Наказана за жалобу: продолжение истории добрянской школьницы

Версия для печатиВерсия для печати

Четвертый месяц в добрянской школе №5 творятся абсурдные вещи. Директор искусственно создает для ученицы начальной школы условия, в которых невозможно нормально обучаться с тем, чтобы заставить ее покинуть школу. Причиной особого отношения к ребенку стали жалобы мамы на поборы, нарушения СанПин в школе и отказ школы предоставлять лыжи для уроков физкультуры. Директор и педагоги были привлечены к штрафам.

Ученица третьего класса с ноября месяца ходит в школу и занимается на уроках одна, с февраля каждый раз занятия проходят с новым учителем и по новому расписанию, то в первую, то во вторую смену - в зависимости от наличия времени у педагогов. Изоляция девочки от учебного коллектива как мера воздействия или возмездия в отношении мамы, затянулась на долгие четыре месяца, а контрольные органы до сих пор ничего не предпринимают для восстановления нарушенных прав третьеклассницы. 

Хронология событий и ответы органов власти

Резолюция директора школы на заявление мамы от 08.12.2016 с просьбой перевести дочь в другой класс с наименьшим количеством учащихся. Резолюция "отказать в связи с заявлениями родителей 3Б".

Ответ Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края от 28.12.2016 года за подписью Начальника Н.В.Санниковой: "наполняемость класса превышена, поэтому перевести вашу дочь в 3Б не представляется возможным. Администрация школы организовала обучение учителем начальных классов, которая является классным руководителем 3"б" без перевода в состав данного учебного коллектива".

Ответ Министерства образования Пермского края от 22.12.2016 года  за подписью Р.А.Кассиной: "организован учебный процесс в полном объеме... составлено новое расписание уроков.... Администрация МБОУ "Добрянская СОШ №5" не представляет возможности перехода в какой-либо класс образовательной организации в связи с получением ответного коллективного заявления от родитлей параллельных классов с просьбой не переводить данную ученицу в их учебные коллективы"

Ответ из прокуратуры г.Добрянка от 20.01.2017 г. пришлось ждать полтора месяца, он был дан только после жалобы в Прокуратуру Пермского края. Зампрокурора Антушкиев в ответа сослался на то, что Госинспекция по надзору и контролю в сфере образования Пермского края нарушений не выявила, а органы прокуратуры осуществляя надзор за исполнением законом "не подменяют другие государственные органы".

Ответ Управления образования Добрянки от 26.01.2017 за подписью Н.М.Семериковой: "поскольку на предложение получения образования дочерью в других формах (обучение по ИУП, семейное образование, перевод в другую образовательную организацию) вы не дали свое согласие, учебный процесс организован в обычном режиме и в полном объеме".

Федеральный Рособрнадзор спустил повторную жалобу на краевой уровень. Госинспекция по надзору и контролю в сфере образования Пермского края дала повторный ответ от 10.02.2017 года в котором начальник инспекции Н.В.Санникова уточняет «Администрация школы не может перевести ученицу в другой класс, не только в связи с превышением наполняемости классов, но и по причине получения коллективного заявления от родителей учащихся третьих классов с настоятельной просьбой не переводить Вашу дочь в их учебные коллективы».

Опасный прецедент

Контрольно-надзорные органы ничего не предпринимают. Оказывается, что школа может оказывать давление на ребенка и семью за жалобы на поборы, поступившие от родителей, что никто не видит нарушения прав в создании дискриминационных условий для ученицы в отместку и вообще неэтичности действий администрации школы. Директор считает, что имеет право пользоваться данной ей властью.

Нежелание уполномоченных органов вмешиваться в ситуацию создает несколько опасных прецедентов: «Нельзя жаловаться на поборы и нарушения прав. Можно выгонять из школы за жалобы или если у тебя конфликт с директором», «Можно нарушать права одного ребенка по желанию родителей других детей». Очень многие школы сталкиваются с претензиями родителей, в том числе с необоснованными, но ни одна школе еще не заходила настолько далеко.

Изгнание из класса неугодных и по причине конфликтов с учителями или по желанию других родителей – это нарушение законодательства.

Добрянские и краевые чиновники как будто забыли, что школа предоставляет образовательную услугу. Эта услуга гарантирована каждому, а дискриминация недопустима. Директор - должностное лицо, которое отвечает за то, чтобы каждый мог реализовать свое право на получение образования. У него нет права выбирать учеников и нет права выгонять неугодных. Форму получения образования и школы выбирает родитель.

