно учить?

Елена Девятова, vlad.aif.ru: — По Закону «Об образовании в Российской Федерации», вступившему в силу с 1 сентября 2013 года, одной из главных задач современной школы является доступное качественное образование. Для этого в Ивановской области осуществляется переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования с 1 сентября 2013 года. В числе школ, которые в пилотном режиме вводят ФГОСы, ивановская общеобразовательная гимназия № 36…

Лариса Бочкарева: — У нас разработана основная образовательная программа основного общего образования, которая была одобрена педагогическим советом, общешкольным родительским комитетом гимназии и управляющим советом школы в августе 2013 года. В октябре 2013 года программа прошла общественную презентацию в Институте развития образования Ивановской области.

Е.Д.: — Лариса Николаевна, в чем суть новшества?

Л.Б.: — Программа ориентирована на развитие творческих, интеллектуальных способностей обучающихся, позволяет расширять их предметные и метапредметные компетенции.

Е.Д.: — Получается вроде «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»…

Л.Б.: — Отсюда вам первое отличие: сначала выявить, каковы запросы личности, семьи, общества и государства. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным и даже прогнозируемым запросам личности, общества и государства. Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы — предоставить обучающимся доступное качественное образование.

Е.Д.: — Стало быть, до этого мы учились некачественно?

Л.Б.: — Речь идет о новых формах организации обучения, но­­вых образовательных техно­ло­гиях, новой открытой ин­фор­мационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника. Уже сегодня дети занимаются учебным проектированием, моделированием, исследовательской деятельностью. В оценке достижений ребёнка используется уровневый подход — освоение программы на базовом, повышенном или высоком уровнях. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный подход, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках основное внимание мы уделяем развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

На уроках дети, словно детективы

Е.Д.: — То есть уместно вспомнить классика марксизма-ленинизма: «Учиться, учиться и учиться»? Но как заинтересовать сегодняшнего школьника учёбой, если он даже в школу берёт с собой компьютерные «игрушки»?

Л.Б.: — Действительно, на ступени основного общего образования с 5-го по 9-й классы у учеников должны быть сформированы умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Сегодня мы оцениваем не то, что запомнил или зазубрил ребёнок. Главное, то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появилась возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Дети с удовольствием выполняют рисунки, пишут сочинения, наблюдения, представляют аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создают портфолио с коллекцией достижений. К примеру, Виктория Анатольевна Табилова, учитель русского языка и литературы гимназии № 36, учит своих пятиклассников распутывать детективные истории. Нет, это не шутка! Именно так проходила серия классных часов в 5 «Б». В ходе расследования ученики решали множество интересных задач по русскому языку, литературе, истории, географии и даже математике. В результате работы каждое детективное агентство создало отчёт о расследовании, оформленный в форме проекта. Эти примеры говорят о том, что заинтересовать учёбой можно, надо только найти привлекательную форму.

Похоже, что всё, как и раньше, зависит от личности учителя. Ведь новую программу, как её ни обзови, претворяют в жизнь люди. Поэтому самая лучшая образовательная программа — сам творчески одарённый учитель. Но это «товар» штучный. А «ФГОСы» можно назвать новым универсальным инструментом в руках преподавателя.

Источник: news.mail.ru