Решение о школьной формы принято без учета мнения родителей, можно ли добиться изменения требований к школьной форме?

Версия для печатиВерсия для печати

На практике вопрос согласования требований к школьной форме на уровне школы достаточно сложно осуществим. Это происходит из-за того, что довольно часто родители занимают противоположные позиции, а согласование их позиций отнимает много времени и сил. В идеале должен быть создан орган или лицо, которое займется согласованием позиций и примет окончательное решение с учетом мнения большинства. Как правило, в школах таким органом является управляющий совет или иной коллегиальный орган. Если такого органа в школе нет, тогда решение принимает директор.

Законодательно установление требований к одежде обучающихся относится к компетенции школы. Это закреплено в п. 1 ст. 38 ФЗ «Об образовании в РФ»:

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).

Модельный правовой акт субъекта, который рекомендован к принятию в субъектах РФ Министерством образования и науки РФ содержит следующие требования:

Общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются органом государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими).

Общеобразовательные организации вправе устанавливать следующие виды одежды обучающихся:

1) повседневная одежда;

2) парадная одежда;

3) спортивная одежда.

Однако не все субъекты РФ включили такие положения в свои нормативно правовые акты. Так, в Постановлении о требованиях к школьной форме, которое было принято в Пермском крае прямо указано, что решение должно приниматься с учетом мнения всех участников образовательных отношений. Вместе с стем, в Постановлении Ставропольского края, которое было принято еще до разработки рекомендаций Минобрнауки, такого указания не содержится.

Однако, это не лишает родителей возможности влиять на принятие решения. Директор школы должен учитывать мнение родителей при принятии решения о цвете формы. Единственная серьёзная проблема - смогут ли родители самоорганизоваться и выступить с обращением к директору с солидарной позицией.

Как правило, когда в школе отсутствует управляющий совет, решение о требованиях к форме принимается в два шага: сначала внутри каждого класса, затем представителями классов на уровне школы. Если в школе действует общешкольный родительский комитет, то инициатива обсуждения вопроса о цвете формы может быть поднята там.

В любом случае, если родители сами не смогут придти к одному решению, директор должен будет принять окончательное решение самостоятельно. Если большинство родителей примет единое решение, тогда нужно будет вступать в переговоры с директором. Переговоры могут быть в устной или письменной форме.

Обращаем внимание на то, что родители, как участники образовательных отношений, имеют право настаивать на учете их мнения по поводу формы и обжаловать решения директора в вышестоящий орган, к учредителю, если требования большинства родителей не будет учитываться.

Кроме того, в целях учёта мнения родителей при принятии школой локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе родителей создаются советы родителей.