Решение № 2-888/2015 2-888/2015~М-787/2015 М-787/2015 от 13 июля 2015 г. по делу № 2-888/2015 Ужурского районног суда (Красноярский край)

Версия для печатиВерсия для печати

Дело № 2-888/2015

 

Р Е Ш Е Н И Е



ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2015 года г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Загребанцева А.Б.,

при секретаре Коноваловой Е.Ю.,

с участием заявителей Карпухина Е.В., Селезенева Н.С., Михайловой К.А., Сацук Т.С., Сацука А.В., Адамсоновой Е.А., Гончаровой А.В.,

представителя Министерства образования Красноярского края Юманова М.И., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Карпухина Е.В., Селезенева Н.С., Михайловой К.А., Сацук Т.С. в интересах своего несовершеннолетнего сына Сацука А.В., Адамсоновой Е.А. в интересах своей несовершеннолетней дочери Гончаровой А.В., Зобовой Е.Я. в интересах своего несовершеннолетнего сына Зобова А.В. о признании незаконным решения Государственной экзаменационной комиссии Красноярского края,
 

У С Т А Н О В И Л:

Карпухин Е.В., Селезенев Н.С., Михайлова К.А., Сацук Т.С., Адамсонова Е.А. и Зобова Е.Я. обратились в суд с указанными заявлениями, мотивируя их следующим. Карпухин Е.В., Селезенев Н.С., Михайлова К.А., и несовершеннолетние Сацук А.В., Гончарова А.В. и Зобов А.В. обучались в МКОУ СОШ № имени Маршала Советского Союза Крылова Н.И. ЗАТО п. <данные изъяты> Красноярского края. 15 июня 2015 года они сдавали Единый Государственный экзамен по информатике и ИКТ. Решением Государственной экзаменационной комиссии (далее ГЭК) от 26 июня 2015 года результат ЕГЭ по информатике и ИКТ в отношении них был аннулирован по причине того, что во время экзамена на столах участников ЕГЭ находились ноутбуки. Заявители не согласны с таким решением, поскольку они на экзамен ноутбуки не приносили и не пользовались ими. Находившимися в аудитории во время сдачи ЕГЭ ноутбуками воспользоваться не было возможности, так как не было подключения. Представители Государственной экзаменационной комиссии осуществляли контроль за проведением экзамена. Кроме того, представители сами не дали указание работникам школы убрать из аудитории ноутбуки. Считают, что решением ГЭК об аннулировании экзамена нарушено их право на образование, так как они не смогут поступить на обучение в высшие учебные заведения. Кроме того, считают, что решение об аннулировании результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ принято с нарушением срока его принятия, поскольку такое решение должно быть принято в течение двух рабочих дней с момента принятия конфликтной комиссией соответствующих решений, завершения проверки, организованной председателем ГЭК. Конфликтная комиссия по данному вопросу не заседала, никаких решений не принимала. Решение об аннулировании результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ принято через десять дней после проведения экзамена. 

Заявители просят признать решение (протокол) Государственной экзаменационной комиссии Красноярского края № от 26 июня 2015 года в части аннулирования в отношении Карпухина Е.В., Селезенева Н.С., Михайловой К.А., Сацука А.В., Гончаровой А.В. и Зобова А.В. результата Единого Государственного экзамена по информатике и ИКТ, проведенного 15 июня 2015 года в МКОУ СОШ № имени маршала Советского Союза Крылова Н.И. ЗАТО п. <данные изъяты> Красноярского края, незаконным и не подлежащим применению.

В судебном заседании все заявители свои требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении, подтвердили, что на столах всех обучающихся действительно находились ноутбуки. На их вопрос, почему стоят ноутбуки, организаторы пояснили, что это допускается. Заявитель Карпухин Е.В. дополнительно пояснил, что 15 июня 2015 года он пришел в школу на ЕГЭ по информатике с паспортом и ручкой. Организаторы экзамена проводили инструктаж, устно объяснили, что запрещено иметь при себе. В аудитории на всех столах находились ноутбуки в открытом состоянии, которые были включены в электросеть, однако интернет подключен не был. Для выполнения заданий ноутбук он не использовал. 

