Право на выбор формы обучения в школе

Версия для печатиВерсия для печати

Как реализовать свое право выбора формы обучения и образования? Заочное обучение, семейное образование и обучение на дому - в чем разница? Как со всеми этими формами сочетается обучение по индивидуальному учебному плану и дистанционное обучение? Можно ли совмещать формы и способы обучения и образования?

Чтобы избежать путаницы разберем особенности каждого из вариантов. 

Закон "Об образовании в РФ" закрепляет за родителями право выбирать форму образования и формы обучения.

Право выбора формы образования

Форм образования две:

  • в образовательной организации
  • вне образовательной организации - в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) или самообразования (в 10-11 классах).

 

Ключевое различие между двумя этими формами заключается в том, кто несет ответственность за качество образования и за организацию процесса обучения. В первом случае условия определяет школа. В случае семейного образования за процесс обучения полностью отвечают родители. Нагрузка, методики обучения, место и время - все они решают сами.

И к родителям и к школе государство предъявляет одинаковые требования - ребенок должен как минимум освоить программу в пределах ФГОС. Дети на семейном образовании проходят промежуточную и итоговую аттестацию в школах, которые имеют государственную аккредитацию в качестве экстернов.

Права обучающихся и государственное финансирование распространяется на экстернов. Например, экстерн бесплатно пользуется учебниками, родители могут получать компенсацию. 

Подробнее про семейное образование

Право на ускоренное обучение

Независимо от формы получения образования учащиеся имеют право на ускоренное обучение. Ученик на семейном образовании имеет право проходить промежуточную аттестацию по мере готовности, досрочно. Такое же право есть у обычных школьников. Ученик может обратиться с заявлением о прохождении досрочной аттестации экстерном и пройти два года за год. Ускоренное обучение в рамках школы предполагает обучение по индивидуальному учебному плану.

Право выбора формы обучения

По закону и государственным стандартам образование может быть получено в очной, очно-заочной или заочной форме. Родители имеют право выбрать любую форму.

Очно-заочное и заочное обучение – предполагает больше времени для самостоятельной подготовки, меньший контакт учеников с учителем.

Для каждой формы обучения должен быть организован образовательный процесс, оформлена учебная документация (учебные планы, расписания занятий, журнал успеваемости, сведения по учебной нагрузке учителей по каждой форме и пр.), определены правила ведения документации. Обязательно должен быть принят локальный акт о формах обучения, который определяет особенности комплектования классов, требования к объему учебной нагрузки, порядок выбора родителями формы обучения, порядок организации образовательной деятельности.

В чем разница между семейным образованием, заочным обучением и обучением на дому?

Заочное обучение может быть отчасти похоже на семейное образование, ребенок приходит в школу только на сессии и для прохождения промежуточной аттестации. В остальное время готовится самостоятельно.

Дети на семейном образовании также приходят в школу только для прохождения аттестации, иногда школы предусматривают для них дополнительные консультации. Но школа не контролирует как именно ребенок осваивает программу, она лишь оценивает результат на промежуточной аттестации.

 

Обучение на дому или надомное обучение возможно только по медицинским показателям. Этот вариант обучения предусмотрен для детей-инвалидов и длительно болеющих детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. При надомном обучении к ребенку на дом приходят учителя и занимаются с ним индивидуально. Учебная нагрузка устанавливается ниже обычной, часть материала ребенок может осваивать самостоятельно.

Главное различие - за ребенка на заочном обучении или за ребенка обучающегося на дому несет ответственность школа, она устанавливает правила, объем нагрузки, график обучения, образовательную программу. За обучение ребенка на семейном образовании отвечают родители. Они имеют право выбрать любую школу для аттестации, в том числе частную, график аттестации - это также предмет договоренности со школой, аттестацию нужно проходить только по обязательным предметам. Родители могут выбирать учебники и программы обучения, независимо от того, по какой программе и по каким методикам ведется обучения в школе.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение не является формой обучения, а является способом организации обучения.

