Отличие Управляющего совета от других форм самоуправления

Версия для печатиВерсия для печати

Существуют разные формы самоуправления, предусматривающих участие родителей. По времени появления можно расставить их в следующей последовательности:

Родительский комитет, Совет школы 

Существовали еще в доперестроечное время, Совет школы часто нормативно не закреплялся, иногда положения о Совете школы включались в Устав образовательного учреждения, Совет – сугубо совещательный орган, его предложения могли носить только рекомендательный характер.

Попечительский совет 

Попечительские советы школ вводятся в 1996 году для активизации привлечения денежных средств          в школу. Основная функция Попечительского совета – организация сбора внебюджетных денежных средств в виде благотворительных пожертвований. Попечительские советы могли существовать в двух формах:

  • в качестве органа внутри самого учреждения, для этого Попечительский совет должен быть внесен в Устав учреждения, дополнительно могло быть принято Положение о Попечительском совете;
  • в качестве самостоятельного юридического лица (общественного объединения или некоммерческой организации), чтобы избежать строгого бюджетного контроля и сложной бухгалтерской отчетности внутри образовательного учреждения.

Управляющий совет 

коллегиальный орган, имеющий управленческие полномочия по решению вопросов функционирования и развития образовательного учреждения. Главное отличие от иных форм самоуправления – члены Управляющего совета наделены реальными управляющими функциями, их решения по заранее определенному кругу вопросов обязательны для администрации школы.

«Их принципиальное отличие от традиционных советов и других органов самоуправления образовательным учреждением состоит в том, что управляющие советы наделены полномочиями решать определенные вопросы в соответствии с уставом и положением о совете. При этом руководитель учреждения обязан исполнять решения советов, принятые в рамках их компетенции. То есть их решения носят императивный характер, такой же, как, например, приказы руководителя, изданные в соответствии с его полномочиями».

А.И. Вавилов, эксперт информационного центра

“Ресурсы образования”, ст. науч. сотр. ГУ ВШЭ

Наблюдательный совет 

Создается только в автономных образовательных учреждениях. В отличие от Управляющего совета, имеет законодательную базу, которая определяет его цели, порядок формирования и, самое главное, функции. Наблюдательный совет не может выходить за пределы установленных законодательством полномочий - он осуществляет контроль за расходованием средств в образовательном учреждении, и только.

Уставами школ могут быть предусмотрены и иные формы участия общественности в управлении школой, такие как собрания (конференции) родителей, собрания педагогических работников, собрания работников образовательного учреждения, собрания (конференции) обучающихся. Как правило, они проводятся для информирования, заслушивания и обсуждения различных отчетов, выборов органов самоуправления, согласования значимых управленческих решений.