Семейное образование. Инструкция по применению

Версия для печатиВерсия для печати

Многие родители, решившие перевести детей на обучение в форме семейного образования, сталкиваются с негативным приёмом администрации школы. К сожалению, это довольно частая практика, и не стоит принимать близко к сердцу первый неудавшийся контакт. Следует помнить, что руководство школы совсем по-другому реагирует, когда родители заявляют о своих просьбах в письменном виде. Неофициальные беседы нередко сводятся к вежливому, а иногда и грубому, отказу в реализации перехода на семейное образование. При этом администрация школы путём давления пытается разубедить родителей в принятом решении. Вместе с тем, если обратится в школу с официальными документами, письменный отказ Вы вряд ли получите, ведь нарушение права на образование легко обжалуется.

О различных нюансах обучения на семейном образовании читайте подробнее в материале - Как перейти на семейное образование?

В этом материале мы предлагаем пошаговую инструкцию по переходу на семейное образование. Кратко можно выделить четыре основных шага:

1. Направление уведомления в орган управления образованием муниципального района или городского округа по месту жительства.

2. Ознакомление с локальными актами школы (рекомендуемый, но необязательный шаг).

3. Направление заявления в школу о зачислении в неё ребёнка в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации

4. Заключение договора со школой.

 

Шаг первый

Как только Вы приняли решение о переходе на семейное образование, следует уведомить об этом орган управления образованием муниципального района или городского округа по месту жительства. Отметим, что если Вы хотите перейти на семейное образование с начала учебного года, то уведомление необходимо отправить до 1 сентября. Срок направления уведомления также может быть ограничен в нормативных актах субъекта. Например, для перехода на семейное образование в сельских школах Пермского края,  уведомление необходимо направить за 30 дней до начала учебного процесса.  

Уведомление составляется в произвольной форме. В нём нужно отразить, что Вы выбрали для своего ребёнка форму получения общего образования в форме семейного образования. Рекомендуем сделать указание на то, что решение принято с учётом мнения ребёнка.

Обращаем внимание на то, что данный документ носит уведомительный характер. Орган управления образованием не может повлиять на Ваше решение или запретить Вам переходить на семейное образование.

Рекомендуем также любые документы, которые Вы направляете по официальной переписке, направлять так, чтобы у Вас осталось доказательство отправки. Это можно сделать двумя способами. Если Вы приносите документы лично адресату, то составьте его в двух экземплярах, и на втором экземпляре попросите поставить отметку о входящей корреспонденции. В идеале это будет штамп с датой принятия и внутренним номером письма, а также подпись и должность принявшего лица. Этот экземпляр следует сохранить у себя. Если Вы направляете документы почтой, то нужно сделать опись вложения с указанием всех вложенных документов и сохранить её у себя.

Поскольку уведомление не предполагает ответа, если Вы будете направлять его по почте, в конце следует добавить просьбу проинформировать Вас письменно о получении письма.

Сохранение у себя экземпляров исходящих писем очень важно, потому что именно они станут доказательствами Вашей правоты, если придётся обращаться за защитой нарушенных прав в органы прокуратуры, суд или иные организации. В случае же с уведомлением органа управления образованием второй экземпляр также послужит доказательством того, что Вы выполнили требование закона об уведомлении. Обязанность родителей, выбравших семейную форму образования, проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа закреплена в ч. 5 ст. 63 Федерального Закона «Об образовании в РФ».

Шаг второй

Действия этого шага не являются обязательными, но они придадут Вам уверенности при разговоре с администрацией школы.

Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» разъясняет схему получения семейного образования более подробно, чем Федеральный закон об образовании. Остановимся на некоторых моментах.

После перехода на семейное образование ученик «прикрепляется» к школе, попадая в её контингент. При этом он не посещает занятия, а лишь проходит промежуточную аттестацию. На практике это означает, что ребёнок учится дома, а в школу является для сдачи экзаменационных или контрольных работ. Прохождение аттестации в разных школах может быть с разной периодичностью – после каждой четверти, триместра, полугодия, раз в год. Более того, на практике возможно разбить аттестацию разных предметов. Например, если аттестация проходит раз в год, то разные предметы можно сдавать в разные промежутки времени, а не все сразу в конце года (в середине года сдаётся программа за год по нескольким предметам, например, по русскому языку и математике, в середине литература и проч.).

Законодательно это закреплено следующим образом.

Согласно ст. 33 Федерального Закона «Об образовании в РФ» экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Т.е. дети, обучающиеся в форме семейного образования – это экстерны.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального Закона «Об образовании в РФ» они имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Обращаем внимание на то, что образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом данный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Это закреплено в Письме Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».

Таким образом, мы плавно подобрались ко второму шагу.

Прежде чем идти на разговор с администрацией школы, рекомендуем Вам предварительно изучить её Порядок о промежуточной аттестации. Его можно найти на сайте школы. Тогда на доводы руководства о том, что они не хотят брать детей на семейное образование, Вы сможет сослаться на их собственный внутренний документ. В указанном порядке устанавливается периодичность и порядок прохождения промежуточной аттестации.   

Шаг третий

Далее следует подать в школу заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В этом заявлении должна содержаться информация о том, что Вы выбрали для своего ребёнка форму получения общего образования в форме семейного образования и уведомили об этом орган управления образования. Рекомендуем приложить к заявлению копию Вашего экземпляра уведомления с пометкой о входящей корреспонденции или копию ответа о получении уведомления.

В заявлении также должны содержаться две просьбы: 1. Зачислись ребёнка в соответствующий класс в качестве экстерна для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. 2. Организовать аттестацию ребёнка экстерном.

