Решение № 2-1803/2015 2-1803/2015~М-1230/2015 М-1230/2015 от 16 апреля 2015 г. по делу № 2-1803/2015 Кировский районный суд г. Иркутска (Иркутская область)

Версия для печатиВерсия для печати

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в связи с выявленным в ходе проверки несоответствием количества учебников, находящихся в библиотечном фонде школы, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения. Решением суда на школу была возложена обязанность укомплектовать библиотечный фонд учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, утвержденным министерством образования и науки Российской Федерации.

 

РЕШЕНИЕ

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 апреля 2015 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Кулаковой С.А.

при секретаре Васиной А.В.

с участием помощника прокурора Кировского района г. Иркутска Коростилевой Н.А., директора МБОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов Свидиной Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иркутске

гражданское дело № 2-1803/2015 по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд,
 

УСТАНОВИЛ:



Обратившись в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц, истец прокурор <адрес> ссылался на выявленный в ходе проверки факт несоответствия количества учебников, находящихся в библиотечном фонде ответчика, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения. По информации ответчика, в образовательном учреждении библиотечный фонд укомплектован не в полном объеме: общая обеспеченность учебниками с 1 по 11 классы составляет <данные изъяты> экземпляров из общей потребности в <данные изъяты> учебников. Поскольку на учебный ДД.ММ.ГГГГ обеспеченность учебниками в МБОУ <адрес> СОШ № с углубленным изучением отдельных предметов составляет <данные изъяты> ссылаясь на ст. 43 Конституции РФ, ст.ст. 5, 18, 35, 28 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки от 31.03.2014 № 253, Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на ДД.ММ.ГГГГ учебный год, просит суд возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <адрес> среднюю общеобразовательную школу № с углубленным изучением отдельных предметов в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда укомплектовать библиотечный фонд учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации. 

В письменных возражениях на исковое заявление директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов Свидина Т.П. исковые требования не признала, мотивируя это тем, что указанные в исковом заявлении <данные изъяты> экземпляр – это общая обеспеченность основными учебниками с 1-11 классы на ДД.ММ.ГГГГ (в это количество не входят дополнительные учебники по предметам физическая культура, изобразительное искусство, музыка и технология), что и составило <данные изъяты> указанные в исковом заявлении. Указанные в исковом заявлении <данные изъяты> экземпляров – это общая потребность основными учебниками с 1-11 классы на ДД.ММ.ГГГГ гг. для формирования <данные изъяты> обеспеченности, что соответствует требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения. Указанные в исковом заявлении количество учебников, необходимых для полной укомплектованности школы, составляет <данные изъяты> экземпляров, которые заказаны в издательстве «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», согласованы в <данные изъяты> (ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ №). Таким образом, МБОУ <адрес> СОШ № с УИОП будет обеспечена на ДД.ММ.ГГГГ гг. учебниками на <данные изъяты>

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Коростилева Н.А. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика директор МБОУ <адрес> СОШ № с УИОП Свидина Т.П. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации).

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования).

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38 согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2) Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют - исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, - многоплановую роль публичной власти в этой сфере.

Названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (статья7 часть 2, Конституции Российской Федерации). Такая поддержка может осуществляться различными способами, в том числе в рамках федеральных программ в области социального развития Российской Федерации (статья 71, пункт «е», Конституции Российской Федерации), реализуемых публичной властью всех уровней. Вместе с тем родители в силу конституционной обязанности заботиться о детях не могут устраняться от бремени несения расходов на их содержание в детских дошкольных образовательных учреждениях.

Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает, по смыслу ст.ст. 7, 19 (части 1 и 2), ст. 28 (часть 1), 32 (части 1 и 2), 71 (пункты «в», «е»), 72(п. «е» части 1), 76 (части 1 и 2) и 114 (пункт «в» части 1) Конституции Российской Федерации, нормативное закрепление соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование.

Федеральный законодатель, к компетенции которого Конституция Российской Федерации относит принятие федеральных законов в сфере регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина, общих вопросов воспитания и образования, защиты семьи, материнства, отцовства и детства и социальной защиты (статья 71, пункт «в»; статья 72, п.п. «е», «ж» части 1), в Закона Российской Федерации от 10.07.1992 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) определяет образование, право на которое является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), при этом область образования провозглашается в Российской Федерации приоритетной, а государственная политика в области образования основывается, в частности, на принципах единства федерального культурного и образовательного пространства и общедоступности образования (преамбула, пункт 1 статьи 1, подпункты 2 и 3 статьи 2).

В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регулирующей право на образование, государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

В соответствии с п. 3 ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (п. 4 ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регулирующей печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (п. 2 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования (п. 3 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 1 ст. 35 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регулирующей пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания, обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (п. 2 ст. 35 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регулирующей компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательной организации, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 24 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 № 1047 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18.10.2013, регистрационный № 30213), приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 утвержден федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Судом установлено, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <адрес> средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов создано в соответствии с постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании муниципальных образовательных учреждений (МОУ) администрации <адрес>.