Может быть в силу того, что это небольшой город и все друг друга знают, может быть от того, что директор заручилась поддержкой местных чиновников и депутатов, кажется что требования Конституции и Закона менее важны чем личные претензии. И, кажется, что все компетентные органы от прокуратуры и Рособрнадзора до Министерства образования Пермского края просто расписались в своем бессилии и пассивно наблюдают за ситуацией: как ученицу начальной школы на 4 месяца сделали изгоем.

 

С чего все началось

Причиной конфликта стала серия жалоб на школу, с которыми мама обратилась в надзорные органы, в результате которых:

«директора привлекли к штрафу в размере 80 тыс. рублей за вымогательство денежных сумм на покупку тетрадей, 15 000 за нарушение санитарных норм в столовой и предписания на устранение нарушений, 1000 руб. за использование спортивного зала, который не соответствует санитарным нормам, дисциплинарные взыскания директору и учителям, которые заставляли покупать рабочие  тетради, закрытие спортивного малого зала, который представлял угрозу жизни и здоровью детей, также я добилась предоставления лыж на уроки физкультуры для малоимущих детей»*.

Комментарии директора о причинах конфликта изложены в публикации в добрянской газете Жертва школьной войны.

Мама пожаловалась на поборы и нарушения. После проверок и выписанных штрафов произошел конфликт, и в конце 2-й четверти классный руководитель 3а класса уволился. Детей распределили по другим классам, всех кроме дочери виновницы неприятностей школы. Девочка осталась одна в классе.

Директор школы перевел всех детей из класса в другие. Объяснив это официально желанием родителей.

*Однако, некоторые родители утверждают, что заявления о переводе не подавали.

Маме было предложено перевестись в другую школу или перейти на семейное обучение. Мама отказалась и подала заявление о переводе в полноценный класс. Директор отказал сославшись на отсутствие в других классах свободных мест и наличием заявлений от других родителей.

*К слову, количество учащихся в классах варьируется от 26 до 29 человек, и нет формальных препятствий для перевода в класс с количеством учащихся 26 человек, при том, что некоторые из одноклассников девочки переведены в классы, где детей еще больше.

Маме было предложено перевести ребенка на обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП). Мама категорически отказалась. Тем не менее, для девочки составили индивидуальное расписание, с ней начала проводить занятия учитель начальной школы  персонально.

* Перевод всех детей, индивидуальное расписание для одной оставшейся ученицы – по сути являются расформированием класса и переводом на индивидуальный учебный план. В одном из комментариев в СМИ представителя Министерства образования Пермского края чиновница так и заявила «ребенок переведен на ИУП».

В интервью 59.ru от 08.12.2016 начальник управления образования Добрянки Наталья Семерикова заявила о решении перевести ребенка на обучение по индивидуальному учебному плану:

У ребенка будет индивидуальная программа обучения – у нас уже есть школы, где ребенок один в классе. 

Когда мама подала жалобу на принудительный перевод на ИУП из Управления образования Добрянки ответили, что класс не считается расформированным и ребенок официально не считается обучающимся по ИУП. Также было указано, что «учебный процесс организован в обычном режиме в полном объеме. Таким образом, право на общедоступное и бесплатное образование не нарушено» (ответ за подписью начальника управления образования Н.М.Семериковой от 26.01.2017)

Жалобы без результата

Еще до этого, в декабре, мама направила жалобу Государственную инспекцию по надзору образования (см. текст ответа), Министерство образования Пермского края (см. текст ответа), прокуратуру г.Добрянки. Отовсюду были получены невнятные ответы, которые сводились к описанию ситуации и отсутствию оснований для реагирования.  

В декабре вышел телевизионный сюжет на телеканале Россия (см. http://t7-inform.ru/s/videonews/20161209120052), где журналист телеканала сослался на обещание чиновников о том, что уже совсем скоро девочка будет переведена в нормальный класс. 

Мама направила жалобу в Рособрнадзор, который спустил жалобу обратно в краевую Государственную инспекцию по надзору и контролю в сфере образования. 10 февраля был дан ответ за подписью Начальника инспекции Н.В.Санниковой:

«Администрация школы не может перевести ученицу в другой класс, не только в связи с превышением наполняемости классов, но и по причине получения коллективного заявления от родителей учащихся третьих классов с настоятельной просьбой не переводить Вашу дочь в их учебные коллективы».