Для детей, которые обучаются на дому и детей на очно-заочной и заочной форме обучения школа может организовать обучение с применением дистанционных технологий. Это возможно, если у школы и учащегося есть технические возможности и если у учащегося нет медицинских противопоказаний.

 

Обучение по индивидуальному учебному плану

Обучение по индивидуальному учебному плану - это академическое право обучающегося и оно предоставляется независимо от формы обучения в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Задача перехода на обучение по индивидуальному учебному плану - учесть особенности и образовательные потребности обучающихся, выбрать оптимальный уровень реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.

Обучение по индивидуальному плану организуется:

  • для детей с ограниченными возможностями или устойчивой дезадаптацией в коллективе
  • для детей, имеющих академическую задолженность
  • для одаренных детей, которые усваивают программу в ускоренные сроки или заинтересованы в углубленном изучении предметов
  • по иным основаниям, которые определяет школа (для тех кто имеет много пропусков, вынужденно пропускает занятия из-за соревнований, тренировок, иной внешкольной занятости)

Как воспользоваться правом обучения по индивидуальному учебному плану или правом выбора формы образования или обучения?

Уточнить принят ли в школе локальный акт, который утверждает порядок. Если локального акта нет, написать заявление в произвольной форме со ссылкой на норму закона.

 

Сочетание форм и способов обучения

Закон закрепляет возможность сочетания форм и способов обучения. По смыслу закона возможно учиться в школе и изучать отдельный предмет заочно или самостоятельно, и школа должна такую возможность предоставлять по требованию родителя.

Главные препятствия для того, чтобы реализовать законные права и возможности - особенности финансирования и отсутствие локальных актов. Иногда родителям бывает проще перейти в школу, в которой все вопросы решены, чем добиться от своей школы права выбора формы обучения.

Индивидуальный подход в обучении - это дополнительные часы работы педагогов, заочное обучение - это часы работы управленцев по созданию учебных планов и пакета документации. Никто не понимает, сколько должна получать школа на учащегося, который сочетает формы обучения и образования. Не все регионы четко определили особенности финансирования обучения учащихся по индивидуальному плану или в форме заочного обучения.

Все это рождает барьеры и активное сопротивление школы. Тем не менее, запрос со стороны родителей на индивидуализацию в образовании растет. Под давлением родителей школам приходится вводить разные формы обучения и продумывать варианты обучения по индивидуальному учебному плану. Много готовых решений и примеров доступно в интернете. И сегодня школам уже есть на что опереться.

Автор Ольга Кочева

Дата публикации: 
пятница, октября 18, 2019

Комментарии

Подскажите, пожалуйста, как учащегося школы перевести на очно-заочное обучение. Каковп процедура?

Процедура должна определяться локальными актами школы. Порядок обучения должна будет определить школы. Если по этому поводу нет специальных указаний - то просто написать заявление на имя директора.

Ребенок обучается в 9 классе. Серьезно болен, часто лежит в больнице, в течении прошлого учебного года практически не ходил в школу, что делать в новом учебном году администрации школы? на какую форму обучения можно перевести ребенка?

Возможен переход на семейное образование, обучение по индивидуальному учебному плану и обучение на дому для часто болеющих детей. Для перевода на каждую их этих форм обучения нужно заявление от родителей. Если ребенок часто лежит в больнице - родители могут обратиться с просьбой организации обучения на дому. Без согласия родителей перевести ребенка на домашнее обучение невозможно. В случае, если родители отказываются и не предпринимают никаких действий по продолжению ребенком образования можно обратиться с заявлением в КДН.

Мой сын, ученик 7го класса занимается серьёзно спортом. В новом учебном году в школе занятия проводятся во вторую смену и совпадают с расписанием занятий в спорт школе. Какую форму образования мы можем выбрать (в школу иногда ходить хотим) чтобы иметь возможность продолжать заниматься спортом? Какие условия должна создать для нас образовательная организация для полного освоения образовательной программы?

