
В решении многих вопросов защиты и реализации прав родителям и учащимся может помочь информация, которая содержится в образовательной программе школы.
Образовательная программа, учебный план, рабочие программы по учебным предметам, календарный учебный график – это основные документы, которые определяют содержание образования. Все эти документы должны быть доступны на сайте школы. Каждая школа разрабатывает эти документы индивидуально под себя.
Анализ образовательной программы и учебного плана позволяет понять, какие предметы, в каком объеме преподаются гарантировано бесплатно и обязательны для изучения в данной школе.
Из анализа образовательной программы родители и учащиеся могут получить много ценной информации:
- Какие предметы являются обязательными для посещения. Закон закрепляет принцип – обязательными являются только занятия, предусмотренные учебным планом. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом.
- Сколько часов отводится на преподавание по предмету и что входит в его содержание. Школа несет ответственность за реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом.
- Каково содержание и требования к результату освоения образовательной программы по каждому предмету. Это может быть важным в ситуациях, когда учащийся сдает академическую задолженность. Учитель вправе требовать знаний в пределах образовательной программы, но не больше.
- За преподавание каких предметов школе не имеет права брать деньги. Все что предусмотрено учебным планом, входит в образовательную программу, финансируется из бюджета и потому школа не может преподавать эти предметы за плату.
- По каким предметам проводится промежуточная аттестация. В каких формах проводится промежуточная аттестация и в какие сроки.
- Какие оценки по каким предметам пойдут в аттестат. Какие вообще в школе преподаются предметы. Образовательная программа складывается из федерального компонента, обязательного для всех школ, а также из регионального и школьного компонента. Поэтому в отдельных регионах или отдельных школах можно встретить отличные от других предметы. Если они входят в учебный план – они являются обязательными. Сколько часов на них отводится, также определяет учебный план.
- Какие предметы преподаются на профильном уровне, в каком объёме. Какие предметы в 10 и 11 классах преподаются как общеобразовательные, какие как профильные и каково их соотношение.
- Что должно быть сдано перед ГИА. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план.
- Продолжительность учебного года. Она определяется школой самостоятельно и может составлять от 34 до 37 учебных недель. Например, в 1 классе – это 33 недели; во 2-4 классах – 34 недели и т.д. Время и продолжительность каникул утверждается в соответствии с календарным учебным графиком.
- Продолжительность учебной недели. Она определяется организацией также самостоятельно и может составлять 5 или 6 учебных дней. Чем длиннее учебнаянеделя, тем больше учебных часов отводится на изучение предмета.
- Предельную недельную нагрузку. Она определяется СанПиН 2.4.2.2821-10. Например, предельная недельная нагрузка в начальной школе не должна превышать: в 1 классах – 21 час (только 5-дневка); во 2-4 – 23 часа при пятидневке и 26 часов при шестидневке; в 5 классах – 29 час при пятидневке и 32 час при шестидневке; в 10-11 классах — соответственно 34 и 37 час.
Сверх учебного плана осуществляется внеурочная деятельность по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное. Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, студий, интеллектуальных игр, соревнований, организации проектной деятельности, поисковых маршрутов и т.д. и не только учителями организации, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Кроме того, сверх учебного плана организация может предлагать обучающимся набор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных.
Выбор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных, а также участие во внеурочной деятельности является добровольным. Читайте дополнительно - Как отличить бесплатные внеурочные занятия в начальной школе от платных образовательных услуг? и Можно ли в школе проводить платные занятия?