Заявитель Селезенев Н.С. пояснил, что 15 июня 2015 года на экзамене по информатике он пользовался ноутбуком, но не для выполнения заданий. В ноутбуках были игры, интернета не было.

Заявитель Михайлова К.А. пояснила, что организаторы, находившиеся в аудитории, разрешили пользоваться ноутбуками. Перед экзаменом организатор Б. проводила инструктаж, зачитывала, что запрещено. В ноутбуке она заходила в программу «Exsel», однако ничего сделать не смогла.

Заявитель Сацук Т.С. пояснила, что сын ей говорил о том, что на экзамене по информатике на столах почему-то были ноутбуки. Несовершеннолетний Сацук А.В. пояснил, что ноутбуками разрешили пользоваться организаторы. В ноутбуке не было интернета, был минимум программ, он использовал его как часы и калькулятор.

Заявитель Адамсонова Е.А. пояснила, что ноутбуки были включены, знает это от своей дочери. Гончарова А.В. пояснила, что перед экзаменом с ними был проведен инструктаж, в аудитории на столах обучающихся находились ноутбуки. На вопрос Селезенева, можно ли ими пользоваться, организаторы ответили, что можно. Она лично использовала калькулятор в ноутбуке.

Заявитель Зобова Е.Я. и несовершеннолетний Зобов А.В. в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в сувое отсутствие в связи с выездом за пределы Красноярского края.

Представитель Министерства образования Красноярского края и Государственной экзаменационной комиссии края Юманов М.И. с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменных возражениях на заявления, считает решение ГЭК законным, принятым в пределах её полномочий, право заявителей на образование не нарушено. 

Как следует из письменных возражений, Государственная экзаменационная комиссия создана приказом Министерства образования и науки Красноярского края от 16.02.2015 года № 26-11-05 и руководствуется в своей деятельности приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 года № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (далее Порядок проведения ГИА). Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 31.10.2014 года № 2062-10 председателем ГЭК назначена министр образования Красноярского края Маковская С.И. Протоколом ГЭК от 09.06.2015 года № 65 преподаватель КГБОУ СПО (ССУЗ) «Красноярский техникум промышленного сервиса» Х. направлена в МКОУ СОШ № им. маршала Советского Союза Крылова Н.И. ЗАТО п. <данные изъяты> в качестве члена ГЭК. 25.06.2015 года в ходе проведения мониторинга соблюдения требований Порядка проведения ГИА путем просмотра файлов видеонаблюдения в Пункте проведения экзамена (далее ППЭ) №, организованном в МКОУ СОШ № им. маршала Советского Союза Крылова Н.И. ЗАТО п. <данные изъяты>, выявлено нарушение требований Порядка проведения ГИА при проведении ЕГЭ по информатике и ИКТ 15.06.2015 года в аудитории №, а именно наличие на рабочих столах участников ЕГЭ ноутбуков, в результате чего составлен протокол ГЭК от 25.06.2015 года №. Протоколом рабочего совещания министерства от 26.06.2015 года № «О нарушении Порядка проведения ГИА» ГЭК рекомендовано аннулировать результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ 15.06.2015 в пункте проведения ЕГЭ № в аудитории №. Протоколом ГЭК от 26.06.2015 года № установлено, что член ГЭК, направленный в ППЭ № 15.06.2015 года, Х. в нарушение Порядка проведения ГИА не осуществила надлежащий контроль за проведением ЕГЭ в ППЭ №; министерству предложено рассмотреть вопрос о возбуждении в отношении нее дела об административном правонарушении; результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ 15.06.2015 аннулированы. Протоколом об административном правонарушении от 06.06.2015 года, составленным главным специалистом - государственным инспектором отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства министерства Граком Д.В., Х. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении не вынесено. Соответствующие материалы об административном правонарушении направлены для рассмотрения и вынесения постановления по делу об административном правонарушении мировому судье с/у № 142 в Ужурском районе и ЗАТО п. Солнечный Красноярского края.

В соответствии с п. 45 Порядка проведения ГИА экзамен сдается обучающимися, выпускниками прошлых лет самостоятельно, без помощи посторонних лиц. Во время экзамена на рабочем столе обучающегося, выпускника прошлых лет, помимо экзаменационных материалов, находятся: ручка; документ, удостоверяющий личность; средства обучения и воспитания (п. 2.4 приказа Минобрнауки России от 03.02.2015 года № 44 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году» по информатике и ИКТ не предусмотрены); лекарства и питание (при необходимости); специальные технические средства (для лиц, указанных в п. 37 Порядка проведения ГИА); черновик. Указанный перечень разрешенных к использованию во время проведения ЕГЭ вещей носит исчерпывающий характер, то есть является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. 

Этим же пунктом Порядка проведения ГИА предусмотрено, что в день проведения экзамена (в период с момента входа в ППЭ и до окончания экзамена) в ППЭ запрещается обучающимся, выпускникам прошлых лет иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Наличие на рабочих столах участников ЕГЭ ноутбуков в аудитории № пункта проведения ЕГЭ №, организованном в МКОУ СОШ № им. маршала Советского Союза Крылова Н.И. ЗАТО п. <данные изъяты>, при проведении ЕГЭ по информатике и ИКТ 15.06.2015 года не оспаривается. Поскольку Порядком проведения ГИА не предусмотрено наличие на рабочих столах участников ЕГЭ ноутбуков, то вышеуказанный факт бесспорно является нарушением Порядка проведения ГИА. 

Согласно абзацу 1 пункта 71 Порядка проведения ГИА при установлении фактов нарушения порядка проведения ГИА со стороны обучающихся, выпускников прошлых лет или лиц, перечисленных в п. 40 Порядка проведения ГИА, отсутствия (неисправного состояния) средств видеонаблюдения, председатель ГЭК принимает решение об аннулировании результатов ГИА по соответствующему учебному предмету. Таким образом, председателем ГЭК исключительно на законных основаниях и без превышения предоставленных полномочий принято решение об аннулировании результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ 15.06.2015 года, организованном в МКОУ СОШ № им. маршала Советского Союза Крылова Н.И. ЗАТО п. <данные изъяты>.

В соответствии с п. 1 приказа Минобрнауки России от 03.02.2015 года № 44 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году» для проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ определены следующие даты: 15 июня (понедельник) и 25 июня (четверг). Иных дней для проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ не предусмотрено, возможность восстановить (продлить, изменить) сроки проведения ЕГЭ вышеуказанным приказом не предусмотрена. В связи с этим у ГЭК отсутствовали правовые основания для включения в оспариваемый протокол ГЭК от 26.06.2015 года № положений о допуске заявителей к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ в дополнительные сроки на основании абзаца 6 пункта 33 Порядка проведения ГИА, согласно которому по решению председателя ГЭК повторно допускаются к сдаче экзаменов в текущем году по соответствующему учебному предмету в дополнительные сроки обучающиеся и выпускники прошлых лет, чьи результаты были аннулированы по решению председателя ГЭК в случае выявления фактов нарушений устанавливаемого порядка проведения ГИА, совершенных лицами, указанными в п. 40 Порядка проведения ГИА или иными (в том числе неустановленными) лицами.

Руководителем пункта проведения ЕГЭ №, организованном в МКОУ СОШ № им. маршала Советского Союза Крылова Н.И. ЗАТО п. <данные изъяты> была назначена главный специалист по дошкольному, среднему и дополнительному образованию администрации ЗАТО п. <данные изъяты> П., организаторами ППЭ № в аудитории №, где проходил ЕГЭ по информатике, являлись учитель биологии МКОУ СОШ № А. и учитель физики этой же школы Б.

Согласно абзацу 2 пункта 44 Порядка проведения ГИА до начала экзамена организаторы проводят инструктаж обучающихся, выпускников прошлых лет, в том числе информируют о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена, а также о времени и месте ознакомления с результатами ГИА. Пунктом 45 Порядка проведения ГИА предусмотрено, что во время экзамена обучающиеся, выпускники прошлых лет соблюдают устанавливаемый порядок проведения ГИА и следуют указаниям организаторов, а организаторы обеспечивают устанавливаемый порядок проведения ГИА в аудитории и осуществляют контроль за ним. 

Таким образом, в действиях руководителя ППЭ П. и организаторов в аудитории № А. и Б. также усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.30КоАП РФ. 

Решение ГЭК от 26.06.2015 года № об аннулировании результатов ЕГЭ по информатике в отношении заявителей принято в полном соответствии с ч. 5 и п. 1 ч. 13 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком проведения ГИА, требований иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Красноярского края не нарушает, в связи с чем оснований для признания этого решения незаконным не имеется. Представитель Министерства образования Красноярского края и Государственной экзаменационной комиссии Юманов М.И. просит в удовлетворении заявлений Карпухину Е.В., Селезеневу Н.С., Михайловой К.А., Сацук Т.С., Адамсоновой Е.А. и Зобовой Е.Я. отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии со ст. 59 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного стандарта или образовательного стандарта. Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена.

Формы проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования, участников, сроки и продолжительность проведения ГИА, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА определяет Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Порядок проведения ГИА), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 года № 1400.

Согласно п. 7 Порядка проведения ГИА государственная итоговая аттестация проводится в форме единого государственного экзамена с использованием контрольных измерительных материалов (КИМ), представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, - для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования. 

В соответствии с п. 14 Порядка проведения ГИА органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают проведение ГИА, в том числе, создают государственные экзаменационные комиссии (ГЭК) (за исключением утверждения председателей и заместителей председателей ГЭК), предметные и конфликтные комиссии субъектов РФ и организуют их деятельность. 

Согласно Распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 31.10.2014 года № 2062-10 «Об утверждении председателей ГЭК субъектов Российской Федерации для проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в 2015 году» исполняющая на тот момент обязанности министра образования Красноярского края Маковская С.И. утверждена председателем ГЭК Красноярского края.

Приказом министра образования и науки Красноярского края от 16.02.2015 года № 26-11-05 создана ГЭК Красноярского края для проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в Красноярском крае в 2015 году, в состав которой вошла Х. - преподаватель КГБОУ СПО (ССУЗ) «Красноярский техникум промышленного сервиса».

В силу п. 1 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2015 года № 44 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году» (далее Приказ Минобрнауки России № 44) проведение ЕГЭ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) определено в следующие дни: 15 июня и 25 июня 2015 года.

Из протокола ГЭК Красноярского края от 09.06.2015 года № 65 следует, что член ГЭК Х. направлена в пункт проведения единого государственного экзамена 15.06.2015 года в МКОУ СОШ № имени маршала Советского Союза Крылова Н.И. ЗАТО п. <данные изъяты> Красноярского края (далее МКОУ СОШ № ЗАТО п. <данные изъяты>).

Приказом министерства образования и науки Красноярского края от 30.04.2015 года № 149-11-05 местом расположения пункта проведения 15 июня 2015 года ЕГЭ по информатике и ИКТ в ЗАТО п. <данные изъяты> определено МКОУ СОШ №, руководителем ППЭ назначена главный специалист по дошкольному, среднему и дополнительному образованию администрации ЗАТО п. <данные изъяты> П., организаторами ППЭ ЕГЭ № в аудитории № назначены учитель биологии этой школы А. и учитель физики этой же школы Б.

В соответствии с п. 20 Порядка проведения ГИА члены ГЭК обеспечивают соблюдение установленного порядка проведения ГИА, в том числе по решению председателя ГЭК не позднее чем за две недели до начала экзаменов проводят проверку готовности ППЭ, обеспечивают доставку экзаменационных материалов в ППЭ в день экзамена, осуществляют контроль за проведением ГИА в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях и конфликтной комиссии, а также в местах хранения экзаменационных материалов.

В силу п. 44 Порядка проведения ГИА до начала экзамена организаторы проводят инструктаж обучающихся, в том числе информируют о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена, а также о времени и месте ознакомления с результатами ГИА.

