Решение № М-2329/2014 2-2748/2014 2-2748/2014~М-2329/2014 от 24 июня 2014 г. Йошкар-Олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Версия для печатиВерсия для печати

Дело № 2-2748/2014 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Йошкар-Ола 24 июня 2014 года 

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Орловой С.Г., при секретаре Ивановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Григорьева А.М. в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству образования и науки Республики Марий Эл, Муниципальному общеобразовательному учреждению «Кужмарская средняя общеобразовательная школа» Звениговского муниципального района Республики Марий Эл о признании основных конституционных прав ФИО3, 

у с т а н о в и л:

Григорьев А.М. в интересах несовершеннолетнего ФИО3 обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству образования и науки Республики Марий Эл, Муниципальному общеобразовательному учреждению «Кужмарская средняя общеобразовательная школа» Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, в котором просит признать основные конституционные права его сына ФИО3 в их совокупности, а именно права на образование, на имение светских и религиозных убеждений, на собственность, возможность сдать государственный выпускной экзамен и получить аттестат об образовании путем проведения итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена.

Требование мотивировано тем, что сын истца - ФИО3 обучается в 9 классе <данные изъяты> школы. С февраля 2014 года Григорьев А.М. обращался в Министерство образования РМЭ и вышеназванную школу с просьбой дать возможность его сыну пройти итоговую аттестацию по окончании 9 класса в форме государственного выпускного экзамена. В своих обращениях Григорьев А.М. объяснял, что сдача итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена для них недопустима по религиозным убеждениям, однако получил отказ. Григорьев А.М. считает, что ответчики допускают прямое нарушение Конституции РФ и дискриминацию по религиозному признаку и по признаку здоровья, поскольку ставят его ребенка перед жестоким выбором получения аттестата либо отказа от своих убеждений. Ответчики не признают в совокупности конституционные права его ребенка на имение религиозных и иных убеждений, право на получение образования и подтверждения образования аттестатом. Между тем в Российской Федерации каждый имеет право на образование согласно Конституции РФ и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Такие же права закреплены в Конвенции о правах ребенка. В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессионального образования завершается государственной итоговой аттестацией учащихся. Для продолжения обучения по программам последующего уровня образования необходим документ государственного образца о соответствующем уровне образования. Основной государственный экзамен (ОГЭ, ГИА), как форма государственной итоговой аттестации является электронной формой предоставления государственной образовательной услуги. Отношения в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг регулируются Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым форму получения государственной услуги выбирает гражданин, при этом электронная форма является дополнительной, а не электронная – базовой. В соответствии с п. 47 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ №1394 от 25.12.2013 г., предусматривается обезличивание персональных данных участников. Обезличивание производится с применением присвоения идентификационного номера участнику и записи этого номера в штриховой форме на экзаменационных бланках. На применение технологии обезличивания участник дает согласие своей подписью перед началом экзамена. Истец указывает, что обезличивание, присвоение и применение идентификационного номера является оскорблением человеческого достоинства и запрещено п. 3 ст. 13 ФЗ «О персональных данных». В силу православных убеждений ребенку истца неприемлемо ставить свою подпись на бланках, содержащих штрих-код. Записанная информация в штриховой форме в соответствии со стандартом штрихового кодирования ЕАН-13 (ЮпиСи) «Межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО/МЭК 15420-2001, Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое» и другие, совместимые стандарты, выглядят как начертание и содержат в себе антихристианскую символику – число имени апокалипсического зверя «666». Структура записи в штриховой форме – это прямое оскорбление религиозных чувств граждан и запрещено ст. 3 ФЗ «О свободе совести и религиозных организациях». Истец также указал, что имеется отличная от дискриминационных форм ЕГЭ, ГИА, ОГЭ форма государственной итоговой аттестации – государственный выпускной экзамен (ГВЭ). На основании высшей юридической силы Конституции РФ, которая должна быть применена ответчиками, истец просит признать право его ребенка на получение образования путем проведения итоговой аттестации в форме ГВЭ. 

В судебном заседании Григорьев А.М., его представитель Абдуллин М.И. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить. 