То есть, фактически Гособрнадзор официально признал нормальной ситуацию отказа в получении образования на равных условиях, при наличии заявления от других родителей. Если заявление от родителей стало считаться весомым аргументом, то полноценная и ответственная проверка в данной ситуации предполагала бы, что уделено внимание причинам, по которым родители не желают совместного обучения.  Насколько они обоснованы. Действительно ли нахождение в классе девочки третьеклассницы, которая хорошо учится, является угрозой правам и интересам их детей. Эти вопросы при проведении проверки Гособрнадзор не ставит.

Закон не дает родителям права выбирать класс или учителя, такие решения принимает директор школы. 

Директор штурмует КДН 

Ничего не дали обращения мамы в КДН. В то же время директор также написал жалобу в КДН с требованием поставить ребенка на учет в связи с тем, что мама конфликтует с учителем и допускает грубую манеру общения с директором в присутствии ребенка (см. текст жалобы). КДН составила акт, в котором признала наличие административного правонарушения в связи с тем, что мама «в присутствии дочери использовала грубую лексику, недопустимую в воспитании ребенка в отношении директора школы и педагогов». Однако после рассмотрения дела (21 февраля 2017 года) было принято решение об отказе в привлечении мамы к административной ответственности.

Тем не менее, директор не останавливается на достигнутом и направила новую жалобу в КДН, настаивая на психологическом насилии в отношении ребенка со стороны мамы!!! Это педагог, который на протяжении четырех месяцев сам оказывает жесткое психологическое давление на ребенка, создав для девочки ситуацию искусственной изоляции, и это в период когда формирование взаимоотношений со сверстниками в школьном коллективе начинает приобретать первостепенную важность!

*Жалобы мамы на действия директора и заявление о том, что она лишь пытается защитить права ребенка КДН были проигнорированы.

Кто заплатит учителю, если в классе один ученик

10 января 2017 мама написала жалобу в Контрольно-счетную палату (КСП) с просьбой проверить целевое расходование средств в школе, которая является бюджетным учреждением. Непонятно из каких средств оплачивается работа учителя, либо он работает бесплатно, либо получает как за работу с целым классом (ведь данные занятия официально не считаются индивидуальными, а считаются занятиями с классом). 7 февраля 2017 года был получен ответ КСП, где указано что нарушений нет, а оплата учителю за занятия в 3а классе производится из расчета оплаты за 1 ученик-час.

Каждый день новый учитель

С 10 февраля 2017 на занятия с ребенком каждый день стал приходить новый учитель. Было установлено своего рода дежурство. Расписание занятий у ребенка постоянно меняется и подстраивается под учителей. Уроки начинаются то в 14.00 то в 8.00 часов. 

*Что также вызывает вопросы к администрированию, так как если класс не расформирован – то у него должен быть назначен классный руководитель.

Штраф за отсутствие ответа 

20 февраля 2017 года суд вынес решение о привлечении директора школы к административной ответственности за нарушение закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" пр статье 5.59 КоАП РФ. 1 февраля мама направила жалобу в прокуратуру в связи с тем, что ее неоднократные письменные обращения в школу по вопросу организации учебного процесса ее дочери игнорируются администрацией. Прокуратура передала дело в мировой суд, который вынес решение о привлечении директора к ответственности в виде штрафа. 

Ситуация только усугубляется и пока не заметно, чтобы администрация школы пыталась перейти к конструктивным действиям. 

Лера Перова

Контактный телефон мамы 89197124672 (Людмила)

Другие материалы по теме:

Периция на change.org Остановите травлю 9- летней Софьи С., ученицы 3 "А" СОШ№5 г. Добрянка.

Школьная вендетта: история добрянской школьницы

Хватит безосновательно очернять нашу школу и педагогов (комментарий, поступивший в Интернет-приемную)

Комментарии второй стороны (педагогов и директора) в публикации Жертва школьной войны

* Надо отметить, что по вопросу правомерности сбора средств на приобретение рабочих тетрадей у судов и прокуратуры сложилась разная практика. Есть решения и за и против. Например, суд Республики Коми указал "Рабочие тетради не предназначены для многократного использования, поскольку ученики работают непосредственно в данных тетрадях, поэтому на школу не может быть возложена обязанность по обеспечению тетрадями". 