В письме Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» указано, что субъектом РФ может быть введена для семей, перешедших на семейное образование, компенсация в качестве меры социальной поддержки. Если субъект РФ воспользовался таким правом, то он издаёт нормативный акт об этом, где закрепляется расчёт и порядок выплаты компенсации.

Например, в Пермском крае такой акт существует – это Постановление Правительства Пермского края от 17.09.2013 № 1224-п «Об утверждении Порядка предоставления компенсации затрат родителям (законным представителям) на получение обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в Пермском крае». Согласно нему компенсация производится один раз за период времени, прошедший со дня подведения итогов предыдущей аттестации до дня проведения следующей аттестации. Первая компенсация выплачивается за период времени, прошедший со дня заключения договора со школой до окончания первого межаттестационного периода (четверть, триместр и др.). За период каникул компенсация не выплачивается. Выплата должна быть произведена не позднее пяти рабочих дней с момента успешного прохождения аттестации («удовлетворительно» и выше). Размер компенсации зависит от нескольких факторов. Важны местоположение школы (город, село), класс обучения (в начальной школе меньше, чем в средней), статус школы (простая, гимназия, лицей и т.д.). Как показывает практика, в среднем в Пермском крае компенсация составляет около 10 000 рублей за четверть.

Подробнее о предусмотренных компенсациях при семейном образовании в разных субъектах РФ посмотреть можно по ссылке http://rebenokh1.narod.ru/zakonsnormdomobr.htm

На примере Пермского края укажем, что для получения компенсации необходимо подать заявление в администрацию школы. Это заявление можно объединить с вышеуказанным заявлением, просто указав в нём, на какие банковские реквизиты Вы просите перечислять выплату.

При подаче заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации с собой нужно будет иметь следующие документы:

- само заявление  о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. Если претендуете на выплату, то с указанием реквизитов банковского счета для перечисления денежных средств;

- документ, удостоверяющий личность одного из родителей;

- документ, подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей – для законного представителя;

- копия свидетельства о рождении ребенка;

- фотография ребёнка 3х4.

Рекомендуем также иметь с собой копию уведомления органа управления образованием муниципального района или городского округа по месту жительства о выборе семейной формы образования (Шаг первый).

Отдельно обращаем внимание на следующий момент. Когда родители приходят в школу с подготовленным пакетом документов и выдержками из закона, их воспринимают серьёзнее, чем при общении без предварительной подготовки. Если Вы принесли заявление о прохождении промежуточной аттестации (оно подразумевает «прикрепление» к школе на семейном образовании), то Вам обязаны ответить на него письменно. Если это будет отказ, то письменный и обоснованный. Важно «донести» заявление до канцелярии, а не развернуться на полпути, поддавшись на увещевания администрации школы.

Отметим, что первоклассникам могут отказать в приёме в школу только при отсутствии мест на параллели. Причём школа должна информировать о количестве свободных мест на своём официальном сайте и стендах, к которым имеется общий доступ. Эти требования закреплены в Приказе Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Об отказе в приёме – ст.5, о размещении информации – ст. 8.

Вместе с тем, может сложиться ситуация, когда в школе просто не приняты локальные акты о промежуточной аттестации (Шаг второй). Т.е. в школе не предусмотрен порядок регулирования отношений по семейному образованию. В таком случае школа может ссылаться на невозможность приёма ребёнка. В данной ситуации результат будет зависеть от поведения родителей. На практике Пермского края можно сказать, что родители, отстаивающие право своих детей на семейное образование, сумели устроить их даже в сельских школах. Важно помнить, что право на выбор семейной формы образования закреплено в ст. 17 и 63  Федерального Закона «Об образовании в РФ» и что Вы действуете исключительно в интересах ребёнка. Если школа, в которой нет локального акта о промежуточной аттестации, закреплена за Вами по месту жительства, то имеет смысл побороться и обжаловать письменный отказ в прокуратуру, орган управления образованием, администрацию города или суд. Мотивировать следует тем, что Вы не можете реализовать право на выбор формы образования.

Отдельно стоит вопрос о приёме на семейное образование в гимназии и школы с углубленным изучением. Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» закрепил за ними право проводить индивидуальный отбор поступающих учеников. Поэтому, формально, если в такой образовательной организации нет локальных актов, регламентирующих семейное образование, их отказ в приёме будет обоснован. Однако если Вы закреплены за гимназией по месту жительства, можно попробовать отстоять свои права.

Шаг четвёртый

 Следующий шаг – заключение со школой договора. В разных регионах практика складывается по-разному, но, как правило, договор заключается. В нём обязательно должно быть прописано, как и когда будет проходить промежуточная аттестация: периодичность, количество учебных предметов, сроки сдачи и т.д. В интересах родителей наиболее подробная детализация. Можно предусмотреть, по каким предметам какой объём знаний необходимо проверять на промежуточной аттестации. На практике возникают случаи, когда учителя спрашивают сверх материала, изложенного в учебнике, здесь должны среагировать родители, указав, что этого в учебной программе не было.

Договор может быть заключен на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного. Всё зависит от локальных актов конкретной школы.

Акцентируем внимание на том, что ученик, обучающийся на семейном образовании, входит в контингент школы. Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального Закона «Об образовании в РФ» экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со ст. 34 данного закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Также они имеют право на бесплатное получение всех учебников и учебных пособий. Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Вместе с тем, школа не несёт ответственности за качество образования. Она ответственна лишь за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение академических прав обучающегося.

Отметим, что при неудовлетворительных итогах промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам и неудачной попытке пересдачи, ученик зачисляется в школу на обучение в общем порядке.

Подготовила Ведерникова Ольга