Родители против преподавания предмета «Основы православной культуры» и за свободу выбора

Версия для печатиВерсия для печати

1 сентября 2012 года в школьную программу 4-го класса был введен новый предмет - «Основы религиозных культур и светской этики». Этот учебный курс состоит из шести отдельных учебных модулей. Четыре из них рассказывают об основах традиционных религиозных культур народов России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», а также модуль «Основы мировых религиозных культур», направленный на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации и «Основы светской этики» для изучения и освоения общепринятых норм светской или гражданской этики.  Учащимся и их родителям гарантирована свобода выбора любого из модулей. Ни администрация школы, ни педагоги не имеют права влиять на этот выбор.

Однако на практике существует множество примеров, когда семьи учащихся были лишены права выбора, и школа под разными предлогами односторонним решением вводила модуль «Основы православной культуры» в качестве единственного. Такое решение не зря вызывает недовольство родителей. Оно противоречит законодательству, причем не только самому приказу Минобрнауки, которым был введен предмет, но и статьям 28 и 14 Конституции (о свободе вероисповедания и отделении религиозных объединений от государства).

Школа №10 города Мытищи

На родительском собрании всем родителям сообщили: «В четвертом классе у детей будет преподаваться модуль «Основы православной культуры». Изменить ничего нельзя, так как решение было принято «сверху». Мы ничего сделать не можем». Позже на вопросы недовольных родителей ответ был «просто не ходить на занятия, если вас это так задевает». Однако это предложение устроило не всех, и было составлено письмо, которое отправили директору и параллельно разместили в интернете. Размещенное в ЖЖ, письмо вызвало большой общественный резонанс и привлекло внимание СМИ. Чудесным образом, тут же нашлась возможность провести опрос и предоставить родителям выбор из трех модулей. Интересно заметить, что ОПК был не самым популярным, и большая часть родитель выбрала модуль «Светской этики».

Школа №15 города Миасса

Со второго по восьмой класс детям в этой школе преподают ОПК, сначала факультативно, потом в виде обязательного предмета. При этом ни о какой свободе выбора речи не идет. Две родительницы первоклассников подали иск в суд на директора школы, за то, что она не предоставляет свободы выбора, давит на родителей и педагогов. Предмет, который школьники должны изучать с 4 класса, на деле начинается раньше. Факультативный предмет стоит в середине учебного дня, а не после основных уроков. Однако позже родительницы отказались от своего иска в суд, так как все требования были удовлетворены: введен альтернативный факультатив «Гармония», где преподается хоровое пение, танцы и рисование. Оба факультатива поставлены в расписание после основных уроков.