Как Управляющий совет может проконтролировать привлечение и расходование бюджетных и внебюджетных средств?

Версия для печатиВерсия для печати

Поскольку правовое регулирование деятельности Управляющего совета образовательного учреждения главным образом осуществляется на уровне самого образовательного учреждения, необходимо уделить особое внимание определению компетенции Совета в локальных нормативных актах образовательного учреждения. И в первую очередь в уставе школы.

При определении компетенции Управляющего совета в сфере контроля за финансово-хозяйственной деятельностью образовательного учреждения, а также согласования проектов локальных нормативных правовых актов, внесения изменений в действующие локальные нормативные акты, принятия "собственных" локальных нормативных актов по вопросам, отнесенным к его компетенции, следует не только уделять внимание "правильности" и "точности" формулировок, но и ограничениям, устанавливаемым законодательством, путем наделения других органов соответствующими полномочиями в данных сферах.

Управляющий совет наделяется полномочиями принимать управленческие решения по вопросам, отнесенным уставом к его компетенции, в форме локальных правовых актов учреждения,    а также осуществлять управленческий контроль их выполнения руководителем учреждения. Иначе говоря, решения управляющего совета по вопросам его компетенции имеют для руководителя, работников учреждения императивный характер.

При этом и совет учреждения также может быть наделен в соответствии с уставом определенным перечнем управленческих полномочий, то есть правом принимать и издавать локальные правовые акты учреждения, обязательные для руководителя и трудового коллектива учреждения. К таким полномочиям в сфере контроля за финансово-экономической деятельностью образовательного учреждения могут относиться:

  • установление порядка распределения и непосредственное распределение по представлению руководителя образовательного учреждения стимулирующих выплат педагогам  образовательного учреждения, рекомендации по распределению стимулирующих выплат непедагогическому персоналу;
  • согласование по представлению руководителя образовательного учреждения заявки на бюджетное финансирование и смету расходования средств, полученных образовательным учреждением от уставной, приносящей доходы деятельности, и из иных внебюджетных источников;
  • согласование по решению руководителя образовательного учреждения материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений общеобразовательного учреждения; выбора учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;
  • утверждение программы развития образовательного учреждения и ежегодный отчет руководителя образовательного учреждения по итогам учебного и финансового года, утверждение ежегодного публичного доклада образовательного учреждения.

Как правило, для реализации этих полномочий требуется закрепление в уставе образовательного учреждения или положении об Управляющем совете прав членов Управляющего совета на ознакомление с документами, касающимися финансово-экономической деятельности образовательного учреждения. Следует конкретизировать состав и название документы, право на ознакомление с которыми должно быть предоставлено членам Управляющего совета, а также указать сроки выполнения администраций школы требований Управляющего совета о предоставлении финансовых документов. Например, к ним следует отнести бухгалтерский баланс, заявки на предоставление бюджетного финансирование, договоры с контрагентами школы на сумму, превышающие

50 000 рублей, акты об исполнении этих договоров, иные документы, которые позволят членам управляющего совета проверить достоверность информации ежегодного отчета о деятельности школы. Что касается сроков предоставления документов, то возможен такой вариант: «Предоставление финансовых документов об использовании денежных и материальных средств школы предоставляется членам Управляющего совета не позднее чем за 5 дней до даты следующего заседания Управляющего совета».

Незакрепление данных прав в локальных нормативных актах образовательного учреждения не всегда означает невозможность ознакомления членов Управляющего совета с этими документами. В отдельных финансово-экономических документах организации может содержаться информация, затрагивающая права и интересы конкретных членов Управляющего совета, которые одновременно являются             и родителями учащихся. Соответственно, требовать предоставление документов об использовании имущества и финансовых средств школы могут члены Управляющего совета как физические лица. Недостаток этой формы взаимодействия со школой заключается в возможной формализации этих отношений и задержкой в предоставлении интересующей информации.

Помните, что по вопросам, для которых уставом образовательного учреждения управляющему совету не отведены полномочия на принятие решений, решения Совета носят рекомендательный характер.