Целями деятельности учреждения являются: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни; создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности подростка; формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню ступени обучения целостной картины мира, адаптация личности к жизни в обществе; развитие и совершенствование образовательного процесса, материально-технической базы, осуществление дополнительных мер социальной поддержки обучающихся и работников учреждения; воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требования информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур, уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Как следует из материалов дела, и данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались, потребность МБОУ <адрес> СОШ № с УИОП, исходя из количества учащихся <данные изъяты> составляет <данные изъяты> учебников (информация для прокуратуры <адрес> по запросу от ДД.ММ.ГГГГ №).

В МБОУ <адрес> СОШ № с УИОП проведен анализ обеспеченности учебниками и учебными пособиями образовательной организации за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ учебные года. По информации заведующей библиотекой, обеспеченность 1-4 класса в процентах составляет – <данные изъяты> 5-9 классы – <данные изъяты>, 10-11 классы – <данные изъяты> Таким образом, среднее значение по школе обеспеченности учебниками – <данные изъяты>.

Проведен анализ обеспеченности учебниками и учебными пособиями за ДД.ММ.ГГГГ начальное общее образование (1-4 классы) – <данные изъяты>; 5-9 классы – <данные изъяты>. Так, сопоставление количества обучающихся и имеющегося количества учебников свидетельствует о том, что ученики 5 класса учебниками по русскому языку обеспечены на <данные изъяты> % (на <данные изъяты> учеников <данные изъяты> учеников). Аналогичная ситуация в пятом классе с учебниками по литературе, английскому языку, математике, информатике, истории России, всеобщей истории, естествознанию, географии, природоведению, биологии, основам безопасности жизнедеятельности. Ученики 6 класса практически на <данные изъяты> обеспечены, за исключением учебников по математике (на <данные изъяты> учеников <данные изъяты> учебников, или <данные изъяты>), по основам безопасности жизнедеятельности (на <данные изъяты> учеников <данные изъяты> учебников, или <данные изъяты> %). В 7 классе обеспеченность <данные изъяты> только по <данные изъяты> предметам из <данные изъяты> в 8 классе – только по <данные изъяты> предметам из <данные изъяты>, а по английскому языку - <данные изъяты> обеспеченность.

В 10 классе общий процент обеспеченности – <данные изъяты> При этом <данные изъяты> обеспеченность зафиксирована только по обществознанию, географии, биологии, физике, химии, а по русскому языку, литературе, математике (алгебре), геометрии, информатике и ИКТ, истории России, всеобщей истории, основам безопасности и жизнедеятельности обеспеченность недостаточная. Поскольку на <данные изъяты> ученика в наличии имеется по русскому языку <данные изъяты> учебник (или <данные изъяты> %), по литературе – <данные изъяты> (или <данные изъяты> %), по математике (алгебре) – <данные изъяты> (или <данные изъяты>), по геометрии – <данные изъяты> (или <данные изъяты> %), по информатике и ИКТ – <данные изъяты> (или <данные изъяты> %), по истории России – <данные изъяты> (или <данные изъяты>), по всеобщей истории – <данные изъяты> (или <данные изъяты> %), по основам безопасности и жизнедеятельности – <данные изъяты> (или <данные изъяты>).

В 11 классе отмечается недостаток учебников по таким предметам, как русский язык, литература, математика (алгебра), геометрия, информатика и ИКТ, история России, всеобщая история, обществознание, география. И в 10, и в 11 классе отсутствуют учебники по английскому языку.

Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что недостаточность обеспеченности отмечается не только учебников по таким предметам, как физическая культура, изобразительное искусство, музыка и технология, но и по основным предметам, в том числе русский язык, литературы, математика, английский язык.

В судебном заседании директор МБОУ <адрес> СОШ № с УИОП Свидина Т.П. представила сведения о закупках учебников на ДД.ММ.ГГГГ гг. Так, на закупку учебников была направлена сумма <данные изъяты> При этом заявка на приобретение учебников на ДД.ММ.ГГГГ. была согласована с директором МГОУ ДПО «<данные изъяты><данные изъяты> Количество заказанных учебников составило <данные изъяты> экземпляров. Из них в издательстве «<данные изъяты>» заказано на сумму <данные изъяты>. (до ДД.ММ.ГГГГ). Представленная спецификация на товар, поставляемый для МБОУ СОШ № <адрес> (к контракту от ДД.ММ.ГГГГ), счета на оплату ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждает осуществление ответчиком действий во исполнение обязанностей по обеспечению потребностей обучающихся в учебниках. 

Принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела обстоятельств, свидетельствующих об укомплектованности библиотечного фонда учебниками по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, не установлено, представленные ответчиком счета на оплату, спецификация, приложение к ходатайству с указанием наименований учебников, количества, стоимости, факт укомплектованности школы учебниками не подтверждает, свидетельствуют о том, что ответчик приступил к выполнению соответствующих мероприятий.

При таких обстоятельствах суд находит иск прокурора <адрес> о возложении обязанности на ответчика укомплектовать библиотечный фонд учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, утвержденным министерством образования и науки Российской Федерации подлежащими удовлетворению. 

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, учитывая характер заявленных требований, суд устанавливает срок ответчику для выполнения обязанности разработать проекты санитарно-защитных зон и согласовать их в установленном порядке – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 235, 198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить обязанность на ответчика муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <адрес> средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением отдельных предметов укомплектовать библиотечный фонд учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, утвержденным министерством образования и науки Российской Федерации в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме будет принято 24 апреля 2015 года.

Председательствующий С.А. Кулакова

Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2015 года