** Школа обязана обеспечивать учащихся лыжами для занятий физкультурой в силу требований законодательства.

Комментарии

По жалобам мамы, приезжают чиновники и прочие. Это ее инициатива. Почему ее кто-то должен приглашать? И учителей выбирает мама, здесь опять вранье. И пожалуйста не вводите людей в заблуждение. Класс никто не расформировывал, поведение мамы в отношении учеников и родителей вынудило их перевести своих детей в другие классы. Не директор это сделал а мама, также она вынудила уйти из школы одного из лучших учителей(того самого классного руководителя, который должен быть). А вы все вопите, что виноват директор. Кто поставит маму на место? Кто Защитит детей которые уже бежали от нее в другие классы и теперь боятся что она и там их достанет?Про то, является ли отличница угрозой для остальных, скажу так, во всей параллели три четверти отличников , но от них никто ни куда не бежит, у них есть друзья и их родители не мешают школе работать. Да , является угрозой благодаря маме и вашей поддержке. Ответ на поверхности. И про слухи - не директор проводит встречи( опять перевираете), встречи проводят те чиновники и защитники, кто удосужился приехать и выслушать родителей. И пожалуйста, хватит перекручивать и перевирать.

Ну маме стоило понимать, что переходя дорогу власть имущим, последствия не заставят себя долго ждать. Отношение директора к девочке - это просто месть за нарушение спокойствия. Чем помешала девочка родителям 3б класса, непонятно. Скорее всего их просто "попросили" написать это заявление. Девочку жалко. Она ведь на всю жизнь запомнит этот произвол :(

Действительно, а кто защитит директора и учителей от сумасшедшей мамы? Поборы на покупку тетрадей? Не смешите людей. Родители сбрасываются везде и всегда, и не надо лукавить. В классах, где учились мои дети тоже всегда находилась пара-тройка "принципиальных и подкованных" родителей, которые не сдавали деньги в родительский комитет, но дети их первыми бежали за подарками и призами. Суммы порядка 1000-2000, когда как. А мама в магазин ходит? Халява так привлекательна, все им должны. А мама сама соблюдает все законы, санпин? Очевидно, что нет. Это она травмирует ребенка. Хочется предложить этой бедной женщине: воспользуйтесь своим правом, поменяйте учебное учреждение, где все соблюдается и Вас все устраивает. И подумайте о своей девочке:-((

А где гарантия, что в другой школе директор не поступит также, что опять школу менять?

Мне кажется для мамы ребенок является средством достижения своих целей в борьбе с директором. Что касается сдачи денег на покупку тетрадей, то мой совет пусть не сдает а покупает сама. У нас В классе то же сдавались деньги на покупку тетрадей и мне это удобно потому что 1. мне не надо бегать по магазинам 2. оптом дешевле

Да лучше быть принципиальным и подкованным человеком, чем всю жизнь платить и разводить коррупцию! Вот из за таких амеб которые не могут Мама Сони просила что то занебесное?! Почему если существует закон, что школа должна то то и то то, то этот закон постоянно хотят обойти директора ?! Стоит нам это сделать - простым смертным, как сразу наказание! А вот ЭТИ сидят на своих местах и манипулируют нашими чувствами - это же все для ваших детей!!!! Так тогда и исполняйте что положено по закону для НАШИХ ДЕТЕЙ!!!!

Тем родителям которые обвиняют маму, неплохо бы вспомнить, что директор и иже с ним были оштрафованы за нарушения. Это основа конфликта.

Зайдите на сайт госзакупок и отфильтруйте по школе и по администрации города. Удивитесь, что все покупается, концелярия, литература, вода, охрана....

Маме сил! А ребенок увидел то, что граждане осознают после 40 лет. Научится критически мыслить со школы , а не в бальзаковском возрасте!

Скорее всего речь идет о рабочих тетрадях, а не обычных. Мы скидывались класса до 2-3, потом внезапно школа стала их предоставлять и сделали вид, что всегда предоставляли. Эти тетради являются приложением к учебнику. Недешевые, а Соня явно из малоимущей семьи. Нельзя вот так на ребенке отыгрываться.

Впервые читаю о данной ужасающей ситуации. Как не стыдно? Да, в школах - ВО МНОГИХ -беспредел, поборы и прочая ересь... Да, родители не идеальны! Но прежде всего вы ЛЮДИ! Одумайтесь. Мне очень жаль это дитя. Она совсем еще малышка. Мама воюет, как считает правильным. Директор, учителя - воюйте с мамой, но не в ущерб девчонке. Вы же ей всю жизнь испортите... Вы же сами родители! Мамы, Папы....Что вы творите ....очень, очень печально... И где наши надзорные органы, что за браство сумашедствия? Так нельзя! Со всех спросят, рано или поздно!

Добавить комментарий