Чиновники назвали количество школ в Пермском крае оптимальным

Версия для печатиВерсия для печати

Год учителя в Пермском крае оставил больше вопросов, чем ответов. Как и где учить аутистов? Какая судьба ждёт художественное училище? Как пермским дет­садам получить лицензии, а дорожные переходы у школ сделать безопасными? Эти и другие вопросы прозвучали в этом году, но так и остались вопросами.

Вспомним главное, что случилось в 2010-м в сфере образования Прикамья.

ГУД БАЙ, КМПО!

Слияние и поглощение (закрытие, присоединение одних к другим и т. д.) школ края, похоже, завершилось. По крайней мере, так считает уполномоченный по правам ребёнка в Прикамье Павел Миков: «Министерство образования заявило о том, что количество образовательных учреждений края к концу этого года стало оптимальным». Конец оптимизации?

Отметим, эта «оптимизация» (на официальном языке – реструктуризация) была одним из направлений Комплексного проекта модернизации образования (КМПО). Этот проект, как и предполагалось изначально, заканчивает действовать в конце 2010 года.

Каковы итоги «оптимизации»? По официальной статистике, с сентября 2007-го по сентябрь 2009-го закрылось сто тридцать образовательных учреждений (осталось семьсот девяносто). Две трети из них юридически вошли в состав других (на деле, говорят чиновники, изменилась лишь вывеска). Остальные (это почти полсотни) – закрылись по-настоящему.

Дело не только в том, что чиновники «оптимизировали» эти школы, а ещё в том, как они это делали. «Игнорировалось мнение детей, родителей, педагогов, – считает Павел Миков. – Реструктуризация прошла негуманно».

У КМПО были и другие направления: введение государственно-общественного управления (попросту говоря – управляющих советов), переход на Новую систему оплату труда педагогов (НСОТ), введение подушевого финансирования.

Что в сухом остатке? Управляющие советы создали. Но, судя по всему, многие из них работают лишь на бумаге. НСОТ ввели. Но никакого повышения зарплаты, о котором говорили, не произошло. Когда НСОТ появилась в качестве эксперимента в некоторых школах, им давали дополнительное финансирование. И эксперимент показал: новая система удачна!

Но с 1 января, когда НСОТ ввели во всех прикамских школах, никому ничего дополнительно не дали. Вот и получилось то, что получилось. «При этом в погоне за обещанным повышением зарплаты кое-где стали сокращать психологов, социальных педагогов, младший обслуживающий персонал», – отмечает Миков.

С подушевым финансированием – почти то же самое. Идея (сколько в школе учеников – столько там и денег) вроде бы хороша. Но вот сумма, которую учреждение получает за каждую душу, мизерна. «Она не индексируется, не соответствует никаким потребностям!» – говорит Миков.

Задача 2011-го и следующих лет – гуманизация плодов модернизации, считают эксперты «ПН». А именно – введение адекватного подушевого норматива, гуманизация НСОТ, оживление управляющих советов. Но вот закрытые школы уже, пожалуй, не вернёшь.

НЕДЕТСКИЙ САД

Весной в одном из детсадов Перми во время прогулки воспитанница упала в колодец. Отметим, у садика не было лицензии. Связана трагедия с отсутствием разрешения работать или нет, неизвестно, но стало понятно: такие детсады (а их в краевой столице большинство) – это ненормально.

Чтобы все получили лицензии, нужно устранить огромное количество претензий надзорных органов. А это, как ни крути, неподъёмно для бюджета.

В городском департаменте образования говорят, что потратили на ремонт садов беспрецедентную сумму – сто шесть миллионов рублей. Везде установлены автоматическая пожарная сигнализация. К концу года двадцать садиков уже получили лицензии.

Но осталось ещё больше сотни детсадов.

БИТВА ЗА ШКОЛУ

За судьбой пермской коррекционной школы № 155 «ПН» следят с осени прошлого года. У школы нет лицензии. Чиновники хотели перевести всех ребят из 155-й в соседнюю общеобразовательную № 73 – там должна была появиться инклюзивная школа.

Этого не произошло. 15-я школа осталась. Правда, в этом году власти запретили набирать туда первокласс­ников (из-за отсутствия лицензии).

Но, по словам председателя управляющего совета 155-й Светланы Чувашовой, её школа вот-вот должна эту лицензию получить: «Благодаря стараниям родителей документы на получение лицензии находятся на заключительной стадии». Пример с коррекционной школой показывает (по крайней мере, пока): если родители захотят отстоять школу, они это сделают.

ОСТОРОЖНО: ДОРОГА К ЗНАНИЯМ!

С июня в краевой столице проходит проект «Родители вправе». Это что-то вроде курсов мастерства для членов управляющих советов школ. В ходе проекта выяснилось, что одна из главных проблем для пап и мам – небезопасные дорожные переходы рядом с учебными заведениями.

