Школа по месту жительства не реализует адаптированную программу начального образования. На этом основании в устной беседе в Департаменте образования и ПМПК поясняют, что школа не примет ребенка в 1-ый класс.

Версия для печатиВерсия для печати
Вопрос (подробно): 

Добрый день, уважаемые юристы.

Прошу разъяснить:

Имеет ли право общеобразовательная школа по месту жительства ребенка отказать в приеме в 1-ый класс ребенка-инвалида на том основании, что: «Школа не реализует никаких адаптированных программ» (это цитата специалиста Департамента образования).

Как мне добиться, чтобы в школе была разработана адаптированная программа для моего ребенка (какие действия предпринять и какие доводы привести)?

Если мне будет предложено посещать коррекционную школу, как я могу отказаться и все таки водить ребенка в школу по месту жительства? (Единственная коррекционная школа находится в другой части города. Дети, которые там учатся, во 2-ом классе еще только учатся квадратики и кружки рисовать. А у меня ребенок читает, учится писать и примеры решает. Кроме того, ей нужен пример для формирования соответствующих возрасту поведенческих реакций.).

Могу ли я (в качестве сопровождающего лица) присутствовать на уроках и помогать ребенку успешно осваивать учебный материал? (у меня высшее экономическое образование, педагогического образования нет. И в то же время, у меня есть опыт общения с ребенком и другими «Даунятами», есть методическая литература, которой пользуюсь, я хорошо знаю сильные и слабые стороны ребенка и могу помочь учителю. Также очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя в школе психологически комфортно.)

Наша ситуация:

Ребенок пойдет в школу на девятом году жизни (в 8 лет 2 месяца).

У ребенка Синдром Дауна и для более серьезной  подготовки к школе его необходимо было оставить в садике дополнительно на год. Для этого садиком было рекомендовано пройти ПМПК (май 2016г.) и по заключению ребенка оставили в садике на следующий 2016- 2017 учебный год).

01.02.2017г. в установленном порядке в школу было подано заявление о приеме в 1-ый класс с необходимым пакетом документов. Но, поскольку ребенок идет в 1-ый класс не на 8-ом, а на 9-ом году жизни, школа затребовала решение комиссии Департамента образования. Комиссии Департамента образования необходимо актуальное заключение ПМПК.

В заключении ПМПК от 28.03.2017г. указаны:

Общее заключение

Выводы о наличии у ребенка особенностей в психическом развитии

Q 90. F80.1. F7?

Системное недоразвитие речи легкой степени.

Особые образовательные потребности ребенка:

Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. Повторный осмотр ТПМПК по запросу ПМПк ОО.

Форма получения образования, образовательной программы:

Форма обучения – очная с полной включенностью.

Рекомендованный ФГОС: Вариант 1.

Рекомендации:

Организация коррекционной работы - комплексное психолого-педагогическое образование:

индивидуальные и групповые занятия с учителем-логопедом;

индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом;

наблюдение у профильного врача.

Предоставление технических специалистов – ассистентов (тьюторов, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификацию …) – не требуется.

Специалисты ПМПК и Департамента образования в устной беседе настоятельно рекомендуют отказаться от посещения обычной общеобразовательной школы, поскольку из-за одного ребенка создавать адаптированную общеобразовательную программу никто не будет. Вот если бы было сразу 10 одинаковых детей с синдромом Дауна, и все пошли в один класс и одну школу, то тогда, наверное, можно было бы. И то, не очень скоро – через несколько лет.

Ответ: 

По новым требованиям ФГОС каждая школа обязана разрабатывать адаптированную основную общеобразовательную программу. Отказ в приеме в первый класс по указанным основаниям является неправомерным. Однако, на практике реализация требований к образователным организациям - вопрос не простой. Все находится на стадии становления, у школ, как правило, нет специалистов и не созданы организационные условия и т.п.

Рекомендуем вам обратиться в прокуратуру и обжаловать в отказ Департамента. В своей жалобе вы можете ссылаться на п.5 статьи 5 а также статью 79  Закона "Об образовании в РФ", а также на рекомендации ПМПК. Прокуратура должна будет провести проверку обоснованности отказа на предмет соблюдения требований федерального законодательства. 

Рекомендуем ознакомиться с Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ, распространенными в Письме Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (pdf, 9.0MB)

Дополнительно читайте об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Что касается возможности присутствовать на занятиях в качестве сопровождающего, то этот вопрос может решить только администрация школы. Все определяется правилами внутреннего распорядка и иными локальными актами. Если вы не будете являться сотрудником школы, то не будет оснований настаивать на присутствии, так как реализация мероприятий образовательной программы - это функция сотруников школы. Школа не обязана делать исключения, если не удасться договриться в частном порядке. 

05.04.2017
Отвечает: 
Ольга Кочева

Комментарии

Добавить комментарий

Также по теме...

Кнопка рейтинга Business-Key 

Top Sites Счетчик тИЦ и PR Яндекс.Метрика
igavs-ru.png