Вы можете обратиться с заявлением о переходе на обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП). Закон допускает такую возможность, но предварительно нужно изучить локальные акты школы. Что в них говориться об обучении по ИУП, предусмотрена ли возможность очно-заочного обучения.

Собираемся провести 6 месяцев в другой стране , можем ли мы взять с собой сына-первоклассника без проблем со школой?

Законодательство допускает разные формы обучения, в том числе заочное, дистанционное. Но школы как правило не практикуют и не предусматривают в уставах обучение по исключительно заочной форме, поэтому на заочное обучение в вашей же школе скорее всего не получится перейти. Самый распространенный вариант в ситуациях, подобных вашей - временно перейти на семейное обучение, к школе прикрепиться в качестве экстерна, осваивать программу самостоятельно и по итогам года пройти в школе очно аттестацию. Второй вариант - перейти на обучение по индивидуальному учебному плану, однако это как правило предполагает посещение школы, но этот вариант можно обсудить со школой и с учителем и обсудить возможность обучение по ИУП дистанционно.

Возможно ли в школе перейти на заочное обучение по одному предмету: английский? Этот предмет проходит 3 раза в неделю не первым и не последним уроком. Не успеваем делать дом. задания с такими жесткими сроками в связи с занятиями в спорт. кружке. Да и дома и репетитором англ. занимаемся. Я написал заявление о переводе на заочное по этому предмету со сдачей тестовой работы по итогу четверти. Любезно поговорили с методистом. У методиста возникли несколько причин не заключать договор: 1. как ребенок будет в школе не на уроке, кто будет за него отвечать. 2. заочное это не просто тест в конце четверти а выполнение всех дом. заданий только не в школе. 3. Договорились о новой встрече втроем с преподавателем, чтобы возможно ребенок ходил на уроки англ. а с дом. зад. как то договорится. У меня вопрос по этим двум пунктам, кот. школа выдвинула и вообще, можно ли так выборочно предметы изучать. я состался на статью 17 п.2 об очно заочном обучении. Она в руках держала договор, но не заключили.

На самом деле все решается по согласованию со школой, закон допускает сочетание форм обучения, но зависит от наличия локальных актов. Очно-заочное обучение чтобы на него переходить, должно быть предусмотрено локальными актами, оговорено хотя бы в общем виде. В большинстве случаев удобнее перейти на обучение по индивидуальному учебному плану, то есть фактически по индивидуальному расписанию. Школы могут гибко подходить к расписанию и действовать в предложенном варианте - без оформления, делать домашние задания и посещать контрольные. Ребенок точно имеет право на ускоренное обучение по отдельному предмету, например, вы можете подать заявление на досрочное проведение промежуточной аттестации по английскому (если ребенок освоил фактически программу). Школа должна будет назначить график аттестации и после успешной аттестации можно на законных основаниях не посещать уроки. По нашему опыту самый простой вариант - договариваться со школой - с учителем неофициально. Далеко не у всех получается решить проблему с расписанием таким образом. Хорошо что школа идет навстречу. Заставить школу заключить договор, если в ее уставе и локальных актах не предусмотрена такая форма как очно-заочное обучение нельзя. Статья 17 дает школам право сочетать форму обучения, часто это сочетается с организацией дистанционного обучения, что требует определенных технических условий. У школы, которая организует заочное обучение должен быть внушительный комплект документов. Как правило, норматив подушевого финансирования заочника кратно ниже. Когда все это связано с одним предметам одного ученика - издержки на администрирование слишком высоки для школы. Она будет сопротивляться активно. По сложившейся на текущий момент практике, переход на заочное образование не предоставляется по требованию. Выбирать можно формы обучения из тех возможностей, которые предлагает школа. В вашей ситуации можно обсудить вариант обучения по индивидуальному учебному плану, но это также предполагает от школы обоснования почему, а также составление собственно ИУП, индивидуального расписания и т.п. Поэтому если по факту получится договориться с учителем об индивидуальном расписании и самостоятельном освоении материала - законодательство это вполне допускает. При этом нет необходимости что-то оформлять специально.

Добавить комментарий

Также по теме ...