Тому, чтобы обезопасить переход, всегда что-то мешает. То путаница с тем, кому принадлежит дорога, на которой, например, можно поставить светофор. То, вероятно, нехватка денег на этот светофор (он стоит миллион рублей).

В СМИ сообщалось, что всем пермским школьникам дадут светоотражающие стикеры. Но в горадминистрации сказали, что не слышали об этом.

В ГИБДД мы отправили вопросы больше месяца назад – ответа нет.

ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Сотрудники прикамского Общества помощи аутичным детям в этом году ездили по городам края – общались с родителями аутистов.

Все говорят примерно одно и то же. Например, что в садик их детей не берут. Директора дошкольных учреждений ссылаются на то, что в садике нет специалистов, умеющих работать с аутистами.

«Несмотря на государ­ственные гарантии, лишь единицы из детей с аутизмом получают возможность посещать дошкольные учреждения, и ещё реже – получать квалифицированную помощь. Основной причиной отказа является отсутствие квалифицированных специалистов по аутизму, – говорится в открытом письме родителей прикамским чиновникам. – Действительно, специалистов по коррекции детского аутизма в любом возрасте ни один педвуз не выпускает, но нам от этого не легче».

В Большой Соснове ребёнка взяли в школу… с испытательным сроком в один год. В некоторых городах после таких сроков детей исключали из учреждений.

Что делать с образованием для аутистов, когда нет нужных специалистов? – ещё один вопрос без ответа этого года.

ОДИН ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ – ХОРОШО, А ДВА – ЛУЧШЕ!

В этом году в Прикамье стало на один «национальный исследовательский университет» больше: этот статус получил ПГУ. Напомним, в 2009-м национальным исследовательским стал ПГТУ.

Классический университет до 2014 года получит почти два миллиарда рублей.

Впрочем, как федеральные власти относятся к университетам, не очень понятно. На этой неделе стало известно, что министр образования Андрей Фурсенко назвал восемьдесят процентов российских студентов тусовщиками. И предположил, что неплохо бы отчислить тех, кто не учится.

Что имел в виду министр? Может, что надо проверить университеты, чтоб понять, где… больше тусуются? Вероятно, если такие проверки и будут, то нацио­нальных исследовательских они не коснутся. А их теперь в Прикамье два.

ВИРТУАЛЬНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

Электронные дневники и журналы – по-прежнему головная боль многих учителей. Особенно не в городах: Интернет подводит, опыта нет, да и компьютеров порой тоже.

В начале года краевой бюджет выделил деньги на доплаты педагогам за ведение электронных дневников и журналов. Сколько учителя получат на руки, никто сказать не мог.

В первые месяцы деньги застряли где-то между краем и муниципалитетами. Потом они всё-таки дошли до адресата. Оказалось, что за дневники и журналы, заполненные правильно, педагог будет получать где-то пятьдесят рублей в месяц. Смысл этих доплат непонятен. Зато по-прежнему ясно, что нагрузка у педагогов увеличилась, а зарплата – нет.

ХУДОЖНИКИ ОПЯТЬ ПОД УГРОЗОЙ

Судьба Пермского художественного училища (а также Пермской художест­венной школы при нём) вновь под угрозой.

Напомним, до прошлого года «художка» находилась на площади Карла Маркса – на шестом этаже жилого дома. Недопустимая, по мнению пожарных, высот­ность – по их требованию художники уехали оттуда. В здания других учебных заведений.

Весной учредитель училища, агентство по управлению государственными учреждениями, сменил директора учебного заведения: им вместо Георгия Сметанина стал бывший директор лицея № 30 Анатолий Джумайло.

Тот поднял плату за обучение. Родительский комитет стал разбираться, почему. Писал письма директору, на которые Анатолий Джумайло не отвечал.

Вместо этого Джумайло, как пишет родительский комитет в письме учредителю, «запретил впредь проведение всяческих собраний, в том числе родительских, в стенах училища без предварительного одобрения с его стороны, даже по инициативе педагогов; запретил охранникам пропускать в здание училища родителей, в том числе членов родительского комитета».

«Джумайло А. А., – это уже выдержка из письма уполномоченному по правам человека в Пермском крае, – позволяет себе неэтичное поведение по отношению к педагогам (обращение на «ты», повышенный тон, угрозы), в том числе, в присутствии наших детей. В результате лучшие педагоги вынуждены писать заявления об уходе. А как только уйдут они, следом уйдут и наши дети».

Почти то же самое (про уход воспитанников) говорили и противники переезда училища с площади Карла Маркса. Тогда «художку» удалось сохранить. Что произойдёт в этот раз?

Источник: «Пермские новости»