Может ли директор школы отказать в приеме заявления?

Версия для печатиВерсия для печати

По общему правилу, администрация школы не имеет права отказывать в приеме заявления, независимо от его содержания. Заявление должны принять и зарегистрировать. Если заявление подано не в положенные сроки, с нарушением порядка, лицами, которые не имеют право на поступление «по месту жительства» и т.п. и заявителя, по мнению администрации школы, ждет заведомый отказ, школа все равно обязана заявление принять и зарегистрировать, а затем дать ответ в письменном виде с указанием причин отказа.

Директор школы является должностным лицом. На него распространяются требования закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", это дает родителям право настаивать на регистрации любых письменных обращений. Отказ можно обжаловать в прокуратуру.

Все заявления должны быть официально зарегистрированы и рассмотрены. Ответ дается в течение 30 дней, либо в сроки, которые специально определены для отдельных случаев. Так, на заявление о приеме в школу в течение 7 дней после приема документов и отсутствия законных оснований для отказа, должен быть издан приказ о зачислении ребенка в первый класс, в противном случае школа должна дать мотивированный отказ в зачислении.

В каких случаях нужно обращаться с заявлением в письменном виде

Во всех случаях, когда вы сталкиваетесь с устным отказом, возможными нарушениями или ограничениями ваших прав - пишите заявление на имя директора в письменном виде.

Всегда, когда вы хотите пожаловаться в вышестоящие инстанции - сначала напишите официальное заявление на имя директора школы.

Администрация школы несет ответственность в случаях нарушений прав или препятствий в их реализации. Если при обращении к директору, завучу или классному руководителю вы столкнулись с устным отказом, прежде чем жаловаться в вышестоящие инстанции или сдаваться - обязательно продублируйте ваше обращение в письменном виде. Устное общение с учителями не имеют никаких правовых последствий. Но официальное обращение требует от школы официальной реакции, и это реакция либо бездействие может быть поводом для проведения проверок и привлечения к ответственности. К тому же, без письменного заявления бывает сложно доказать факт обращения. 

Прежде чем жаловаться, уточните обоснованость и законность ваших требований. 

Для того, чтобы не тратить свое и чужое время на соблюдение формальных процедур, лучше заранее уточнить сроки и порядок подачи заявлений. Например, заявления о приеме в первый класс могут приниматься не в школе, а в МФЦ и не в декабре, а в феврале. Изучите локальные акты на сайте школы, убедитесь, что ваши требования обоснованы. В противном случае, обращения не только не дадут эффекта, но могут ухудшить отношения с педагогами.

Если администрация школы отказывается зарегистрировать заявление, что делать?

Если секретарь отказывается зарегистрировать заявления или принять его - заявление можно подать в присутствии свидетеля или отправить по почте ценным письмом с описью вложения. 

Может возникнуть ситуация, когда родителя совсем не допускают в школу, например, не пускает охранник. Администрация школа обязана выделить время приема по личным вопросам и опубликовать график приема посетителей на сайте школы. Если родитель не может пройти мимо охранника, чтобы подать заявление - можно направить жалобу в органы управления образования на то, что школа не выполняет требования по организации приема по личным вопросам.

 «Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам».

<…>

«Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу».

(Статья 2,8 Закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации")