История управляющего совета кадетской школы №1 г. Перми

Версия для печатиВерсия для печати

Управляющий совет пермского кадетского корпуса №1 вырос, как и во многих других образовательных учреждениях, из попечительского совета, который существует, начиная с 2001 года. С одной стороны, причиной создания управляющего совета стали сами родители, накопившие опыт соуправления школой и решившие придать своему объединению новый статус и форму. С другой стороны, на этот шаг их подтолкнули финансовые затруднения: дело в том, что все благотворительные взносы, поступающие на счет школы, расходовались по усмотрению учредителя образовательного учреждения. Эта ситуация в корне не устраивала всех родителей. Так, в 2005 году появился управляющий совет, чья деятельность регламентировалась положением, разработанным родителями.

В становлении совета помогло то, что родители-управленцы "вышли из попечительства", то есть обладали знанием необходимой нормативно-правовой базы. Дополнили совет активные мамы и папы, которые проявили инициативу и заинтересованность сами. Плюс несколько человек для этой работы выдвинули сами родители. Таким образом, сегодня в управляющем совете насчитывается более двадцати родителей, включая кооптированных членов.
Зульфия Гараева, заместитель директора пермской кадетской школы №1 рассказывает: "Наш управляющий совет - активный участник образовательного и административного процессов кадетского корпуса. Мы уже не мыслим решение каких-либо вопросов без участия родителей, потому что именно они - социальные заказчики. И они ничуть не меньше заинтересованы в том, чтобы корпус развивался".
Кончено, не сразу родители сумели разобраться во всех тонкостях работы кадетского корпуса, и тогда педагоги пришли им на помощь. Но со временем ситуация изменилась, и теперь уже родители - главные помощники учителей и директора. Родители помогают проводить внутришкольные конкурсы среди детей и педагогов, ответственно готовят церемонии награждения. Даже прием детей в первый класс не обходится без родителей.
Специфика кадетского образования требует серьезных вложений. Но не все родители юных кадет обладают большими материальными ресурсами. При этом взрослым хочется воспитать настоящих хранителей российских ценностей и традиций. На вопрос "что же делать?" у родителей кадетской школы есть свой ответ.
Для начала по настоянию родителей в школе появился спецкурс дополнительного образования "Кадетские чтения", объединяющий этику и эстетику. Затем родители были тверды в решении, что кадеты должны знать все законы сервировки стола и уметь отличать нож для салата от вилки для десерта. "И, наконец, кадет должен уметь вальсировать!", - подумали родители пермского кадетского корпуса. Так, появился хореограф, в расписании были выделены часы, а дети начали обучаться первым танцевальным па.
Вместе с родителями школа приступила к решению очень трудоемкой и долгой задачи - созданию интерната в кадетском корпусе. Это не только позволит ученикам полностью погрузиться в атмосферу традиционного кадетского образования, которую старательно воссоздают учителя, но и иногородним мальчишкам получить кадетское образование.
Именно благодаря родителям осенью прошлого года в Перми состоялся I Всероссийский фестиваль кадетских корпусов Российской Федерации "Виват, кадет!", посвященный 275-летию создания кадетских корпусов России и 285-летию основания Перми. Родители стали самыми активными участниками мероприятия.
Екатерина Гусева, председатель управляющего совета пермской кадетской школы №1: "Если бы не наш директор, то не было бы ни кадетского корпуса, ни управляющего совета. Он у нас большой молодец! Мы чувствуем, что для него являемся важной поддержкой: легко идет на контакт, советуется при принятии различных решений. Мы все вместе в его понимании - сила".
Конечно, признается Елена Петровна, был период притирания, не все так сразу легко складывалось. Но теперь родители и педагогический коллектив живут очень дружно. Настолько дружно, что по инициативе родителей в школе в 2007 году разработали и ввели положение о премировании сотрудников и кадет. Учителей поощряют по итогам каждой четверти. Управляющий совет получает для работы анализ успеваемости по школе. Премию получают те учителя, в классах которых более 50% детей учатся на четыре и пять для начального звена или более 30% для старшего звена. Поощряют педагогов и за успешные выступления их подопечных на олимпиадах, конференциях, конкурсах.
Критерий для поощрения кадетов тот же - успеваемость. Поездки, походы, сеансы в кинотеатре являются желанным подарком для школьников. Например, ученики, победившие в школьном конкурсе на лучший класс, получили путевки на экскурсию в Кунгурскую ледяную пещеру.
Сейчас управляющий совет школы трудится над разработкой положения о социальной поддержке педагогов, которое планируется запустить с 2009 года. Это идея родителей, которая совпадает с ожидаемым нововведением - стимулирующие надбавки к зарплате учителей.
Родители нашей школы очень ценят идею возрождения кадетского образования, ратуют за развитие этого движения, поэтому привлекают к проблемам кадетского образования внимание общественности. Были у родителей встречи и с депутатами Пермской городской думы, и с депутатом Государственной думы Павлом Анохиным, и со спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым. А вот недавняя встреча с главой города Игорем Шубиным сдвинула с мертвой точки давнюю проблему - ремонт плаца. В скором времени юные кадеты будут маршировать по специально подготовленной поверхности.
"Управляющий совет занимает в жизни школы особое место наравне с администрацией, - считает Зульфия Гараева. - Потому что, во-первых, родитель родителя лучше и быстрее понимает. Во-вторых, каждый родитель защищает интересы своего ребенка, а это значит, что они просто не позволяют нам решать школьные проблемы только с одной позиции - с точки зрения педагогов. И это правильно, потому что спорные моменты есть всегда".
Из планов на будущее: председатель совета Екатерина Гусева задумала на следующий учебный год написать письма счастья. Они будут предназначены работодателям тех родителей, которые стали слишком мало времени уделять своим детям и перестали выполнять свои родительские обязанности. Письма будут содержать просьбу не загружать чрезмерно работой этих сотрудников, чтобы у них еще оставалось время для своих чад. Так этим управляющим советом было решено бороться с низким уровнем ответственности родителей за воспитание своих детей.
Екатерина Гусева, председатель управляющего совета пермской кадетской школы №1: "Несмотря на то, что порой возникают мысли оставить общественную работу, я никогда не жалею о том, что этим занимаюсь. Как подумаю, сколько уже сделано…
С родителями надо работать. Взрослых, к сожалению, не перевоспитать, но всегда найдутся боевые представители. Надо только поискать их. А совет для всех общий - полюбите школу, увлекитесь ею. И все получиться".

Источник: Материалы сборника "Успешный опыт работы управляющих советов в образовательных учреждениях Перми и Пермской области"