
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
К таким специальным условиям относится в том числе предоставление услуг тьютора и ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, из расчета по одной штатной единице на каждые 1 - 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся.
Тьютор и ассистент – это разные должности и у них разные функции. Читайте подробнее - Чем занимается ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ?
Тьютор должен быть выделен в школе каждому учащемуся, который получил соответствующие рекомендации ПМПК. При наличии таких рекомендаций родители могут направить в администрацию школы заявление в письменном виде с просьбой организовать тьюторское сопровождение.
Даже если в школе только один ребенок, который нуждается в услугах тьютора или ассистента – это основание для введения этой должности в штат.
При отсутствии рекомендаций ПМПК решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению может быть принято психолого-медико-педагогическим консилиумом школы:
- на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
- на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
- на постоянной основе.
Психолого-медико-педагогический консилиум школы может также пересмотреть решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовать количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся.
Кто такой тьютор и что входит в его обязанности?
Тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.
К должностным обязанностям тьютора относится:
1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:
- выявление индивидуальных образовательных потребностей;
- участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов;
- подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
- организация процесса индивидуальной работы;
- участие в реализации адаптированных образовательных программ;
- организация взаимодействия с родителями по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов адаптированных образовательных программ;
2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
- проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;
- организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
- разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;
- координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;
- организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;
- оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:
- разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;
- разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
- контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
- консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.
Правовые основания