Решение № 2-5023/2013 М-4812/2013 2-221/2014(2-5023/2013;)~М-4812/2013 2-221/2014 от 24 февраля 2014 г. Свердловский районный суд г. Костромы (Костромская область)

Версия для печатиВерсия для печати

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в связи с выявленным в ходе проверки несоответствием количества учебников, находящихся в библиотечном фонде школы, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения. Решением суда на школу была возложена обязанность укомплектовать библиотечный фонд учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, утвержденным министерством образования и науки Российской Федерации.

Дело № 2-221/2014

 

РЕШЕНИЕ

 

Именем Российской Федерации

24 февраля 2014 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

судьи Комиссаровой Е.А.,

при секретаре Зверевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Костромы в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 11» о возложении обязанности по обеспечении укомплектованности библиотечного фонда учебниками,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Костромы действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к департаменту финансов Костромской области, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 11», администрации городского округа-город Кострома об обязании произвести о возложении обязанности по обеспечении укомплектованности библиотечного фонда учебниками, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в части финансового обеспечения образовательной деятельности МБОУ г. Костромы "Средняя общеобразовательная школа N 11" в котором просил: обязать департамент финансов Костромской области за счет средств казны Костромской области произвести финансирование приобретения учебников, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 11» приобрести на выделенные средства недостающие учебники.

Указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлен факт недостаточной комплектации муниципального бюджетного образовательного учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» по состоянию на 10 октября 2013 года учебной литературой на 2013-2014 учебный год, что повлекло нарушение права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование.

По состоянию на 01.10.2013 сумма денежных средств на осуществление расходов на учебный процесс всех общеобразовательных учреждений перечислена в размере ... рублей ... копеек.

Из указанных средств с января по сентябрь 2013 года Управлением образования города Костромы направлено на лицевые счета муниципальных образовательных учреждений субсидий на финансирование расходов на оплату труда и на обеспечение учебного процесса ... тыс. рублей.

В рамках вышеуказанного финансирования из областного бюджета на обеспечение учебного процесса (расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды) выделено денежных средств в размере ... рублей ... копейка, приобретено учебной литературы на сумму - ... рублей ... копейки; мебель, щк. доски, уч. оборудование - ... рублей, ... копеек; компьютеры и т.п. ... рублей, ... копейки; проекционное оборудование - ... рублей ... копеек; кл. журналы и бланки - ... рубль, ... копеек; прочее оборудование и материалы - ... рубля, ... копеек. В настоящее время образовательные учреждения учебниками в полном объеме не обеспечены.

Согласно информации, предоставленной МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», денежные средства необходимы для приобретения ряда учебников, отсутствующих в фонде школьной библиотеки. 

Таким образом, ответчиками не обеспечена реализация государственных гарантий прав граждан на общедоступное и бесплатное образование. На начало 2013-2014 учебного года ученики образовательных учреждений района не обеспечены в достаточном количестве учебниками, в связи с чем их родители вынуждены покупать необходимую учебную литературу за счет собственных средств.

Ссылаясь на ст. 43 Конституции РФ, Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации», Закон Костромской области от 15 июля 2009 года № 515-4-ЗКО «О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений», ФЗ РФ от 10 июня 1992 № 3266-1 «Об образовании», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010 года № 986 утверждены «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования ученых помещений», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Закон Костромской области от 21.12.2012 года № 318-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2013 год», прокурор просит: 

1.Обязать Департамент финансов Костромской области за счет средств казны Костромской области произвести финансирование приобретения учебников, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, для учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 11».

2.Обязать администрацию городского округа - город Кострома в пределах выделенных денежных средств произвести финансирование приобретения учебников, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, для муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 11».

3. Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 11» обеспечить учащихся муниципального образовательного учреждения учебниками, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

В ходе судебного разбирательства Прокурор уточнил исковые требования и просил: обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 11» обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда МБОУ города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 11» учебниками по всем обязательным предметам основной образовательной программы для учащихся 5-11 классов в соответствии с действующим федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, в срок до 01 сентября 2014». Требования к Департаменту финансов Костромской области и Администрации городского округа город Кострома не поддержал.

В судебном заседании помощник прокурора Костромской области по поручению прокурора г. Костромы Шамаева О.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, при этом пояснила что, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2013 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 (ред. от 10.07.2013) (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755) обучающимся МБОУ города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 11», осваивающим основные образовательные программы, должны быть предоставлены бесплатно в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, согласно федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, из библиотечного фонда МБОУ города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 11».

Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Костромы "Средняя общеобразовательная школа № 11" Мокин А.А. исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Указал, что поступающих из бюджета субвенций не хватает на обеспечение учебниками, директором школы принимаются все меры, чтобы максимальное обеспечить учебной литературой учащихся. На текущий учебный год бесплатно учебниками обеспечены в полном объеме ученики малообеспеченных семей. Просил учесть, что школа обязана не только учебники приобретать, но и различный учебный материал, комплекты школьной мебели, нести расходы на иные цели учебного процесса. Своих доходов недостаточно для удовлетворения всех потребностей учебного заведения в том числе и с учетом поступающих субвенций. Считает, что в установленный прокурором срок решение будет неисполнимо.

Представитель Департамента образования и науки Костромской области Деулина М.И. требования считает обоснованными, однако полагает, что в сложившейся ситуации школа будет не в состоянии в установленный срок исполнить решение суда, в связи с тем, что действительно сумма выделяемых субвенций недостаточная для полного укомплектования школы № 11 учебной литературой. При этом отметила, что согласно информации о количестве недостающих учебников, представленной школой, у них имеется значительный недокомплект, как будто школа несколько лет вообще не закупала учебники.

Представитель Комитета образования, культуры, спорта и работы с молодежью администрации города Костромы. В судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.

В силу частей 2, 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Как следует из п. 1,2 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

К компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

Пункт 6 указанной нормы гласит, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Согласно п. 1 ст. 35 Федерального закона № 273-ФЗ обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

С учетом требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, закрепленных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать доступ в школьную библиотеку к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (пункт 24 Приказа), а также учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой (пункт 26 Приказа).

В соответствии с пунктом 24 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования.

Приказом Минобрнуки России от 19 декабря 2012 года № 1067 утвержден федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/14 учебный год. 

Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, ответчиком для учащихся 5-11 классов по субвенции в 2011-2013 годах были приобретены 4353 экземпляра учебников. Остальные учебники (3449 экз.) были приобретены за счет родительских средств, что составляет 35,96% от общего количества учебников, необходимых для обеспечения учебного процесса в 2013-2014 году

Доводы ответчика по своей сути сводятся к доводам о невозможности образовательного учреждения обеспечить всех учащихся школы бесплатными учебниками при действующих в Костромской области нормативах финансирования на одного обучающегося.

В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов в том числе обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Закон Костромской области от 25.12.2013 N 477-5-ЗКО "О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных организаций" устанавливает региональные нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций и муниципальных дошкольных образовательных организаций, порядки (методики) расчета субвенций, передаваемых из областного бюджета местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в целях обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Костромской области и общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Костромской области. (ст. 1)

Так, подушевой норматив финансирования на обеспечение образовательного процесса включает в себя расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов) и устанавливается в равном объеме для всех муниципальных общеобразовательных организаций в размере 1000 рублей на одного учащегося, осваивающего образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

При таких обстоятельствах неисполнение ответчиком своих обязанностей по организации учебного процесса - лишь частичная укомплектованность библиотечного фонда - нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и возложению на МБОУ г. Костромы "Средняя общеобразовательная школа N 11" обязанность обеспечить до 01 сентября 2014 года полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы.

Доводы, приведенные ответчиками в ходе рассмотрения дела об отсутствии достаточного финансирования не могут служить основанием для отказа в иске.

Как следует из вышеуказанных законодательных актов, органы государственной власти субъектов РФ осуществляют свои полномочия в сфере образования путем выделения субвенций местным бюджетам в соответствии с установленными законами субъектов РФ нормативами. 

Однако порядок направления соответствующих субвенций и особенности осуществления межбюджетных отношений при реализации основных общеобразовательных программ не должны применяться таким образом, чтобы граждане фактически были лишены гарантированного Конституцией РФ права на общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В силу прямого указания закона образовательное учреждение должно обеспечить оснащение образовательного процесса учебниками в объеме, соответствующем численности обучающихся, и исполнение этой обязанности не может быть поставлено в зависимость от достаточности финансирования. В то же время возложение указанной обязанности только на образовательное учреждение не освобождает соответствующие органы от выполнения возложенных на них законом обязанностей в области образования на стадии исполнения судебного решения образовательным учреждением.

При этом суд учитывает, что при формировании областного бюджета с 2014 года учитывается принятый Закон Костромской области от 25.12.2013 N 477-5-ЗКО, которым подушевой норматив финансирования на обеспечение учебного процесса увеличен с 460 руб. до 1000 руб.

Указанный в исковом заявлении срок исполнения ответчиком обязанности, исходя из категории спора, является достаточным и разумным, позволяющим на начало 2014-2015 учебного года обеспечить учеников образовательного учреждения достаточным количеством учебников и избежать возложения на родителей обязанности приобретения необходимой учебной литературы за счет собственных средств.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Иск Прокурора г. Костромы удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 11» обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда МБОУ города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 11» учебниками по всем обязательным предметам основной образовательной программы для учащихся 5-11 классов в соответствии с действующим федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программыобщего образования и имеющих государственную аккредитацию, в срок до 01 сентября 2014.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья