
Кто разрабатывает адаптированные образовательные программы – сами школы или специализированные учреждения?
Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальные программы реабилитации (далее – ИПР) инвалидов (в т. ч. детей-инвалидов) разрабатывают федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
Индивидуальные программы реабилитации не являются образовательными программами. При этом ИПР детей-инвалидов включают в себя раздел "Мероприятия психолого-педагогической реабилитации" (формы ИПР утверждены приказом Приказом Минтруда России от 31.07.2015 N 528н), где содержатся рекомендации по получению образования ребенком-инвалидом. Образовательными организациями должны учитываться эти рекомендации в обязательном порядке при организации образовательной деятельности для ребенка-инвалида.
Индивидуальные программы реабилитации могут содержать рекомендации по обучению ребенка-инвалида по адаптированной образовательной программе – в таком случае разрабатывается соответствующая образовательная программа либо рекомендации, которые не предполагают изменение содержания основной образовательной программы, но дополняют ее специальными условиями, например, лечебно-профилактическими процедурами (образовательное учреждение создает необходимые условия для организации образовательной деятельности для ребенка-инвалида в соответствии с рекомендациями ИПР).
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании примерной адаптированной основной общеобразовательной программы.
Если их разрабатывают школы, то требуется ли рецензирование таких программ специализированными учреждениями?
Примерные основные образовательные программы, в т. ч. примерные адаптированные общеобразовательные программы, включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
С учетом вышеизложенного не усматривается необходимости рецензирования федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы адаптированных образовательных программ, разрабатываемых образовательными организациями.