
Родители и учащиеся имеют право принимать участие в управлении образовательной организацией, в порядке и форме, определяемым уставом.
Родители могут входить в состав коллегиальных органов управления школой и в составе этих органов влиять на принятие управленческих решений.
Важно учитывать, что коллегиальные органы в школе могут быть совещательными и органами управления.
Совещательные коллегиальные органы – это различные общественные советы, коллегии и комиссии, в задачи которых входит обсуждение вопросов, вариантов проектов управленческих решений. Коллегиальность позволяет учесть весь спектр мнений, аккумулировать знания и коллективный опыт, учесть интересы всех заинтересованных групп. Однако совещательные органы сами решений не принимают – они только коллективно обсуждают и дают рекомендации по тому или иному вопросу, решение же принимается единолично руководителем учреждения.
Управляющий совет - это коллегиальный орган управления школой.
От совещательных органов управляющий совет отличает важная особенность: решения управляющего совета по тем вопросам, которые оговорены в Уставе, являются обязательными для всех участников образовательного процесса, в том числе для администрации школы.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция Управляющего совета, порядок принятия им решений и выступления от имени школы устанавливаются уставом.
Решения органа управления по вопросам, перечисленным в Уставе – обязательны для исполнения. По кругу вопросов, которые не обозначены в Уставе решения Управляющего совета имеют рекомендательный характер.
Чтобы узнать о полномочиях Управляющего совета школы и определиться с возможностью обращаться в этот орган для решения тех или иных вопросов - нужно внимательно изучить Устав школы и положение об управляющем совете, из которых будут понятен круг вопросов, которые может решать совет.
Управляющий совет может быть наделен правом:
1. утверждать программу развития школы, публичную отчетность и отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств.
2. согласовывать:
- образовательную программу;
- профили обучения в старшей школе;
- выбор учебников их числа рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России.
3. решать вопросы взаимоотношений участников образовательных отношений, в том числе:
- рассматривать жалобы и заявления обучающихся, их родителей на действия педагогов и принимать рекомендации по их разрешению по существу;
- ходатайствовать при наличии оснований перед учредителем о расторжении трудового договора с педагогом, руководителем,
- вносить учредителю предложения о поощрении работников и руководителя.
4. по вопросам функционирования школы может:
- устанавливать режим занятий обучающихся, в том числе продолжительность учебной недели;
- определять время начала и окончания занятий;
- принимать решение о введении (отмене) единой формы одежды обучающихся и персонала;
- осуществлять контроль над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе.
5. В сфере финансово-хозяйственной деятельности управляющий совет может:
- согласовывать план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации;
- содействовать привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы, определять цели и направления их расходования;
- согласовывать сдачу в аренду образовательной организацией закрепленных за ней объектов собственности;
- утверждать или согласовывать порядок и критерии распределения выплат стимулирующего характера педагогическим работникам;
- заслушивать и утверждать отчет руководителя образовательной организации по итогам учебного и финансового года, предоставлять его общественности и учредителю.
Управляющий совет вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать локальные акты по вопросам, отнесенным Уставом к его исключительной компетенции, а также согласовывать локальные акты, отнесенные Уставом к совместной компетенции управляющего совета и других органов управления (руководителя, педагогического совета и др.).
Управляющий совет вправе разрабатывать, принимать и вносить рекомендации учредителю и руководителю образовательной организации по вопросам управления образовательной организации, отнесенным к их компетенции законодательством и Уставом образовательной организации.