Согласно п. 4.2 Методических материалов по подготовке и проведению ЕГЭ в пунктах проведения экзаменов в 2015 году, разработанного Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, руководитель ППЭ обязан проверить наличие и готовность помещений (аудиторий) к проведению ЕГЭ; обеспечить ознакомление организаторов с инструктивными материалами под роспись в ведомости произвольной формы; в день проведения ЕГЭ приступить к своим обязанностям не позднее чем за 2 часа до начала экзамена и нести персональную ответственность за соблюдение мер информационной безопасности и исполнение Порядка проведения ГИА в ППЭ на всех этапах проведения ЕГЭ в ППЭ; во время экзамена совместно с членами ГЭК осуществлять контроль за ходом проведения экзамена, проверять помещения ППЭ на предмет присутствия посторонних лиц и решать иные вопросы.

В соответствии с пунктом 4.3 указанных Методических материалов организатор в аудитории должен пройти инструктаж по порядку и процедуре проведения ЕГЭ и ознакомиться, в том числе с нормативными правовыми документами, регламентирующими проведение ЕГЭ, инструкциями, определяющими порядок работы организаторов в аудитории; не позднее чем за 45 минут до начала экзамена пройти в свою аудиторию, проверить ее готовность к экзамену; напомнить участникам ЕГЭ о ведении видеонаблюдения в ППЭ и о запрете иметь при себе во время проведения экзамена мобильные телефоны, иные средства связи, электронно-вычислительную технику; следить за порядком в аудитории и не допускать наличия средств связи, электронно-вычислительной техники, фото, аудио и видеоаппаратуры, справочных материалов, письменных заметок и иных средств хранения и передачи информации и выполнять иные обязанности.

Согласно п. 45 Порядка проведения ГИА во время экзамена обучающиеся соблюдают устанавливаемый порядок проведения ГИА и следуют указаниям организаторов, а организаторы обеспечивают устанавливаемый порядок проведения ГИА в аудитории и осуществляют контроль за ним. Экзамен сдается обучающимися самостоятельно без помощи посторонних лиц. Во время экзамена на рабочем столе обучающегося, помимо экзаменационных материалов, находятся: а) ручка; б) документ, удостоверяющий личность; в) средства обучения и воспитания, которые при проведении ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2015 году не предусмотрены (п. 2.4 приказа Минобрнауки России от 03.02.2015 года № 44 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году»); г) лекарства и питание (при необходимости); д) специальные технические средства (для лиц с ограниченными возможностями); е) черновик. В день проведения экзамена (в период с момента входа в ППЭ и до окончания экзамена) в ППЭ запрещается: а) обучающимся - иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;

б) организаторам - иметь при себе средства связи;

в) лицам, перечисленным в п. 40 Порядка проведения ГИА - оказывать содействие обучающимся, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Судом установлено, что учащиеся МКОУ СОШ № ЗАТО п. <данные изъяты> Карпухин Е.В., Селезенев Н.С., Михайлова К.А., Сацук А.В., Гончарова А.В. и Зобов А.В. 15 июня 2015 года сдавали единый государственный экзамен по информатике и ИКТ на пункте проведения экзамена № в МКОУ СОШ № ЗАТО п. <данные изъяты>.

Из списка работников ППЭ № МКОУ СОШ № ЗАТО п. <данные изъяты> следует, что руководителем ППЭ являлась П., членом ГЭК Х., организаторы в аудитории №, где проходил ЕГЭ по информатике и ИКТ, А.. и Б. Организаторы ППЭ с инструкцией проведения ЕГЭ ознакомлены, об ответственности предупреждены, что подтверждено их подписями в списке организаторов ППЭ в 2015 году. 

Как следует из протокола ГЭК Красноярского края от 25 июня 2015 года №, при просмотре файлов видеонаблюдения в пункте проведения ЕГЭ № в МКОУ СОШ № ЗАТО п. <данные изъяты> выявлено нарушение Порядка проведения ГИА при проведении ЕГЭ по информатике и ИКТ 15 июня 2015 года в аудитории № и 25 июня 2015 года в аудитории №, а именно: наличие ноутбуков на рабочих столах участников ЕГЭ. Перечнем средств обучения и воспитания, определенным Приказом Минобрнауки России № 44, на ЕГЭ по информатике и ИКТ не предусмотрено использование каких-либо средств обучения и воспитания. Министерству образования поручено провести проверку по данному факту. 

