Как организовать использование собранных денежных средств

Версия для печатиВерсия для печати

Способы движения собранных благотворительных пожертвований денежных средств могут быть различными

1. Сбор и расходование собранных денежных средств могут производиться через одного из членов попечительского (управляющего) совета.

Передача денежных средств может оформляться через заключение договора простого товарищества (договор о совместной деятельности), целью которого является, например, организация сбора денежных средств и их последующее использование на косметический (капитальный) ремонт школы.

Соответственно, должен быть общий договор простого товарищества и дополнительного соглашения к нему для новых членов товарищества. Получатель денежных средств в этом случае является уполномоченное в договоре физическое лицо, которое должно обеспечить учет получаемых денежных средств и отчетность по их использованию перед товарищами.

2. Движение благотворительных средств через казначейство.

В этом случае пожертвования поступают на лицевой счет ОУ в казначейство. Специфика работы будет зависеть от того, находится ли образовательное учреждение на самостоятельном балансе и имеет в штате своего бухгалтерского работника или же у него отдельный лицевой счет отсутствует.

Положительной стороной такого варианта движения средств являются следующие моменты:

  • Как правило, этот способ облегчает взаимоотношения с проверяющими инстанциями.
  • Все 100% поступивших средств школа может потратить в соответствии со своими нуждами.

Отрицательные стороны:

  • Высокий уровень бюрократизации документооборота, необходимость расходования средств жестко в зависимости от сметы, составление дополнительных смет, писем, запросов и т.д.
  • По существующим правилам из пожертвований, поступивших на лицевой счет в казначейство, нельзя оказать материальную поддержку сотрудникам ОУ, что существенно сокращает эффективность благотворительной деятельности.

3. Создание некоммерческой организации, основная цель которой – финансовая поддержка определенного образовательного учреждения.

Школы, активно занимающиеся привлечением финансовых средств, часто создают самостоятельное юридическое лицо в различных организационно-правовых формах, от автономной некоммерческой организации до благотворительного фонда.

Положительными сторонами создания самостоятельной некоммерческой организации являются:

  • Самостоятельное распоряжение денежными средствами.
  • Возможность выплаты материального поощрения сотрудникам школы.
  • Независимая финансовая политика и организация работы.

Отрицательные стороны данного варианта:

  • Поиск человека, который возглавит организацию и понесет соответствующую юридическую и финансовую ответственность.
  • Выплата заработной платы бухгалтеру и сотрудникам организации, несение расходов на ее регистрацию и содержание.

4. Открытие субсчета на расчетном счету благотворительной организации.

Самостоятельная благотворительная организация (чаще всего в нормативно-правовой форме благотворительного фонда) объединяет несколько школ путем оказания им услуги в виде открытия субсчета на своем расчетном счету. В этом случае поступившие на него деньги разносятся внутри организации по субсчетам каждого конкретного образовательного учреждения.

Пожертвования привлекаются, как правило, под одну типовую благотворительную программу и тратятся в соответствии с пожеланиями того или иного учебного заведения, на субсчет которого поступили денежные средства. Обычно такая благотворительная организация не занимается самостоятельно привлечением пожертвований, а лишь предоставляет образовательному учреждению финансовые услуги.

Достоинствами этого варианта являются:

  • Простота и незаформализованность документооборота.
  • Возможность самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами.
  • Налоговую ответственность несет благотворительная организация.
  • Отпадает необходимость сдавать отчетность ОУ.

К недостаткам данного варианта движения финансовых средств относятся:

  • Резко отрицательное отношение органов управления образованием к сотрудничеству ОУ и благотворительных фондов из-за неразработанности механизмов контроля за привлечением и расходованием финансовых средств.
  • Финансовые потери, связанные с тем, что часть привлеченных пожертвований тратится на содержание административного аппарата фонда.