Инклюзивное образование в российских школах

Версия для печатиВерсия для печати

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении среди своих сверстников, не страдающих заболеваниями. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплена в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Реализация положений закона на практике встретила немало сложностей. Как отмечает Людмила Швецова, заместитель Председателя Государственной Думы России «было введено инклюзивное образование, но условия его развития не созданы». В регионах не хватает детских садов и школ компенсирующего вида. В све время прошло массовое закрытие специальных (коррекционных) образовательных учреждений (СКОУ). 

Так, согласно Письму Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» в последние несколько лет в субъектах Российской Федерации произошло сокращение на 5 процентов СКОУ при одновременном росте на 2 процента количества обучающихся, воспитывающихся в них детей. Часть субъектов Российской Федерации неоправданно сориентированы на сокращение сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 

Всего в России чуть меньше полумиллиона детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в школах. На данный момент из них в инклюзивное образование включены около 55%. В регионах благодаря реализация Программы «Доступная среда» были вложены большие средства в обеспечение физической доступности зданий образовательных организаций для лиц, испытавающих трудности передвижения. 

Инициативы по развитию практики инклюзивного обрузования в регионах

Программы повышения квалификации учителей в Республике Карелия

Республика Карелия приняла участие в конкурсной программе Минобрнауки и выиграла два лота, получив полное финансирование на осуществление своих проектов. Благодаря поддержке были реализованы проекты «Поддержка стажировочных площадок, созданных в 2011-2013 годах в целях распространения современных моделей успешной социализации детей» министерство образования будет реализовывать направление «Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся». Стажировочной площадкой является Центр диагностики и консультирования.

Второй проект «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья», в рамках которого средства федеральной целевой программы будут преимущественно направленны на повышение квалификации учителей общеобразовательных школ для работы с детьми-инвалидами.

Реализация «Доступной среды» в Пензенской области

Семь школ Пензенской области были отобраны для участия в федеральной Программе «Доступная среда».

Как сообщили в пресс-службе регионального Министерства образования, в рамках программы в школах будет проведен капитальный ремонт для создания надлежащих материально-технических условий (пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, подъемников, специально оборудованных санузлов, учебных и других помещений), которые позволят обеспечить совместное обучение детей-инвалидов с другими школьника. Будет закуплено и установлено специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование (в целях обеспечения физической доступности образовательных учреждений) для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Финансирование Программы происходит из двух источников: федерального бюджета и областного.

Поддержка детей с ОВЗ волгоградскими тьютерами

Очень интересен опыт Волгограда. В этом городе учителя сами проявили живой интерес к проблемам детей-инвалидов, желая повысить свою квалификацию.

Тридцать шесть волгоградских педагогов приступили к занятиям в тьютерском центре на базе Волгоградской академии повышения квалификации. Организации данного обучения способствовал благотворительный фонда «Дети в беде», реализующий программу инклюзии.

Региональное правительство поддержало проект общественной организации, оказав помощь в организации обучения тьютеров. Для них была разработана специальная программа, и сегодня группа педагогов начала курс обучения без отрыва от работы.

Среди слушателей – работники школ и детских садов, изъявившие желание выполнять функции тьютеров по сопровождению детей в инклюзивном образовании. И хотя до этого они не работали с детьми-инвалидами, искренне готовы помочь детям.

За курс обучения педагоги смогут получить не только теоритические знания, но и сделать профессиональные пробы в этой сфере на базе волгоградского лицея № 8 «Олимпия», где в конце марта пройдет неделя «Образование без границ». Именно там обучающиеся смогут увидеть, как работают коллеги, и включиться в процесс. После этой практики учителя получат удостоверение об окончании тьютерских курсов.

Южное Медведково отличилось предприимчивостью

В декабре 2013 года началось строительство новой специальной школы по индивидуальному проекту. Образовательное учреждение рассчитано на 550 учащихся в 3-4 этажа общей площадью 9900 квадратных метров.

Согласно проекту начальная школа должна быть отделена от других возрастных категорий. Для обучения первых двух классов появятся 6 универсальных кабинетов и два помещения для размещения групп продленного дня. Для обучения основной и средней школы предусмотрены универсальные и специализированные кабинеты, кабинет черчения и рисования, кабинет информатики.

В здании школы также разместятся спортивный и актовый залы, медицинский блок, центр информации, кружковые помещения.

В школе предусматривается обучение детей с ограниченными возможностями – связь между этажами будет организована с помощью лифтов, для удобства маломобильных групп появятся пандусы и тактильные указатели.