Каким образом школа должна организовать очно-заочную форму обучения?

Версия для печатиВерсия для печати
Вопрос (подробно): 

Здравствуйте! Помогите разобраться в ситуации: ПМПК рекомендует ребенку очно-заочную форму обучения. Каким образом школа должна организовать эту форму обучения? Необходимо ли набирать группу или это возможно для одного ученика? Заранее спасибо! 

Ответ: 

Письмом Минобрнауки от 20 июля 2015 г. № 06-846 даны методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Пологаем, что следующие положения из этих рекомендаций могут быть использованы для организации обучения по очно-заочной форме обучения. Организация обучения индивидуально, в рамках группы или посещения отдельных занятий, предусмотренных общим учебным планом относится на усмотрение самой образовательной организации.

1. Общие положения
Очно-заочная форма- форма обучения предполагает посещение обучающимися занятий от двух до четырех раз в неделю в течение всего учебного года.

На первом этапе обучающийся осваивает базовые знания, умения, компетенции путем изучения учебно-методической литературы и иных информационных ресурсов, на втором - проводится проверка освоенного обучающимся материала. Эти этапы, как правило, определяются в соответствии с графиком учебного процесса образовательной программы.

Допускается сочетание различных форм обучения и форм получения образования. Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану.

2. Формирование рабочего учебного плана при очно-заочной форме обучения
Образовательная организация разрабатывает учебный план по очно-заочной форме обучения самостоятельно на основе:
- ФГОС;
- примерных образовательных программ;
- рабочих программ учебных дисциплин.

Учебный план по очно-заочной форме обучения определяет следующие характеристики образовательной программы:
- подлежащие освоению ОП;
- объемы учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
- перечень, последовательность изучения и объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий по учебным дисциплинам;
- распределение по семестрам различных форм промежуточной аттестации по учебным дисциплинам;
- объем каникул за все время обучения.

При формировании учебного плана необходимо учитывать следующие нормы:
- соблюдения максимального объема учебной нагрузки обучающихся;
- наименование дисциплин и их группирование по циклам должно быть идентично учебным планам для очного обучения. Дисциплина «Иностранный язык» реализуется в течение всего периода обучения; по дисциплине «Физическая культура» предусматриваются занятия в объеме не менее двух часов, которые проводятся как установочные. По указанным дисциплинам допускается формирование индивидуального учебного плана.

Образовательная организация применительно к конкретным условиям самостоятельно разрабатывает графики учебного процесса и определяет количество часов, отводимое на изучение дисциплин, исходя из специфики специальности/профессии и обучаемого контингента.
При формировании учебного плана объем времени вариативной части может быть использован на увеличение объема времени, отведенного на дисциплины и модули обязательной части, в том числе для освоения дополнительных ОП, получения дополнительных умений и знаний, компетенций, или на введение новых дисциплин, потребностями и возможностями обучающихся и спецификой деятельности образовательной организации, а также для процедуры проведения входного контроля в случае формирования индивидуального учебного плана.
Учебный план должен включать: график учебного процесса; сводные данные по бюджету времени; план учебного процесса.

Организация и проведение учебного процесса по очно-заочной форме обучения
В образовательных организациях начало учебного года по очно-заочной форме обучения может переноситься на более поздние сроки. Окончание учебного года определяется рабочим учебным планом по конкретным программам освоения в рамках получения общего образования для очно- заочной и заочной форм обучения (далее - рабочий учебный план), который разрабатывается образовательной организацией.

Учебная деятельность обучающихся при очно-заочной форме обучения предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.

Общая продолжительность каникул для обучающихся по очно-заочной форме устанавливается согласно рабочему учебному плану образовательной организации по конкретным программам.

Образовательная организация может проводить установочные занятия в начале учебного года. Продолжительность установочных занятий определяется образовательной организацией, а отводимое на них время включается в общую продолжительность учебы на данном учебном году. 

При очно-заочной форме обучения оценка качества освоения образовательной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и ГИА обучающихся и, при необходимости, входной контроль.

Текущий контроль успеваемости представляет собой контроль освоения программного материала учебных дисциплин. Для оценки персональных достижений обучающихся требованиям соответствующей ОП создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные ОП. Результаты текущего контроля успеваемости заносятся в журналы учебных занятий.
Промежуточная аттестация обучающихся обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировку и проводится с целью определения соответствия уровня и качества подготовки обучающегося требованиям к результатам освоения образователоной программы, наличия умений самостоятельной работы.

Образовательная организация самостоятельна в выборе оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация может проводиться в форме: экзамена, комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам и(или) междисциплинарным курсам; зачета, итоговой письменной классной (аудиторной) контрольной работы.

Количество экзаменов в учебном году должно быть не более восьми, а количество зачетов - 10 (без учета зачетов по физической культуре). В день проведения экзамена не должны планироваться другие виды учебной деятельности.

К экзамену по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, к комплексному экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все установленные практические работы и имеющие положительную оценку по результатам текущего контроля успеваемости, и в случае заочной формы обучения - сдавшие все домашние контрольные работы.

Зачет по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, подготовка и защита курсовой работы (проекта) проводятся за счет объема времени, отводимого на изучение учебной дисциплины, междисциплинарного курса.

По дисциплинам, по которым не предусмотрены экзамены, зачеты и курсовые работы (проекты), проводится итоговая письменная аудиторная контрольная работа за счет времени, отводимого на изучение данных дисциплин. На ее проведение отводится не более трех учебных часов на группу. На проверку трех работ предусматривается один час.

Результаты промежуточной аттестации заносятся в предусмотренные образовательной организацией документы (ведомости, журналы, базы данных и др.)

Форма промежуточной аттестации отражается в рабочем учебном плане. Основания для выбора форм промежуточной аттестации и иные особенности должны быть отражены в учебном плане.

Входной контроль проводится в случае формирования индивидуального учебного плана за счет времени, отведенного на вариативную часть. Для оценки персональных достижений обучающихся требованиям соответствующей ОП создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить имеющие у обучающегося знания, умения и освоенные ОП и позволяющие сформировать индивидуальный учебный план. Процедура организации и проведения входного контроля определяется локальным нормативным актом образовательной организации.

По зачтенным работам преподаватель может проводить собеседование для выяснения возникших при рецензировании вопросов. 
Незачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению на основе развернутой рецензии. 

В рамках образовательных программ проводятся консультации, которые могут быть групповыми, индивидуальными, письменными, о чем делается соответствующее пояснение к рабочему учебному плану

При очно-заочной форме обучения консультации на учебную группу планируются из расчета 4 часа в неделю и отражаются в учебных планах отдельной строкой.

Реализация в образовательных организациях модульно-компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе очно-заочной и заочной форм обучения интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеурочной и самостоятельной работой с целью формирования и развития ОП.
Подробные нормы, определяющие требования к организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы, разрабатываются образовательными организациями самостоятельно.

30.09.2016
Отвечает: 
Сергей Максимов

Комментарии

Это письмо от минобрнауки касается организации обучения в СПО, а не в школе

В школах очно-заочное обучение также реализуется. Такую возможность дает закон об образовании и некоторые школы им пользуются, принимая соответствующие локальные акты. Это особенно актуально сейчас, с развитием дистанционных форм обучения.

Добавить комментарий