Как организовать контроль качества школьной столовой?

Версия для печатиВерсия для печати

Если качество блюд в школьной столовой оставляет желать лучшего, Управляющий совет школы может проверить, как организуется питание в столовой, какого качество поставляемые продукты, как соблюдается технология приготовления пищи и отвечает ли санитарным нормам состояние пищеблока.

Школа несет ответственность за организацию питания в школьной столовой. Как правило, школы закупают услуги по приготовлению пищи у сторонних поставщиков, сдавая оборудование столовой в аренду.

Школа отвечает за создание условий для приготовления пищи. Подрядчик отвечает за качество питания и соблюдение всех нормативов. Школа как заказчик услуг, может контролировать качество питания и предъявлять обоснованные претензии. Школьники являются потребителями услуг школьной столовой, поэтому родители имеют право принимать участие в контроле качества, выдвигать претензии по поводу качества питания к школе и требовать от администрации школы воздействовать на поставщика услуг.

Контролировать качество питания в школе можно в разных формах:

Можно проводить анкетирование родителей, обсуждать с родителями качество питания в столовой и фиксировать жалобы и пожелания.

Можно и нужно создать комиссию по контролю качества питания.

Могут ли родители войти в состав комиссии по контролю качества питания?

Родители — потребители/представители потребителей услуг столовой. Их целесообразно привлекать к проведению контроля и потому, что они потребители, и потому, что они имеют право участвовать в управлении школой и их мнение должно учитываться по вопросам, которые затрагивают их интересы.

Ведомственные методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений от 11.03.2012 рекомендуют родительским комитетам «принимать участие в контроле организации питания в образовательных учреждениях по согласованию с администрацией образовательных учреждений».

В соответствии с п. 7.2 Приказа Минторга СССР от 26.12.1985 N 315 "О Методических указаниях по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах" качество готовой пищи в школьных столовых ежедневно должна проверять бракеражная комиссия, в состав которой входят заведующий производством (повар-бригадир) школьной столовой, медработник и представитель администрации (дежурный преподаватель) школы, члены родительского и ученического комитета.

Без бракеража не должна поступать в реализацию ни одна партия приготовленных блюд и изделий. Готовая продукция должна подвергаться проверке по мере ее изготовления, о чем должна производиться запись в бракеражном журнале

Что может оценивать комиссия по контролю качества питания?

Организация процесса:

  • кто и когда накрывает на столы, успевает ли обед остыть, есть ли дежурство
  • наличие графика работы столовой,
  • есть ли льготное питание школьников,

2. Вкусовые качества

3. Ассортимент (по итогам анализа недельного меню)

  • разнообразие блюд,
  • наличие и разнообразие овощного меню,
  • калорийность по составу продуктов, в т.ч. в сравнении с рекомендуемыми нормативами,
  • стоимость завтраков и обедов и ее обоснованность,
  • где столовая закупает продукты питания и как они хранятся.

4. Соблюдение требований санитарных норм

  • наличие санитарных книжек у работников пищеблока,
  • наличие бракеражного журнала и его содержание,
  • наличие суточной пробы и ее хранение,
  • кто проводит бракераж пищи и когда это было сделано в день проверки,
  • наличие спецодежды у работников пищеблока,
  • когда последний раз проверялось санитарное состояние пищеблока, кем, какие сделаны замечания, предложения и как они выполнены.

На что имеет право комиссия по контролю качества питания в школьной столовой?

Комиссия может:

1) Проводить регулярные выходы представителей комиссии в столовую, по согласованному со школой графику, а также внеплановые в связи с поступившими жалобами

2) Наблюдать за организацией процесса питания, снимать пробу

3) Сопоставлять фактическое предложение ассортимента блюд с меню, с заявкой школы и нормативами

4) Составлять акты по фактам выявленных нарушений

5) Участвовать в переговорах с поставщиком по поводу выявленных нарушений

На что имеет право школа в случае выявления нарушений, либо при появлении претензий к качеству питания?

1) Вести переговоры с поставщиком по факту выявленных нарушений

2) Предъявлять претензии поставщику

3) Инициировать проведение лабораторных испытаний

4) Требовать расторжения договора с поставщиком в судебном порядке

При возникновении разногласий между Исполнителем и Заказчиком и/или образовательным учреждением по качеству оказания Услуг, проверку качества проводят специалисты уполномоченных организаций. В случае проведения необходимых лабораторных испытаний, расходы на их проведение несет Исполнитель.

Поставщик обязан:

1) предоставлять по требованию Заказчика информацию о средне недельной пищевой ценности фактически реализованных за прошедший период рационов питания и использованной при этом продукции, необходимую для контроля за статусом питания воспитанников.

2) комплектовать рационы питания в соответствии с согласованным Примерным меню, Заявкой образовательного учреждения.

3) устранить выявленные недостатки в части касающейся, количества и/или качества оказания Услуг.

4) в случае получения претензий со стороны Заказчика или образовательного учреждения к качеству Продукции или готовых блюд, произвести замену на аналогичную качественную Продукцию в срок, указанный образовательным учреждением.

5) производить отбор и хранение суточной пробы в полном объеме согласно меню в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Как добиться от поставщика услуг устранения выявленных нарушений?

Администрация школа как заказчик услуг может официально направить претензии поставщику в связи с нарушением условий договора или нарушением требований СанПиН. Направлять претензии и ставить вопрос о санкциях вплоть до расторжения договора только в том случае, если факт нарушения официально зафиксирован.

Жалобы родителей вообще по поводу качества питания не могут быть основанием для претензии, но могут стать основанием для проведения проверки, с участием тех же родителей в контроле качества питания.

Чтобы иметь возможность предъявить претензии, необходимо составить Претензионный акт приемки услуг по установленный форме, который должен содержать:

  • дату и место составления;
  • ФИО должностных лиц, участвующих в составлении акта;
  • описание обстоятельств, послуживших для составления акта;
  • фактическое количество (штуки, дни) в случае недопоставки и нарушения срока;
  • дату и время, установленные для нарушений контракта;
  • подписи лиц, участвующих в составлении акта;
  • приложением к акту является копии заявки, по которой выявлены нарушения.

Акт должен составляться в день обнаружения нарушений и незамедлительно направляться Исполнителю. Ненадлежайщее исполнение своих обязательств, установленных Контрактом, грозит для него штрафными санкциями от 50% до 100% от стоимости Услуги. При этом оплата Исполнителем неустойки (штрафа, пени) или применение иной формы ответственности не освобождает его от исполнения обязательств по Контракту.

Нормы потребления продуктов питания

Рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания для обучающихся общеобразовательных организаций СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".

Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах определены методическими рекомендациями МР 2.4.5.0107-15 "Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах. Методические рекомендации", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Методическими рекомендациями Роспотребнадзора утверждены: рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7 - 11 и 11 - 18 лет (от 24.08.2007 N 0100/8604-07-34), рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах (24.08.2007 N 0100/8606-07-34), примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7 - 11 и 11 - 18 лет в государственных образовательных учреждениях (24.08.2007 N 0100/8605-07-34).

Организация здорового питания обучающихся и воспитанников в образовательных организациях осуществляется в соответствии с совместным приказом Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. N 213н/178 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений".

Минздравом России принят приказ от 19 августа 2016 г. N 614 "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания"

Дата публикации: 
суббота, ноября 17, 2018

Комментарии

В 1классе(в прошлом году) платили за еду в столовой,к сожалению внук практически не ест,можно сказать платили просто так. В этом году во 2классе еду в столовой мы не оплачиваем,ребенок ест утром дома перед школой, а так как он гиперактивный,учитель в классе не оставляет и ведет со всеми в столовую и чтобы внук просто так не сидел берет с собой маленький сок с трубочкой и пирожное. Выяснилось,что свою еду брать нельзя. Что нам делать? Почему такая обязаловка есть школьную еду?

Запрет приносить еду с собой, такую которая может испортиться, школа может устанавливать, так как ответственность за здоровье ребенка пока он в школе несет администрация. Но если ребенок приносит что-то, что не может испортиться - об этом просто нужно договариваться с администрацией. Это вопрос договоренности.

Добавить комментарий

Также по теме ...

  •  
  • 1 из 2