Протоколом ГЭК Красноярского края № от 26.06.2015 года аннулированы результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ, проведенного 15.06.2015 года в МКОУ СОШ № ЗАТО п. <данные изъяты>, в том числе в отношении заявителей Карпухина Е.В., Селезенева Н.С., Михайловой К.А., Сацука А.В., Гончаровой А.А., Зобова А.В. 

Из пояснительной члена ГЭК Х. председателю ГЭК Красноярского края следует, что 15 июня 2015 года в ППЭ № МКОУ СОШ № ЗАТО п. <данные изъяты> она вместе с руководителем ППЭ П. проверила готовность ППЭ к проведению ЕГЭ. В этот день сдавали три предмета, в том числе информатику. В кабинете, где должны были сдавать информатику, на столах учащихся находились ноутбуки. На вопрос о наличии в кабинете ноутбуков П. сообщила, что они необходимы учащимся для выполнения некоторых заданий, а также, что к интернету они не подключены, что у них небольшой объем памяти и поставлена программа только для выполнения заданий определенного характера. П. заверила, что информатику так сдают. После чего она проверила видеокамеры, установленные в каждой аудитории и изолированность других кабинетов. Дальнейшая работа шла согласно инструкциям. Во время экзамена она неоднократно проходила по аудиториям ППЭ. Все работали в спокойной деловой обстановке. По окончанию экзамена приняла у П. все необходимые документы, которые в этот же день сдала в РЦОИ.

06 июля 2015 года в отношении члена ГЭК Х. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ. 08 июля 2015 года дело об административном правонарушении направлено для рассмотрения мировому судье судебного участка № 142 в Ужурском районе и ЗАТО п. Солнечный Красноярского края.

Из просмотренной в судебном заседании видеозаписи видно, что 15 июня 2015 года в аудитории № ППЭ № в МКОУ СОШ № ЗАТО п. <данные изъяты> на столах всех учащихся находятся ноутбуки. Во время проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ участники экзамена, в том числе, заявители, пользуются ноутбуками.

Карпухин Е.В., Селезенев Н.С., Михайлова К.А., Сацук А.В. и Гончарова А.В. в своих объяснениях, а также после просмотра видеозаписи подтвердили, что ноутбуки на столах участников экзамена действительно находились, были подключены в электросеть, они ими пользовались с разрешения организаторов экзамена.

Свидетель П., главный специалист по дошкольному, среднему и дополнительному образованию Администрации ЗАТО п. <данные изъяты>, руководитель ППЭ № МКОУ СОШ № ЗАТО п. <данные изъяты>, в судебном заседании показала, что в мае 2015 года проводилась учеба организаторов ЕГЭ, документы и методические рекомендации вручались под роспись, изучался порядок проведения ЕГЭ. Список организаторов утверждался на каждый экзамен. Перед экзаменами она лично проводила инструктаж с организаторами, специальной ведомости об этом нет. Член ГЭК Х. прошла все аудитории, проверила их, замечаний не сделала. Учащимся разъясняли, что запрещено иметь при себе. В аудиториях организаторы проводили инструктаж с детьми. На всех столах участников ЕГЭ по информатике действительно были ноутбуки, на них был установлен язык программирования «Паскаль», к интернету подключения не было. Она знает, что в девятом классе разрешено пользоваться компьютерами, полагала, что и в одиннадцатом классе тоже можно ими пользоваться. Считает, что дети в произошедшем не виноваты. Кто принимал решение об установке ноутбуков в аудитории, она не знает. О том, что в аудитории ведется видеонаблюдение, все знали, учащихся об этом предупреждали.

Свидетель А. учитель биологии и химии МКОУ СОШ № ЗАТО п. <данные изъяты>, организатор ППЭ № в аудитории №,в судебном заседании показала, что ноутбуки на столах учащихся на экзамене по информатике действительно были. Она во время экзамена аудиторию не покидала и к учащимся не подходила. Кто принял решение об установке ноутбуков в аудитории, она не знает. Вопросов по поводу наличия ноутбуков у неё не возникло.