Григорьев А.М. пояснил, что при сдаче экзамена в форме ОГЭ учениками заполняются бланки, содержащие штрих-коды. Подписание бланков со штрих-кодами в силу изложенных в иске обстоятельств, религиозных убеждений для его ребенка неприемлемо и фактически влечет отречение от веры. Полагает, что отказ ответчиков в предоставлении его сыну возможности сдать экзамен в форме ГВЭ в устной или письменной форме свидетельствует о дискриминации, поскольку такую возможность имеют ученики с ограниченными возможностями здоровья, ученики - инвалиды, ученики, отбывающие наказание в виде лишения свободы, ученики, проживающие в Крыму. Невозможность сдать экзамен в форме ГВЭ не позволит его сыну получить аттестат об образовании и продолжить дальнейшее обучение, что нарушает конституционное право на образование.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО3 с иском согласился. Пояснил, что желает сдать итоговый экзамен в письменной или устной форме по билетам.

Представитель истцов Абдуллин М.И. указал также, что религиозные и светские убеждения не позволяют несовершеннолетнему ФИО3 по обстоятельствам, изложенным в иске, сдать экзамен в форме ОГЭ. Обезличивание персональных данных путем штрихового кодирования для православных, каковыми являются истец и его несовершеннолетний сын, свидетельствует о духовном убийстве. Несовершеннолетний ФИО3 в соответствии с Конституцией РФ не может быть принужден к отказу от своих убеждений. При этом в соответствии с Законом об образовании ФИО3 имеет свободу выбора форм получения образования. Закон, предоставляя право выбора форм получения образования, форм обучения, не запрещает обучающимся, не имеющим заболеваний, не содержащимся в местах лишения свободы, проживающим за пределами Республики Крым, сдавать государственный выпускной экзамен. Список категорий учащихся, изложенный в подпункте «б» пункта 7 Порядка проведения государственной итоговой аттестации не является исчерпывающим. Полагает, что в законодательстве РФ об образовании существуют пробелы, которые в случае буквального толкования приводят к нарушению прав человека и противоречат ст.ст.17, 19, 28, 29, 43, 56 Конституции РФ. Поэтому в данном случае необходимо применить положения Конституции РФ в их совокупности. 

Представители ответчика – Министерства образования и науки РМЭ Илларионов А.В. и Короткова М.П., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, пояснили, что Министерство образования и науки РМЭ является ненадлежащим по делу ответчиком. Указали, что Министерство образования и науки РМЭ в соответствии со ст. 59 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования обеспечивает проведение государственной итоговой аттестации в РМЭ в строгом соответствии с приказом Минобрнауки России от 25.12.2013 г. №1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования". Указанный документ содержит исчерпывающий перечень лиц, для которых государственная итоговая аттестация проводится в форме ГВЭ. Несовершеннолетний ФИО3 к этой категории не относится. 

Представитель ответчика МОУ «Кужмарская средняя общеобразовательная школа» Звениговского муниципального района РМЭ – директор Романова Н.В. иск не признала, пояснила, что школой какие-либо конституционные права несовершеннолетнего ФИО3, закончившего программу обучения для 9 классов и допущенного к итоговой аттестации, не нарушаются. Образовательное учреждение действует в соответствии с законодательством РФ об образовании. Полагает, что именно убеждения родителей несовершеннолетнего ФИО3 препятствуют обеспечению получения последним основного общего образования и итогового аттестата, притом, что ребенок хорошо подготовлен к итоговой аттестации, по результатам обучения в 9 классе имеет положительные оценки «хорошо» и «отлично». 

Представитель ответчика – Министерства образования и науки Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил суду отзыв на исковое заявление, в котором просил в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве, и рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства образования и науки РФ.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установленною, что несовершеннолетний ФИО3 является учеником 9а класса МОУ «<данные изъяты> школа» <адрес> закончившим программу обучения для 9 классов и допущенным к итоговой аттестации.

Согласно положению ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

В соответствии со ст. 14 Конституции РФ Российская Федерация - светское государство, где никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Никто не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (п. 5 ст. 3 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). 

Эти конституционные и законодательные положения в полной мере воспроизводится в основных принципах образовательной политики, распространяя свое действие и на всю систему образования в Российской Федерации.

При этом конституционно-правовой принцип светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не только гарантирует реализацию человеком свободы совести, выбора мировоззрения и устраняет угрозу дискриминации по религиозным основаниям, но и определяет недопустимость вмешательства религиозных и общественных объединений в управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также в образовательный процесс. 

Доводы стороны истца о нарушении основных конституционных прав несовершеннолетнего ФИО3 сводятся к обязанию ответчиков провести государственную итоговую аттестацию ФИО3 в форме государственного выпускного экзамена в общеобразовательной школе по месту учебы ввиду его религиозных убеждений.