Таким образом, судом установлено, что во время проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ 15.06.2015 года в ППЭ № МКОУ СОШ № ЗАТО п. <данные изъяты> на столах всех учащихся, в том числе заявителей, находились ноутбуки в открытом состоянии, подключенные в электрическую сеть, которыми заявители пользовались, тем самым, был нарушен порядок проведения ГИА, поскольку ноутбук одновременно может являться средством связи, электронно-вычислительной техникой, содержать справочные материалы, являться средством хранения и передачи информации. Наличие при себе или передача обучающимся таких предметов прямо запрещено Порядком проведения ГИА. При этом не имеет правового значения, как именно пользовались ноутбуками заявители, и повлияло ли их использование на результаты ЕГЭ.

Согласно п. 71 Порядка проведения ГИА при установлении фактов нарушения порядка проведения ГИА со стороны обучающихся, выпускников прошлых лет или лиц, перечисленных в пункте 40 Порядка, отсутствия (неисправного состояния) средств видеонаблюдения, председатель ГЭК принимает решение об аннулировании результатов ГИА по соответствующему учебному предмету. Для принятия решения об аннулировании результата ГИА в связи с нарушением установленного порядка ее проведения ГЭК запрашивает у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе экзаменационные работы, сведения о лицах, присутствовавших в ППЭ, и другие сведения о соблюдении порядка проведения ГИА, проводит проверку по фактам нарушения установленного порядка проведения ГИА.

Из протокола рабочего совещания Министерства образования Красноярского края от 26.06.2015 года № «О нарушении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» следует, что 25 июня 2015 года при просмотре файлов видеонаблюдения установлено, что в нарушение Порядка проведения ГИА на рабочих столах участников ЕГЭ по информатике и ИКТ 15 июня 2015 года в аудитории № и 25 июня 2015 года в аудитории № в ППЭ № МКОУ СОШ № ЗАТО п. <данные изъяты> находились ноутбуки. ГЭК рекомендовано аннулировать результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ.

По результатам проведенной проверки 26.06.2015 года принято решение аннулировать результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ, в том числе, заявителей. Решение принято в течение двух рабочих дней с момента завершения проверки, организованной председателем ГЭК, то есть в соответствии с требованиями п. 72 Порядка проведения ГИА, вопреки доводам заявителей о нарушении срока принятия решения об аннулировании результатов ЕГЭ.

Поскольку факт нарушения Порядка проведения ГИА 15 июня 2015 года при проведении единого государственного экзамена по информатике и ИКТ в ППЭ № МКОУ СОШ № ЗАТО п. <данные изъяты> нашел свое подтверждение, решение Председателем ГЭК об аннулировании результатов этого экзамена принято в пределах своих полномочий и в соответствии с установленным порядком. При таких обстоятельствах оснований считать решение (протокол) Государственной экзаменационной комиссии Красноярского края № от 26 июня 2015 года об аннулировании результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ не соответствующим закону не имеется. С учетом этого оснований для удовлетворения заявлений Карпухина Е.В., Селезенева Н.С., Михайловой К.А., Сацук Т.С., Адамсоновой Е.А. и Зобовой Е.Я. нет.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, ст. 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявлений Карпухина Е.В., Селезенева Н.С., Михайловой К.А., Сацук Т.С. в интересах своего несовершеннолетнего сына Сацука А.В., Адамсоновой Е.А. в интересах своей несовершеннолетней дочери Гончаровой А.В., Зобовой Е.Я. в интересах своего несовершеннолетнего сына Зобова А.В. о признании незаконным решения (протокола) Государственной экзаменационной комиссии Красноярского края № от 26 июня 2015 года в части аннулирования результатов Единого Государственного экзамена по информатике и ИКТ, проведенного 15.06.2015 года в МКОУ СОШ № имени маршала Советского Союза Крылова Н.И. ЗАТО п. <данные изъяты> Красноярского края, в отношении Карпухина Е.В., Селезенева Н.С., Михайловой К.А., Сацука А.В., Гончаровой А.В., Зобова А.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд.

Решение в окончательной форме составлено и подписано 17 июля 2015 года

Председательствующий А.Б. Загребанцев