В соответствии с положениями статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.3). Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией (ч.4). Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5).

В соответствии с пунктом 5, подпунктами 5.2, 5.2.35, 5.2.36 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466, Министерство образования и науки Российской Федерации наделено полномочиями по принятию нормативных правовых актов, касающихся, в том числе определения форм государственной итоговой аттестации и порядка проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации).

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2013 года №1394 (далее Порядок).

Названный нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, которая согласно пункту 11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. №1009, включает в себя юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации, в том числе Конституции РФ.

В соответствии пунктом 7 Порядка государственная итоговая аттестация проводится:

а) в форме основного государственного экзамена с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, - для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования или самообразования и допущенных в текущем году к ГИА;

б) в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов (далее - государственный выпускной экзамен, ГВЭ) - для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее - загранучреждения), а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, для обучающихся, освоивших в 2014 и 2015 годах образовательные программы основного общего образования в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

в) в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования - для обучающихся по образовательным программам основного общего образования, изучавших родной язык и родную литературу (национальную литературу на родном языке) и выбравших экзамен по родному языку и/или родной литературе для прохождения ГИА.

Как установлено в судебном заседании несовершеннолетний ФИО3 не относится к категории обучающихся, государственная итоговая аттестация которых проводится в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.

При таких обстоятельств суд считает, что рассматривая обращения ФИО2 и ссылаясь в ответах на установленный Порядок, Министерство образования и науки РМЭ, как орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования, МОУ «Кужмарская средняя общеобразовательная школа» Звениговского муниципального района РМЭ действовали в соответствии с действующим законодательством. 

Требования Григорьева А.М, как частного лица, об изменении установленного законом порядка образовательного процесса по принципу религиозных убеждений, с учетом указанных выше положений Конституции РФ, в рамках настоящего дела суд считает недопустимыми. 

Доводы стороны истца о том, что структура записи в штриховой форме на бланках для записи ответов является религиозной, содержит антихристианскую символику, оскорбляет религиозные чувства граждан и противоречит статье 3 Федерального закона от 26.09.1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» являются несостоятельными.

Требования к физическим свойствам штрихового кода установлены ГОСТ 31245-2004 (ИСО/МЭК 15421:2000) «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Требования к испытаниям мастера штрихового кода», введенным в действие приказом Ростехрегулирования от 14.03.2005 г. №50-ст. Штриховой код представляет собой графическую информацию, наносимую на поверхность изделия, представляющую возможность считывания её техническими средствами – последовательность черных и белых полос. Номер штрихового кода служит ключом к информации, хранящейся в базе данных компьютера и не может оскорблять религиозные чувства граждан и противоречить Закону о свободе совести и о религиозных объединениях.

Также нельзя согласиться с доводами истца о том, что обезличивание копий экзаменационных работ обучающихся, предусмотренное пунктом 47 Порядка, является оскорблением человеческого достоинства и противоречит положениям Федерального закона от 27.06.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

Согласно ст.5.61 КоАП РФ под оскорблением понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Согласно положениям ст.13 Закона о персональных данных не допускается использование оскорбляющих чувства граждан и унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

Истцом не представлено доказательств того, что обезличивание копии экзаменационной работы является оскорблением и унижает честь и достоинство несовершеннолетнего ФИО3

Более того, положения Закона о персональных данных предусматривают возможность обезличивания персональных данных, которое подразумевает действия, в результате которых становиться невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в признании права несовершеннолетнего ФИО3 на получение образования путем проведения итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена. 

Необходимость сдачи несовершеннолетним ФИО3 государственной итоговой аттестации в установленной форме основного государственного экзамена никоим образом не ограничивает его права иметь как светские, так и религиозные убеждения и не принуждает несовершеннолетнего к изменению своих убеждений, а также не свидетельствует об ограничении права на собственность.

Поскольку доказательств нарушения ответчиками конституционных прав несовершеннолетнего ФИО3 не представлено, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении искового заявления Григорьева А.М. в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству образования и науки Республики Марий Эл, Муниципальному общеобразовательному учреждению «Кужмарская средняя общеобразовательная школа» Звениговского муниципального района Республики Марий Эл о признании основных конституционных прав ФИО3 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья С.Г.Орлова

Мотивированное решение составлено 30 июня 2014 года.